Уровень упр. готовности менеджеров к иннов. преобразованиям

Общая величина инв-ций, необх-мых для проведения НИОКР и др.:

1) собств. источники

2) привлеч. ср-ва

3) заем. ср-ва

Ур-нь проф. готовности персонала к иннов. преобразованиям.

Ценовые стратегии орг-ции: минимизация цены; на потребителя.

Тип иннов. Стратегии:

1) - стратегия актив. НИОКР (своя науч-тех. база)

2) коммутанты

3) стратегия адаптаций и внедрений - эксплеренты

10. Факторы субъективного порядка, оказывающие влияние на развитие инновационной деятельности.

Субъективные факторы связаны с самими работниками и их психологическими установками: - Представление о карьере;

- Представление о мотивации;

- Психологический климат в команде.

Последствия инновационных изменений нельзя однозначно предсказать. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. У исполнителя может появиться комплекс опасения. Если этот комплекс за счет разного рода разъяснительных мероприятий снять не удается, то возникают психологические барьеры. Некомпетентности; Увеличения нагрузки; Барьер Шефа.

11. Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности.

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.

Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

· развитие рыночных отношений,

· проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,

· создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,

· обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,

· расширение спроса на инновации,

· предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,

· содействие модернизации техники,

· развитие лизинга наукоемкой продукции,

· активизация предпринимательства,

· пресечение недобросовестной конкуренции,

· поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,

· развитие экспортного потенциала страны,

· развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,

· внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

· государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;

· содействие развитию инновационной инфраструктуры,

· кадровая поддержка инновационной деятельности,

· содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществяющих инновационную деятельность;

· моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);

· информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);

· содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;

· защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

· проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,

· направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,

· выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,

· создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,

· предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,

· снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

· установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,

· гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осущестляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности можно отнести следующее:

прямое финансирование;

предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;

создание сети технополисов, технопарков и т. п. (2)

Созданы специализированные государственные органы – Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур малых предприятий. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции малых предприятий, осваивающих новые технологии.

К государственной поддержке инновационной деятельности можно также отнести финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств.

12. Правовая охрана интеллектуальной деятельности (авторское право, товарный знак).

1.Интеллектуальная собственность: *интеллектуальный продукт-результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности.

*особенности интеллектуальной собственности- ее нематериальность и возможность многократного повторения в материальном носителе.

*виды: охраноспособные; неоханоспособные.

Авторское право:

*законодательные акты: Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах».

*Объекты авторского права: литературные произведения; сценарные произведения; хореографические произведения; сборники, энциклопедии; географические и геологические карты; произведения архитектуры.

*Документация: авторский договор.

*Срок действия: на протяжении жизни автора и в течении 50 лет после его смерти.

*Органы регулирования: Российское агентство по патентам и товарным знакам; Федеральные органы исполнительной Власти.

*порядок получения: предоставляют следующие документы: заявление о регистрации договора; договор в 3-х экземплярах; документ, о подтверждающий уплату пошлины за регистрацию; документ, удовлетворяющий полномочия представителя; документ подтверждающий правопреемственность или передачу права по наследству, если необходимо.

Товарный знак

*законодательный акт: Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товара»

*документация: свидетельство на товарный знак.

*срок действия: регистрируется на 10 лет, возможно неограниченное число продлений на следующие 10 лет.

*органы регулирования: патентное ведомство; регистрационная палата

*порядок получения: в патентное ведомство предоставляются: заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя; заявляемое обозначение и его описание; перечень товаров, для которых и спрашивается регистрация товарного знака; документы об уплате пошлин и устав коллективного знака, если регистрируется коллективный товарный знак.

13. Патентный закон РФ.

Исключительное право лица на изобретение подтверждает патент. Патент также подтверждает приоритет, авторство изобретения.

Исключительное право на изобретение, по сути, означает монополию на использование запатентованного технического решения, когда никто не может использовать его без разрешения патентообладателя. Так, нарушением исключительного права на изобретение признаются следующие действия:
- ввоз на территорию Российской Федерации, изготовление, применение, предложение о продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение для этих целей продукта, в котором использовано запатентованное изобретение, а также осуществление запатентованного способа.

При этом объем правовой охраны изобретения устанавливается из формулы. Запатентованное изобретение признается использованными в продукте или способе, если продукт содержит, а в способе использован каждый признак изобретения, приведенный в независимом пункте формулы изобретения, либо признак, эквивалентный ему и ставший известным в качестве такового в данной области техники до совершения действий по использованию изобретения.

Однако если запатентован способ (процесс), в результате которого получается продукт (товар), то совершение указанных выше действий в отношении продукта, полученного запатентованным способом, также является правонарушением. Например, в России запатентован способ изготовления лекарственного средства. Лицо, которое будет ввозить из-за рубежа лекарство, изготовленное там этим способом, будет являться нарушителем патента, не смотря на то, что оно в России не осуществляет охраняемый патентом способ.

Аналогичное правило установлено и для устройства, реализующего запатентованный способ. Если запатентован способ, который автоматически осуществляется при функционировании какого-либо устройства, то осуществление указанных действий в отношении такого устройства являются нарушением патентных прав на способ.

Предоставление патента может быть полезным для общества только в том случае, если его действие ограничивается определенным сроком.

Патент на изобретение действует до истечения 20 лет с даты подачи заявки. Учитывая, что для некоторых лекарственных средств, пестицидов или агрохимикатов требуются достаточно продолжительные испытания, законодатель предусмотрел возможность продления срока действия патентов, относящихся к таким веществам, максимум на пять лет.

В целях стимулирования использования запатентованных изобретений и автоматического прекращения охраны тех из них, которые оказались не востребованы, законодатель также установил, что действие патента продолжается при условии уплаты ежегодных пошлин. Причем ближе к окончанию срока действия патента, их размер увеличивается. При неуплате пошлины в установленный срок, действие патента автоматически прекращается, без уведомления об этом патентообладателя.

Важно учитывать, что патент, выданный Роспатентом, действует только на территории России. Исключительное право патентообладателя, которое он подтверждает, не распространяется на территорию других стран. Чтобы получить охрану там, необходимо подавать заявки в каждой интересующей стране или использовать процедуры международного патентования, предусмотренные международными соглашениями. А поскольку получение патента означает раскрытие информации об изобретении (т.к. Роспатент делает соответствующую публикацию в официальном бюллетене) и утерю новизны, то решать вопрос о международном патентовании необходимо примерно в то же время, когда осуществляется национальное патентование.

Патент может быть уступлен патентообладателем любому третьему лицу. Такая уступка осуществляется по договору о передаче исключительного права на изобретение, который имеет много общего с договором купли-продажи. В результате такого договора прежний патентообладатель теряет всякую связь с запатентованным изобретением, а все права и обязанности по патенту переходят к новому патентообладателю.

Договор о передаче исключительного права на изобретение подлежит обязательной регистрации в Роспатенте.

14. Научно-технический прогресс и инновационная деятельность.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий) (ПСНТ). ПСНТ начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ - раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию.

На современном историческом этапе ускорение социально-экономического развития, подъем производительных сил, постоянный рост производительности труда и эффективности производства базируются на научно-техническом прогрессе. В свою очередь научно-технический прогресс должен питаться непрерывным потоком фундаментальных научных идей, приводящих к принципиально новым видам техники и технологии.

Фундаментальные научные идеи должны широким потоком входить в технику и производство, через новейшие технологии и оригинальные инженерные решения воплощаться в новые машины, оборудование и приборы высшего технического уровня. В цепочке интенсивной экономики «наука - технология - производство» ведущим звеном является наука, порождающая и новейшие технологии, и новые принципы производства.

Происходит качественное изменение роли фундаментальной науки в системе организации науки и техники. Если раньше фундаментальная наука развивалась в основном независимо от производства, то теперь она становится неотъемлемым звеном всей цепочки современного научно-технического прогресса, истоком этого единого процесса. В современных условиях наука выступает как непосредственная производительная сила общества. Она все активнее вторгается в сферу материального производства, оказывая на него постоянное и неослабевающее воздействие. В условиях перехода на интенсивный путь развития необходимо быстрое и систематическое воплощение новых научных идей в производстве. Именно поэтому фундаментальные исследования должны опережать потребности техники и производства.

Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положительный выход ФИ в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями не могут себе позволить отраслевая и тем более заводская наука. ФИ должны финансироваться за счет бюджета государства на конкурсной основе и частично могут использовать внебюджетные средства.

15. Развитие инфраструктуры как организационно-экономической основы инновационной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: