Инновационная инфраструктура

-это комплекс организационно-экономический институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующих субъектов.

*признаки классификации ИИ:

1) по сферам деятельности:

а) производственная (транспорт, связь, информатика и коммуникации, коммунальное хозяйство, строительные организации, энергетика, бытовое обслуживание).

б) социальная (образование и культура, здравоохранение и туризм, охрана обществ. порядка)

в) финансовый (Минфин, мин-во эконом-го развития, страховые компании, фондовая биржа, фонд содействия развития малых фирм, российская финансовая корпорация).

г) рыночная:

- рынок товаров и услуг: биржи (тов. отрослевые, фьючерсные); опт. предприятия (складской комплекс); розничные предприя-я (универсамы, универмаги); склады; распред.центры.

- рынок труда: биржа труда; центры занятости, подготовки и переподготовки.

-рынок новаций: научные и научно-исследовательские организации (академические, отрослевые);ВУЗы; научно-технические организации; проектно-конструкторские.

-рынок инноваций: классификация: по институциональным секторам; по источнику финансирования; по уровню новизны; по отрослям знаний и народного хоз-ва; по орг.-правовым формам; по территор.-географич.признаку; по периоду действия и юр.статусу; в зависимости от целей; по размеру; в зависимости от преоблад.типа инноваций.

2.по размеру:

крупные организации (корпорации, концерны, научно-технический альянс, технопарки, ИТЦ); малые организации (инжиниринговые и реинжиниринговые фирмы, фенчурные фирмы, внедренческие фирмы, фирмы оказывающие посреднические услуги (рекламные, экспертные, консалтинговые).

3.по уровням направления: (межгосударственная, государственная, региональная, отраслевая, на уровне предприятия).

4. по территориально-географическому: (межнациональная, транснациональная).

16. Развитие и тенденции инновационной деятельности в странах рыночной экономики (США, Япония, страны ЕС).

Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:

1. Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);

2. Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);

3. НАСА (Национальное космическое агентство);

4. Национальное бюро стандартов;

5. Национальный институт здравоохранения;

6. Министерство обороны;

7. Национальный центр промышленных исследований;

8. Национальная академия наук;

9. Национальная техническая академия;

10. Американская ассоциация содействия развитию науки.

Большинство структур финансируется из федерального бюджета. Государство стимулирует создание венчурных фирм и исследовательских центров. По предоставлению Национального научного фонда США наиболее эффективные венчурные фирмы могут в первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Наиболее наукоемкие и эффективные исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.

По данным Национального научного фонда США, на современном этапе НТП возросла в НИР доля малого бизнеса. Мелкие и средние фирмы (с численностью до 500 человек) за последние два десятилетия выдали примерно в 2,5 раза больше нововведений на одного занятого или доллар затрат, чем крупные корпорации (с численностью занятых более
10 тысяч человек).

Как и в других странах технологического ядра, в США действуют венчурные фирмы (фирмы «рискованного» капитала) и фирмы «спин-офф» (фирмы – «отпрыски», отделяющиеся от вузов, независимых институтов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций), инвестиционные фонды. Государство активно ведет субсидирование фирм «спин-офф» через крупные некоммерческие научные центры и университеты, вокруг которых сосредоточены и от которых постоянно отделяются эти фирмы.

Следует также отметить практику бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов – формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и т. п.) и само выступает его агентом, например, при покупке и продаже лицензий.

Государственные органы призваны осуществлять мониторинги прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг – связи, тепла, электроэнергии и т. д.

Не менее популярны меры моральной поддержки: вручение выдающимся ученым и инноваторам государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда инновационных способов хозяйствования, потребления инновационных продуктов и услуг, имеющихся в стране научно-технических и нововведенческих традиций, посещение руководителями государства ведущих инновационных организаций, участие представителей научно-тех­ни­ческой интеллигенции в важнейших государственных мероприятиях, поддержка самоорганизации научно-технического сообщества и т. д.

Среди мер косвенного регулирования следует отметить налоговые льго­ты. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокра­ще­ния налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычета из налоговых платежей.

Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов (в Японии, наоборот, высокая).

В целях развития инновационной деятельности в США в 1984 г. был принят «Закон о кооперации в сфере НИОКР».

В США большое внимание уделяется прогнозированию и экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций. Здесь отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более
100 лет. Неудивительно, что страна занимает первое место в мире по уровню конкурентоспособности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: