-это комплекс организационно-экономический институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующих субъектов.
*признаки классификации ИИ:
1) по сферам деятельности:
а) производственная (транспорт, связь, информатика и коммуникации, коммунальное хозяйство, строительные организации, энергетика, бытовое обслуживание).
б) социальная (образование и культура, здравоохранение и туризм, охрана обществ. порядка)
в) финансовый (Минфин, мин-во эконом-го развития, страховые компании, фондовая биржа, фонд содействия развития малых фирм, российская финансовая корпорация).
г) рыночная:
- рынок товаров и услуг: биржи (тов. отрослевые, фьючерсные); опт. предприятия (складской комплекс); розничные предприя-я (универсамы, универмаги); склады; распред.центры.
- рынок труда: биржа труда; центры занятости, подготовки и переподготовки.
-рынок новаций: научные и научно-исследовательские организации (академические, отрослевые);ВУЗы; научно-технические организации; проектно-конструкторские.
|
|
-рынок инноваций: классификация: по институциональным секторам; по источнику финансирования; по уровню новизны; по отрослям знаний и народного хоз-ва; по орг.-правовым формам; по территор.-географич.признаку; по периоду действия и юр.статусу; в зависимости от целей; по размеру; в зависимости от преоблад.типа инноваций.
2.по размеру:
крупные организации (корпорации, концерны, научно-технический альянс, технопарки, ИТЦ); малые организации (инжиниринговые и реинжиниринговые фирмы, фенчурные фирмы, внедренческие фирмы, фирмы оказывающие посреднические услуги (рекламные, экспертные, консалтинговые).
3.по уровням направления: (межгосударственная, государственная, региональная, отраслевая, на уровне предприятия).
4. по территориально-географическому: (межнациональная, транснациональная).
16. Развитие и тенденции инновационной деятельности в странах рыночной экономики (США, Япония, страны ЕС).
Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:
1. Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);
2. Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);
3. НАСА (Национальное космическое агентство);
4. Национальное бюро стандартов;
5. Национальный институт здравоохранения;
6. Министерство обороны;
7. Национальный центр промышленных исследований;
8. Национальная академия наук;
9. Национальная техническая академия;
10. Американская ассоциация содействия развитию науки.
Большинство структур финансируется из федерального бюджета. Государство стимулирует создание венчурных фирм и исследовательских центров. По предоставлению Национального научного фонда США наиболее эффективные венчурные фирмы могут в первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Наиболее наукоемкие и эффективные исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.
|
|
По данным Национального научного фонда США, на современном этапе НТП возросла в НИР доля малого бизнеса. Мелкие и средние фирмы (с численностью до 500 человек) за последние два десятилетия выдали примерно в 2,5 раза больше нововведений на одного занятого или доллар затрат, чем крупные корпорации (с численностью занятых более
10 тысяч человек).
Как и в других странах технологического ядра, в США действуют венчурные фирмы (фирмы «рискованного» капитала) и фирмы «спин-офф» (фирмы – «отпрыски», отделяющиеся от вузов, независимых институтов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций), инвестиционные фонды. Государство активно ведет субсидирование фирм «спин-офф» через крупные некоммерческие научные центры и университеты, вокруг которых сосредоточены и от которых постоянно отделяются эти фирмы.
Следует также отметить практику бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.
Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов – формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и т. п.) и само выступает его агентом, например, при покупке и продаже лицензий.
Государственные органы призваны осуществлять мониторинги прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг – связи, тепла, электроэнергии и т. д.
Не менее популярны меры моральной поддержки: вручение выдающимся ученым и инноваторам государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда инновационных способов хозяйствования, потребления инновационных продуктов и услуг, имеющихся в стране научно-технических и нововведенческих традиций, посещение руководителями государства ведущих инновационных организаций, участие представителей научно-технической интеллигенции в важнейших государственных мероприятиях, поддержка самоорганизации научно-технического сообщества и т. д.
Среди мер косвенного регулирования следует отметить налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычета из налоговых платежей.
Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов (в Японии, наоборот, высокая).
В целях развития инновационной деятельности в США в 1984 г. был принят «Закон о кооперации в сфере НИОКР».
В США большое внимание уделяется прогнозированию и экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций. Здесь отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более
100 лет. Неудивительно, что страна занимает первое место в мире по уровню конкурентоспособности.