Методы активизации изобретательского творчества

Часть из множества известных методов поиска новых технических решений основывается на приёмах эмоционального подъема членов творческой бригады, поэтому за эти психические действия их еще называют методами активизации поиска технических решений [83, 53].

А для этого нужно изучать психологию делового общения.

Здесь дадим только перечисление известных методов.

1. Метод коллективной генерации идей (метод «мозговой атаки»).

Это, по существу, метод коллективной экспертной оценки, основанный на стимулировании творческой деятельности экспертами друг друга путем совместного обсуждения конкретной задачи (любой, и не только технической).

Процесс генерации идей регламентирован правилами:

- запрещается критика и иная оценка выдвигаемых идей;

- строго ограничивается время одного выступления;

- допускается многократные выступления одного участника;

- приоритет выступления имеет развивающий идею эксперт;

- обязательно фиксируется все высказанные идеи (диктофон).

оценка выдвинутых идей выступлений выполняется на следующих этапах технического творчества другой бригадой экспертов (критиков).

2. Метод управляемой генерации идей. Здесь применяется целенаправленное интеллектуальное воздействие, усиливающее или подавляющее процесс генерации идей. После постановки задачи выбирается лидер творческой бригады. Этот лидер должен быть знаком с особенностями поведения людей повышенной творческой активности. Важно, чтобы лидер знал о признаках, по которым узнается степень творческой активности каждого члена бригады.

Процессы генерации идей и их критики во времени должны быть Разделены. Поэтому во время работы вообще запрещаются любые отрицательные сужденья.

3. Метод подбора бригады экспертов. От этой процедуры во многом зависит эффективность генерации свежих и сильных идей. Поэтому до формирования бригады рекомендуется провести изучение волевых качеств личности по методике из раздела 3.4.

До такого психологического обследования задача поиска технических решений должна быть сформулирована.

Другим подходом является опрос каждого из кандидатов в экспертную группу о том, кого включать, кроме него, в бригаду с фиксированной численностью.

После формирования состава творческой бригады до начала генерации идей даются следующие разъяснения:

1) целью генерации является получение максимального количества идей и предложений по ним;

2) целесообразно комбинирование или усовершенствование идей или предложений к ним, высказанных другими;

3) запрещается критиковать любое высказывание.

4. Метод обратного режима поиска технических решений. Вначале бригада работает режиме критики известных решений, а затем в режиме генерации идей. В этом случае начале выявляются функциональные, конструктивные и параметрические недостатки аналогов и прототипа. Затем ставится цель (технический результат) и по этой цели генерируются новые идеи и предложения к ним.

5. Метод постепенного перехода от общих соображений у частным. Он эффективен, если исходная задача поиска технических решений вначале была иерархически структурирована на подзадачи.

6. Метод анонимной генерации идей. Не все эксперты любят выступать перед людьми (на то они и эксперты). Для творческой бригады из таких людей вначале зачитывается задача поиска технических решений или даже одна идея по ней. Затем каждый член бригады записывает свои идеи и предложения к ним на карточку и передает её лидеру. О зачитывает их вслух, возможно анонимно. В это время на других карточках члены бригады записывают возникшие вновь идеи предложения к ним, возникшие под влиянием услышанного.

Основная ценность метода заключается в том, что систематизация карточек по идеям и предложениям к ним дает направление поиска на следующем сеансе поиска технических решений.

7. Метод контрольных вопросов. Он применим, как правило, к отдельной личности. Этот метод хорошо сочетается и с другими методами технического творчества. Сущность метода заключается в том, что эксперт пытается последовательно ответить на различные вопросы из заранее сформулированного перечня. Контрольные вопросы эффективны в работе кружков качества на конкретных предприятиях.

8. Метод аналогий подробно показан в указаниях [83]. Его целесообразно применять тогда, когда известно, что техническая задача не имеет традиционного решения. Известно из теоремы Гёделя, если задача не решается в круге привлекаемых понятий (в общем случае системы), то нужно расширить этот круг понятий (систему) на уроне принципов функционирования, конструкции объектов, их узлов, деталей, компонентов, сборочных единиц, модельных частей и их функций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: