Школа научного управления. Возникновение тейлоризма и его сущность

Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) по праву считается основателем современного менеджмента. В отличии от многих специалистов, создающих управленческие теории, Тейлор был не ученым-исследователем или профессором школы бизнеса, а практиком: сначала рабочим, потом менеджером, а затем главным инженером в сталелитейном цехе.
Тейлор назвал менеджмент «организацией производства».

Более или менее четкие очертания система Тейлора приобрела в 1903 году в его работе «Управление циклом» и получила дальнейшее развитие в книге «Принципы научного менеджмента», где Тейлор сформулировал ряд постулатов, которые впоследствии получили название «тейлоризм».

Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются: математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализация трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.

В основе тейлоризма лежат четыре правила управления:

1. Создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы; научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности.

2. Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение.

3. Сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения научно-обоснованной теории.

4. Равномерное и справедливое распределение ответственности между рабочими и менеджерами.

Устанавливались нормы труда, причем работающим сверх нормы стали платить дополнительно. По утверждению Тейлора, именно награда представляет собой тот принцип, которым следует овладеть всякому, кто хочет эффективно управлять персоналом. Для поддержания у рабочего постоянного ожидания награды Тейлор предложил использовать прогрессивную систему оплаты. Он доказал, что если ввести соответствующие усовершенствования в трудовой процесс и заинтересовать рабочего, то за отведенное время тот сделает в три-четыре раза больше, чем в обычных условиях.

Понятие «человеческий фактор» в психологическом плане впервые ввел в научный оборот Тейлор. Затем оно было развито классиками менеджмента Ф. Гилбретом, Г. Файолем, Э. Мейо и другими.

Тейлоризм – это классическая геометрия труда, важнейшими аксиомами которой являются: организационная гармония и экономическая и психологическая целесообразность.

Тейлор первым выдвинул тезис о необходимости научного подбора рабочих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: