Особенности литературной саморефлексии эпохи Возрождения. Подражание античности как основа литературной теории Ренессанса

Для развития литературной рефлексии в эпоху Возрождения большую роль играло убеждение в ценности гуманитарных наук. Это способствовало рождению текстологии.

Полициано, флорентийский гуманист, входил в кружок Лоренцо Медичи. «Он исправлял писателей так удачно…» Читал лекции в университете, изобрел новые принципы толкования античных текстов. Полициано защищал свободу литературной критики. До Ренессанса критика опиралась на традиции. Полициано анализирует поэзию в связи с философией, как науку, которая дает понять, что есть добро и красота. Влияние Платона: поэзия вохникает, когда есть вдохновение. Дар быть поэтом дается при рождении. Первые поэты – оракулы. Поэты – очень образованные люди.

Константинов дар – грамота, в которой говорилось, что император Константин передал епископу Сильвестру власть и статус императора, а значит, Папа Римский может обладать светской властью. Лоренцо Вала, разбирая язык грамоты, говорит об ошибках, которые выдают подделку.

Переоткрытие поэтики Аристотеля важно для Ренессанса. Обращение к оригинальному тексту. Мимесис воспринимался как использование фигур речи. Латинский перевод поэтики (Джордж Валла). 1536 – издан перевод поэтики Аристотеля с греческого языка. С 1540-х труд Аристотеля проникает в литературную теорию. 16 век – публикация первого систематизированного комментария к поэтике Аристотеля (1548, Рападалло (?)). 1549 – публикация первого перевода трактата Аристотеля на итальянский язык (Костельветто).

В поэтиках Возрождения часто подчеркивается двойственность риторического и поэтического. В Англии пытались воспроизвести античные модели стиха. Идея освободить английскую поэзию от рифм (это наследие варварских времен). Другая тенденция – защитить рифму, сложившуюся национальную просодию. Опора на риторические понятия. Язык поэзии нацелен на то, чтобы убедить слушателей, доставить им удовольствие.

Главная задача поэта – мимисическая. 3 этапа риторического дискурса: 1) Инвенцио – изобретение. 2) Диспозицио – упорядочивание, композиция. 3) Элокуцио (украшение). Главный элемент – наррацио (повествование).

Вопрос выбора языка. Защита родного языка, который нужно развивать и обогащать. Протопевдическая функция поэта – дать предписание будущим поэтам. Некоторые поэты рубежа 15-16 веков называли поэтики искусством риторики.

Тогда было сильное влияние латыни. Поэтики Ренессанса строились вокруг понятия образца, модели для подражание. Образец для подражания – античность.

Томас Сибилле – друг поэтом Плеяды. Трактат «Французское поэтическое искусство». Первая поэтика на французском. Сходство с риторическими руководствами. Рассматриваются эпиграмма, послание, элегия, сонет. Описание средневековых жанров. Анализ грамматических проблем языка. Те, кто сочиняет стихи, должны делать это с искусством. Чтобы быть совершенным в поэзии, нужно быть добродетельным. Поэт соединяет в себе свойства поэтов и ораторов. Рифмачи – стихотворцы, сочиняющие без вдохновения.

В Греции поэзия родилась у Гомера, Гесиода, Пиндара, в Риме – у Горация, Вергилия. Войны помешали развитию поэзии, в Италии она вновь поднялась у Данте и Петрарки. Основа поэзии – инвенция, она придает стиху элегантность. Сибилле восхищается богатством римской речи. Французская речь бедна, поэтому ей нужна рифма. Сибилле ищет аналоги новым жанровым образованиям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: