Инновационная деятельность (ИД)

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Инновационный менеджмент: становление и развитие, сущность и содержание, цели и задачи в условиях рыночной экономики.

Инновационный менеджмент как наука о стратегическом планировании нововведений являлся составной частью стратегического менеджмента и существует самостоятельно начиная с середины XX века. Основы инновационного менеджмента закладывались одновременно в разных странах, но наиболее широкое распространение его принципы получили в последней четверти XX века в странах с развивающейся экономикой. На ранней стадии развития практика определяла сущность инновационного менеджмента. Например, в 30-е гг. XX века в США возникла проблема полной оценки эффективности инвестиций при реализации инновационных проектов в области водохозяйственного строительства. В тот период использование инновационного менеджмента было связано с распространением законов квазирынка на те сферы, где не могли быть применены инструменты конкурентного рынка. С начала 50-х гг. XX века инновационный менеджмент служил целям оценки как социально значимых, так и чисто коммерческих проектов. Распространение использования принципов и инструментария инновационного менеджмента было вызвано ростом общественного сектора и расширением экономической роли государства. Возможность привлечения финансовых ресурсов для новых инвестиций, осуществляемых крупными финансовыми институтами в поддержку правительственных программ, стала зависеть от того, насколько с точки зрения общества жизнеспособным окажется проект, оценка эффективности которого проводилась с использованием подходов инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент стал средством контроля над инвестициями в общественный сектор, предприятия которого должны были продемонстрировать способность обеспечить хотя бы минимальную отдачу для экономики.

Выделяются следующие этапы эволюции стратегического управления промышленными инновациями (рис. 1.1):

1. Этап текущего финансового планирования развития (период 1900-1950-х г.г.), когда управление инновациями осуществлялось на основе контроля за исполнением смет расходов (управление издержками). Реакция предприятий на инновации определялась после их реализации. Соответствующие механизмы управления научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР) принято относить к первому поколению. На этом этапе непосредственно сами ученые осуществляли управление научно-исследовательской работой, отбор и выполнение исследовательских проектов.

2. Этап долгосрочного планирования развития (период 1950-1970-х г.г.), когда прогнозы возможностей и соответствующее развитие воспроизводственного процесса оценивались исходя из существующих тенденций. Горизонт прогнозирования принимался равным 10-15 годам, причем на этот период предполагалась стабильная система целей и располагаемых ресурсов. Механизмы управления НИОКР в этот период относятся ко второму поколению и предусматривали корпоративный менеджмент, то есть непосредственно в структуре корпораций создавались отделы НИОКР.

3. Этап стратегического планирования развития (период 1970-1980-х г.г.), когда происходила постепенная переоценка характеристик долгосрочных тенденций развития для прогнозирования будущих возможностей. Горизонт прогнозирования также принимался равным 10-15 годам, однако допускалась возможность коррекции системы целей и объема располагаемых ресурсов. Возрастающая динамика инновационных изменений привела к возникновению адекватных методов разработки инновационных проектов, например, программно-целевых методов с итеративной последовательностью фаз процесса стратегического управления (по цепочке «прогнозы-цели-концепции-программы») с последующей их увязкой с системой планирования и управления. На этом этапе механизмы управления НИОКР относятся к третьему поколению и включают в себя формирование сбалансированного портфеля новшеств и распределение прибыли и риска между выпускаемой продукцией и перспективными инновациями.

4. Этап стратегического управления развитием (период с 1980 г. по настоящее время), при котором прогноз возможностей и развитие воспроизводственного процесса предприятия должны предусматривать закономерное возникновение дискретности развития (прерывности условий инновационных процессов, инновационных скачков). Концепция развития становится комплексной, учитывающей ограничения по ресурсному обеспечению и фазе сбыта, а также ограничения, накладываемые взаимосвязью внутренних и внешних факторов инновационного развития. Обязательным условием применяемых методов социально-экономического планирования становится наличие адаптивных рычагов регулирования программ, то есть при длительной временном горизонте (до 10 лет) стратегического планирования выбираются скользящие интервалы тактического планирования. На этом этапе механизмы управления НИОКР относятся к четвертому поколению и предусматривают организацию совместного участия в разработке новой продукции как ученых и производителей, так и покупателей, поставщиков и других заинтересованных лиц уже на стадии возникновения идей новшества. Такой подход позволяет учесть скрытые потребности всех участников рынка и создавать новшества, на которые гарантированно имеется спрос.

Цель: обеспечение долгосрочного функционирования инновационных процессов в организациях для обеспечения конкурентоспособности продукции, услуг и самой организации

Задачи:

1. Форм-ние иннов. пол-ки (краткоср. и долгоср.)

2. Разработка иннов. эк. стратегий

3. Разработка инно. программ и проектов

4. Изучение и исп-ние передового опыта конкурентов (бенчмаркет)

5. Разработка орг. форм и стр-р упр-ния иннов. проектами

6. Обеспечение кооперации

7. Орг-ция пр-ва и реализации иннов. продукции и услуг

8. Форм-ние проектных групп и обеспечение их мотивации

Объект:

Инновация (нововведение)

Предмет:

Иннов. деят-ть (по созданию, разработке и внедрению новшеств) – ИД

Основные разделы:

1. Концепция ИМ (объект, предмет, управл. подходы)

2. Факторы, оказывающие влияние на развитие ИД (объективные внеш. и внутр. среды; субъектив.)

3. Организация ИД (иннов. процесс, его функции, орг. стр-ра упр-ия)

4. Упр-ие ИД (план-ие деят-ти, ТЭО, Б-П; мониторинг и контроль за проектом; менедж-т рисков)

Эфф-ть ИД (инвестиции и инвест. деят-ть; расчет эфф-ти – эк., комм., соц., экол., бюдж.)

2. Управленческие подходы к инновационной деятельности.

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ:

1)Системный подход

а)Подсистемы: объект; субъект;

б)Виды подсистемы – соц-эк.; тех-эк.

в)Взаимодействие – откр.; закр.

г)Свойства (18 св-в) (первичность целого,структурность,иерархичность,взаимозависимость,непрерывность и д.р)

2)Процессный (цель непрерывных действий)

Содержание

Технология: планирование; организация; мотивация; контроль.

3)Ситуационный подход

Факторы внешн. среды: прим. воздействие (поставщики, конк-ты); косв. воздействие (рын., полит., экон.).

Факторы внутр. среды: персонал (менеджер); мат-тех. база.

4)Научный подход: Теории управления; Практика управления; Тенденции НТП.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ:

1)Маркетинговый:1) Исследование рынка (генерация идей); 2) Разработка концепций нового товара (товар. марка – бренд);3) Продвижение на рынок (реклама);

2)Проектный: а) Сущность проекта и его виды (полит., комм., кадр., воен.); б) Разработка проекта (проект-идея, ТЭО, Б-П); в) Внедрение проекта.

3) Количественный (переход от кач. оценок к колич.) - Методы колич. оценки– а)статист. (регресс., дисперс., корреляц); б)экон. (расчет себ-ти); в)матем.; г) инжен. расчеты; д)– эксперт. оценки

4)Качественный:а) Сис-ма стандартов и тех. условий (ГОСТы, ТУ); б)Сис-ма упр-ия качеством

5)Комплексный (интеграционный):а) Учет взаимосвяз. эл-тов проекта; б) Взаимосвязь участников проекта; в) Произ-технический (банки, пр-во).

6)Социально-психологический:а) Психология; б) Методология форм-ия команд; в) Мотивация

3. Нововведения (инновации) как объект инновационного менеджмента: понятие инновации, ее свойства, функции и основные виды.

Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы[1].

Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.

Свойства инноваций.

Новизна – набор свойств которые отличают товар от предметов аналогов.

Новизна: -Абсолютная – аналогов нет;

-Относительная – относительно признака;

-Стоимостная – совокупность затрат на НИОКР к полезному эффекту; -Рыночная – наличие расширенных свойств и расширение рынков сбыта; -Псевдо-новизна

Функции инноваций. 1. Воспроизводственная;

2. Инвестиционная;

3. Стимулирующая

Виды инноваций.

1. По сфере применения инновации делятся 1.1. Материально-технические; 1.2. Организационно-управленческие. 1.3. Экономические; 1.4. Социально-психологические; 1.5. Правовые; 1.6. Информационные

2.По причинам возникновения 2.1. Реактивные; 2.2. Стратегические.

3. По свойству новизны: 3.1. Радикальные; 3.2. Комбинаторные; 3.3. Улучшающие.

4. По механизму осуществления: 4.1. Единичные; 4.2. Диффузные; 4.3. Завершенные; 4.4. Эффективные.

4. Роль нововведений в конкурентной борьбе и оценке конкурентоспособности.

Новые технологии, новые товары и услуги являются важнейшим средством конкурентной борьбы на рынке. В самом общем виде понятие экономической конкуренции можно определить, как борьбу между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров. С точки зрения инновационного процесса, конкуренцию можно разделить на следующие виды: функциональную, видовую, предметную. Правила конкуренции должны строго регулироваться законодательством страны.
Рассмотрим конкуренцию между фирмами, уже существующими в данной отрасли. Уровень конкуренции между ними определяется, во-первых, размерами научно-технических потенциалов. Фирмы, имеющие более мощный научно-технический потенциал, могут более успешно совершенствовать свою продукцию и технологию. Во-вторых, уровень конкуренции в отрасли определяется текущим состоянием технологии. Если уровень технологии относительно низок и не позволяет производить товары в количествах, достаточных для быстрого насыщения спроса, то это ослабляет остроту конкуренции между фирмами. Напротив, высокий уровень технологии производства товаров и доступность ее для большинства фирм ведут к обостренной конкурентной борьбе.

Угроза появления в отрасли новых конкурентов, производящих аналогичный товар, с одной стороны, ослабляется действием ряда факторов.К ним относятся:

-патентная защита товаров традиционными производителями,
- необходимость для новых производителей начинать производство в больших масштабах, чтобы выйти на уровень себестоимости товаров традиционных производителей, что требует больших затрат и рискованно,
- наличие у старых фирм на своем рынке устойчивого имиджа, новым его нужно создавать,
- несовместимость технических систем товаров старых и новых производителей.

Для того, чтобы покупателю приобрести товар у нового поставщика ему часто приходится полностью менять всю техническую инфраструктуру, что невыгодно.

5. Инновационная деятельность: понятие, сущность, цели и основные направления.

Инновационная деятельность (ИД)

Сущность:

1) разработка программ ИД

2) разработка проектов новых продуктов создания новшеств

3) мониторинг и контроль

4) единая инновационная политика в подразделениях

5) обеспечение проектов ресурсами ИД

6)создание временных целевых проектных групп для комплексного рения новых проблем

Цели:

1) поиск нового технологического и организационно - экономического решения инновац. проблем.

2)проведение научных исследований и технологических разработок

3) подготовка производства новой продукции (опытного, мелкосерийного, серийного)

4)закрепление новой продукции на новых рынках путем постоянного совершенствования технологий

Направления:

1) подготовка и организация производства

2) производственные разработки и модификация продукта

3) маркетинг новых продуктов

4)приобретение патентов, лицензий

5)приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме (патентов, лицензий,торг. марок)

6. Инновационная сфера: рынок новаций (новшеств).

Рынок новаций. (Собственник- гос-во)

Виды деятельности: научно-исследовательская деятельность (НИД); опытно-конструкторские разработки; научно- техническая деят-ть (НТД); экспериментальные разработки.

В зависимости от степени новизны и научно-технич. Значимости к интеллектуальному продукту относится:

Авторское право(Закон РФ об авторском праве и смежных правах" от 9 июня 1953 г.Авторское право принадлежит автору пожизненно и действует в течении 50 лет после его смерти.):

-открытие (новое явление матер.мира);

-научно- техническая разработка (не имеет аналогов).

Патентное право("Патентный закон РФ" от 3 сентября 1992 г.Патентное право на изобретение-20 лет; на промышленный образец-10 лет*продление на 5 лет; на полезную модель -5 лет*продление на 3 года):

-изобретение;

-полезная модель (обладает новизной и полезностью);

-промышленный образец (художественное решение внешнего вида изделия)

Товарный знак ("ФЗ о товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест -происхождение товара"от 23сентября 1992 г.):

товарный знак; фирменный знак; ноу-хау.

а) конструкторские (значение и опыт базируется на многолетнем уровне);б) технологические и производственные (изготовление определенного вида изделия); в)управленческие (четкое распределение обязанностей); г)коммерческие (данные о коньюктуре рынка); д) финансовые (выгодное использование денежных средств).

Участники: 1) физически лица любых профессий;2) юридические лица: научные организации; ВУЗы; научно- техническая организации; проектно-конструкторские организации.

7. Инновационная сфера: рынок инноваций (нововведений).

Рынок инноваций -промежуточные значения между разработчиком и производителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: