Латинские грамматики и риторики раннего Средневековья. Их тематика и основные понятия

Вопросы 1-4.

В античности не было ни литературы, ни критики в современном понимании. Понятие «литература» появляется в 18 веке. Лит.критика – это оценки, то, что имеет отношение к обсуждению ценностей. Это требует публичности обсуждения, которое фиксируется в периодической печати (она появляется в Новое время). Возникновение литературоведения – 19 век. Литвед, в отличие от литературной критики, предполагает понятие об изменчивости, историзме.

3 формы: нормативная поэтика, литературная критика, литературоведение.

Нормативная поэтика формируется в классический период античной литературы. Первая нормативная поэтика – поэтика Аристотеля. Архаический период античности – дорефлективный традиционализм. Рефлективный традиционализм – с 14 до 18 века.

Многое из современной теории литературы берет начало в античности, например, вопрос, каким образом причислять тот или иной текст к литературе. Постоянное возобновление одних и тех же проблем и постоянное изменение их же.

«Илиада», «Одиссея» - подготовительные этапы. Поэзия отделяется от повседневной речи посредством мифа и ритуала. Между рапсодами устраивали соревнования. Важен был канон, идеальное исполнение.

Гомер – отец эпической поэзии. Но, например, Ксенофан был настроен критически по отношению к Гомеру, так как богам он приписывал человеческие поступки. Гераклид хвалит Гесиода, так как тот изображал мирные деяния людей (а у Гомера войны и резня).

Создавались новые формы, например, дифирамб. Поэзис – деятельность поэта. 3 глагола о поэзии (…)

Поэт примешивает к правде немного иллюзий, которые исходят от муз. Дилемма: искусство – правда или ложь? Довольно долго сохранялось представление, что поэзия – ложь. Это было богатым истоком критики поэзии.

Литература рождается, когда появляется письменная строка. Первое письменное произведение – «Илиада». Эпос творится божествами, певец лишь пассивный передатчик слов. Поэзис в поэмах Гомера – то, что упорядочивает действия. Приятность – следствие порядка (музы поют стройным хором),

Мастерство поэта – техне, оно сродни ремеслу. Ткань стиха (Пиндар). Традиции + новаторство = «старое вино и новые гимны». Одна из главных проблем – сочетание вымысла и правдоподобия.

 

Софисты.

Протагор, Горгий, Исократ. Уделяли много внимания искусству слова, имея в виду умение убеждать.

Поэзия создает только слова, скульптура или живопись – реальные объекты.

3 понятия: подражание, иллюзия, очищение. Подражание – поэзия создает реальные подобия предметов. Иллюзия – эти подобия иллюзорны. Очищение – поэзия вызывает у зрителей быструю реакцию. О всякой вещи можно составить 2 мнения, противоположных друг другу.

Особое внимание форме поэтическое речи.

Искусство – это подражание (Платон и Аристотель). Что есть прекрасное? Человек – мера эстетического отношения, источник красоты. Красота – относительная вещь, то, что нравится. Поэзия – не столько отражение реальности, сколько возвышающий обман. Горгий: прекрасно то, что приятно для взора и слуха. Надо найти прекрасное само по себе, общее определение красоты. Задача искусства – подражание первообразу, а не природе. Целесообразность – причастность вещи к добру, благу. Благо – соединение красоты с добром. Задача художника – отражать лучшие черты в окружающих предметах. Идеальный образ, который получится – первообраз искусства.

 

Платон.

Платон не был автором поэтики и теоретиком искусства поэзии.

С вопросами эстетики связаны разные диалоги. Например, с такими проблемами, как что такое красота, рассуждения о морали и любви, воспитание воина. Платон сделал шаг вперед в анализе механизма поэтического искусства и терминологизации. Ввел понятия мера, гармония.

2 вида лжи: имеющий поучительную функцию и вредный, безнравственный.

Форма (лексис) – язык и стиль. Гармония формы способствует улучшения содержания.

Платон не сходится с софистами в толковании поэзии как ремесла. Главное – не техне, а вдохновение и одержимость.

«Моральная цензура» в произведении искусства.Оппозиция между философией и поэзией. Поэзия должна нравственно воздействовать на молодежь и подчиняться морали. Поэтому идеальное государство не может обойтись без поэтов, но их нужно контролировать. Поэты должны воспевать воинов и их подвиги.

Средства выражения – подражание реальности, идеальной форме, идее вещи (эйдос) – сущности вещи. Эйкон – образ этой идеи, он способствует проявлению этой сущности, постижению истины. Софисты выдвигали принцип правдоподобия, Платон противоставляетэйкосу истину. Вещи – отражение идей. Мы изучаем копии копий. То есть искусство третично, оно не может быть высоко оценено. Ни поэты, ни их аудитория не могут сами прояснить смысл поэзии. Вдохновение противопоставлено знанию. Подражание – имитация действий человека.

Способность подражать притягательна и опасна, не все копии отсылают к идеям, не всегда есть оригинал или тождественность ему. Эйкос – образ, подобный идее. Эйдолонподобен только внешним, обманным образам.

Парадокс Платона в том, что он не создает целостного понимания поэтики и всячески отталкивает себя от поэзии, видит в ней опасность. Слабость искусства в том, что оно заключается в чувствах. Истина – в идее. Неблагоприятно, что даже успешное подражание вызывает недоверие. Реальность принадлежит миру идей, знание не может быть получено с помощью чувств. Платон запрещает 2 типа музыки: пробуждающую нехорошие страсти и «усыпляющую» человека.

Копирование и подражание неизбежно. Деятели искусства могут вдохновляться идеями, а не только чувственными вещами. Именно философы отвечают за познание мира идей. Поэты должны контролироваться теми, кто обладает знанием идей. Платон рассматривает соотношение поэзии и риторики.

Мимесисотносится прежде всего к драматургии. Диегисис – простой рассказ, пересказ. Мимесис – подражание чужой речи, подражательный модус. Смешанный модус – смесь прямой и косвенной речи.

Аристотель.

Поэтика как техне. Автор первой нормативной поэтики. 2 части: первая о трагедии, вторая о комедии. Поэтика – искусство составлять сказания.

Рассматривает мимесис, механизм творчества. Если Платон выдает копию за оригинал и уводит от истины, то у Аристотеля мимесис тесно связан с правдоподобием (эйкос).Не то, что было, а то, что могло бы быть в силу вероятности, необходимости. Правдоподобие – результат искусного копирования реальности. 3 метода подражания: 1) Какие вещи на самом деле, 2) какими они кажутся, 3) какими они должны быть. Правда стоит выше правдоподобия.

Поэзия способна участвовать в процессе познания. Поэзия философичнее и серьезнее истории, поэзия говорит об общем, история – о единичном. Когда предметы перемещаются в сферу искусства, они обнаруживают новый смысл. Пример: война отталкивает в жизни, но привлекает в искусстве.

У Аристотеля мимесис носит активный характер. Подражание присуще людям с детства. Мимесис – подражание действию, важен не объект, а способ воспроизведения объекта. Искусством занимается скорее человек одаренный, чем безумный. У Аристотеля мимесис – общее понятие, это все поэтическое искусство. В рамках этого понятия драма и эпопея противопоставляются изображению истории. В поэзии есть и правда, которая связана с мифом. Миф – это сюжет. Нужно сконцентрировать события вокруг главного действия. Важнее быть сочинителем сказаний, чем стихов. Предмет поэзии – мимесис, подражание. Сюжет – история, логос. Жанр: если автор подражает заурядным людям, это комедия, возвышенным – трагедия.

Катарсис – очищение посредством страдания. 6 частей трагедии: зрелище, песнь, миф, характеры, мысль, речь. Больше всего внимания уделяется мифу. Сюжет – душа трагедии. Целостность действия, эпизоды нельзя переставлять. Цельная интрига с развязкой в конце. Идеал – «Царь Эдип» Софокла. Аристотель создал правило трех единств: времени, места, действия. Лечебное действие музыки. Ужас и страдание в жизни разрушительны, но излечивают на сцене. Прекрасная форма – результат способностей художника. Поэт создает прекрасное путем поэтических форм, например, метафоры. Нужна мера – слишком блестящая речь заслоняет собой характеры.

Цель трагедии – события. Типология фабульных ситуаций. 1) Положительный герой не может быть счастливым, а стать несчастным. 2) Отрицательный герой не может переходить от несчастья к счастью. 3) Порочный персонаж не может от счастья перейти к ничтожности. Идеально: персонаж не идеален, его трагедия в совершенной ошибке. Аристотель рассуждает о мифологических сюжетах. Судьба персонажей уже определена. Душа, ведомая интеллектом, содержит хорошие страсти.

Представление Аристотеля о поэзии – представление об искусстве как техне.

  1. Литературнаясаморефлексия эллинистического периода (стили поэзии и прозы, понятие о возвышенном)

Эл.период вносит важные изменения в культуру: усиление индивидуального начала, усложнение стилистики, развитие разных философских систем. Особое воздействие на эстетическую мысль оказывает поэтика Аристотеля. Александрия – культурный центр. Издают поэмы Гомера с комментариями. Аристофан Византийский видел много противоречий и намеренно не чтил Гомера. Требования к трагедии: указаны содержание, действующие лица, состав хора.

Аристарх Самофракийский – ученик Аристофана. Анализировал поэмы Гомера с точки зрения что Гомер знает, а что нет, обнаружил, что знания Гомера недостаточны. При этом он восхищался поэзией Гомера.

Филодем: трактат «О поэтических произведениях». Это ответ на трактат Неоптолема 3 века до нашей эры, где анализируется поэзия как первое из искусств, сочетание формы и содержания.

2 течения. Аттикизм – необходимость простоты и лаконичности речи. Азионизм – украшательство тропами. Дионисий Галикарнасский полемизировал с азионизмом. Он видел в нем упадок. В трактате о соединении слов Дионисий рассматривает сочетание слов как искусство прозаической и поэтической речи. Важна музыкальность. Учение о трех стилях: строгий, изящный, средний.

ДеметрийПсевдофалерийский в трактате о красноречии рассматривает 4 стиля речи: скудный, величавый, изящный, мощный.

Трактат о возвышенном. Изначально его приписывали Лонгину, потом закрепили за автором имя Псевдо-лонгин. Утрачен первый трактат о возвышенном (ЦицелиусаФалласта), это второй. По-видимому, Фалласт был за простоту стиля, ПЛ не разделяет эту позицию. Нельзя предпочесть простой стиль затейливой прозе Платона. Влияние Посейдония, считавшего, что между человеком и богом, природой и обществом нет непроходимой пропасти, они близки. ПЛ: природа – объективная реальность, которую художник воплощает в творчестве. Теория подражания распространяется на изобразительное искусство. Для ПЛмимесис связан только с изобразительными искусствами. Возвышенное и фигуры речи взаимно обуславливают друг друга. Адресат трактата – молодой человек, которого хотят уберечь от словесного пуризма. Если речь адвоката серая, она будет слабее гневной речи судьи. 2 условия для создания великого: природная одаренность + искусство художественного мастерства. ПЛ видит ошибку предшественников в том, что они перечисляют только правила мастерства. Нужно черпать из недр собственной души. Мастерство идет на помощь одаренности. Сочетание слов и предложений – гармония слов. Возвышенное порождается природой. Вкусы одного человека могут быть субъективными. Прекрасно и возвышенно только то, что все и всегда признают таковым. Возвышенное предполагает мистический настрой души. Трактат ПЛ оказал большое влияние на Буало.

Гораций.

Гораций – единственный, кто осмысляет римскую поэтическую традицию. Послание к Пизонам (аристократическое семейство). В этом послании соединились свойства нескольких жанров: эпистолярная беседа, теоретический учебник, художественное произведение.

Трактат Горация: показать трудности на пути того, кто занимается поэзией. Поэма, поэзис, поэта – форма, содержание, идеальный поэт. Есть обозрение поэтических знаний. Гораций обращается и к драматургии. В Риме он играл важную роль в процессе приобщения необразованных к литературе. Гораций обращается к элитарной публике.

Главные понятия – декор (украшение) и ордо (порядок). Важно искусное сочетание слов. Оборачивание старого новым. Скорее всего, Гораций не читал Аристотеля, но был знаком с его идеями.

Мимесис - подражание не действию, а литературному явлению. «Подражать надо поэтам, но не латинским, а греческим». Гораций достаточно строг и к себе. Чтобы подражание было истинным, либо следуй молве, либо выдумывай подходящее себе.

Построение поэтического текста должно быть подчинено ясной логике. Обязательна целостность. Максимальная приближенность к правдоподобию. Главное в содержании – мудрость. Поэзия – плод изобретательности.

Гораций считал настоящей поэзией свои оды. Поэт должен иметь философское образование. Философское образование – следование стоицизму. Поэт должен быть образцом нравственности, а сюжет должен быть пронизан философской мудростью. Гораций высоко ставит Гомера.

Поэзия одновременно должна быть полезна и приносить удовольствие.

Классификация поэзии по различию метров. Гекзаметр – эпос, элегический стих – лирика, ямб – для гневной поэзии. То, что зритель воспринимает только слухом, потрясает его меньше, чем когда он видит это. Не стоит показывать, например, убийство. Для правдоподобия нужно изучать характеры, наблюдать жизнь людей. Необходимость деления трагедии на 5 актов. На сцене не должно быть трех разговаривающих персонажей. Хор выражает мнение положительных героев. Особое место сатирической драмы – средний стиль.

Латинские грамматики и риторики раннего Средневековья. Их тематика и основные понятия.

Средневековье – христианская эпоха. Распространение античной поэзии в силу ее аллегоричности. Пример – 4 эклога Вергилия – аллегория рождения Христа, предчувствие, предвосхищение. До 12 века литературная рефлексия проявляет себя в философских, религиозных, риторических произведениях. Важны трактаты по грамматике 4 века.

ЭлийДонат «Арс Майор» и «Арс Минор». Донат описывал правила речи, говорил о лирических и сатирических жанрах, спорил о драме. Виды комедии: палиатта, тагатта, ателлана. Комедия – подражание жизни, зеркало обычаев и образ истины. Первое сравнение искусства с зеркалом. Отражение в зеркале открывает истину. Комментарий «Интерпретация Вергилия». Вергилия могут оценить только ораторы. Важна его моральная составляющая.

Грамматика Диамеда: различие родов словесности по типу говорения: комедии и басни (говорят герои), повествование (говорит автор). Энеида – смешанный жанр. В трактатах не упоминается имя Аристотеля. Аристотель в средние века был известен через посредство арабской переделки.

Ориген рассматривает вещи как знаки объективного духа. Небесная реальность может быть представлена только через символы, которые на нее не похожи. Библия показывает, как мы переходим от чувственного к земного к трасциндентной истине. «Песнь песни» рассказывает о любви к Богу. Символико-аллегорический метод распространяется и на античные тексты. Энеида – 6 возрастов человеческой жизни.

Герман Немецкий (переводчик Аристотеля). Мимесис – воображение, способность создать образ. Поэзии должна быть присуща темнота, создаваемая метафорами.

Аврелий Августин. Смысл зависит от замысла, замысел – философско-эстетическая категория. Принцип применения античной риторики к толкованию христианского учения. Сколько задач, столько и родов красноречия: точный (угождать), умеренный (услаждать), мощный (увлекать). Тот красноречив, кто может говорить о низком просто, о среднем умеренно, о высоком важно. Эмоции души при столкновении телесного с духовным воодушевляются. Августин высоко ставит разум и считате, что подражание доступно не только людям, а значит, его недостаточно для искусства. Подражание – способ научить искусству. Важно сочетать искусство и разум. Есть вымысел и ложь. Вымысел приемлем, ложь – это когда мы измышляем нечто такое, что ничего не значит. О христианском учении: если кто-то считает, что понимает священное писание, но у него нет двойной любви к ближнему, он ничего не понимает.

Боэций. Переводчик и комментатор Платона и Аристотеля, активно осваивал античное наследие.

Сенатор. Руководство к божественной и мирской словесности, праздная программа монастырских занятий.

ФлакАлкуин – глава академии Карла Великого. Автор учебной грамматики, риторики, трактата об орфографии. Рассуждает о пользе словесности, с ее помощью можно создать идеал праведной жизни. Особое отношение к псалмам – это выражение внутренней жизни христианина. Колебание между отталкиванием и принятием античности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: