Литературнаясаморефлексия Нового времени и становление литературной критики

Расцвет литературы. Очень интенсивные литературно-критические размышления. В центре рефлексии – критические теории античности, по-прежнему анализ на латыни. Были наследники идей Скалигера. Разрывы между гуманистическим и классицистическим. Мольер против Ронсара. Появление новых форм в литературе и театре. Возникает светское общество. Появляются регулятивные инстанции. Центры литературно-критической мысли – Испания, Голландия, Франция. Активное развитие театра в Англии.

Формируется собственно классицистическая поэзия. Классицист говорит о правилах, которые ограничивают творчество. Фантазия в пределах разума. Опиц: самое малое – уметь подчинять слова законам. Нужны воображение, фантазия.

Важна категория хорошего вкуса. Это коллективная эстетическая норма, выработанная образцовым обществом. Лаконизм, простота и ясность (а не грубость, гротескность и так далее).

Основной принцип классицизма – художественное правдоподобие. Правдоподобие изображает должное, нормативное. «Сид» Корнеля – неправдоподобно, чтобы девушка вышла за убийцу отца. «Федра» Расина – клевещет не царица, а служанка, так как царица не может клеветать. Ипполит исповедует культ Артемиды, но ведь молодой человек не может не быть влюблен. Поэтому вводится образ царевны, соперницы Федры. Правдоподобие требует универсальной нормы. Нравственно-психологический анализ человека вообще. Подчинение личного – общему, страстей – разуму.

Бен Джонсон «Заметки» (примерно 1610-1620-е годы, опубликованы в 1642). Переходность заметок, направление к формированию классицистической поэтики. Есть не только цель, но и логика. Цель – воспитание идеального поэта.

Проблема чтения – как и что нужно читать? Английская литература не достигла своего совершенства. Эрудиция автора – вопрос Ренессанса. По природе человек способен к самосовершенствованию. Главное для Джонсона – поэтика Аристотеля, он знает и ее комментаторов. Наблюдательнсть древних – наш жизненный опыт, древние проводники, а не предводители. Для Ренессанса подражание поэтам античности – Возрождение, для классицизма древние хороши тем, что пользовались вечными правилами искусства. Аристотель – первый критик, не сделавший серьезных ошибок. Теория нравов Джонсона, где он приближается к классицистической характерологии. Этот трактат – переход к классицистическим поэтикам.

Лопе де Вега «Новое руководство к сочинению комедии» (1609). ЛдВ принадлежит Ренессансу. Классицизм предполагает ориентацию на античные правила. Понятие универсального, всеобщего мало способствовало национальному. Трактат – реплика в споре, ЛдВ отвечает критикам ученой направленности. ЛдВ упоминает число своих законченных драматических произведений, чтобы показать, насколько он опытен. Испанские пьесы не отвечают канонам, которые знает ЛдВ и которые установлены древними. ЛдВ подробно останавливается на том, как нужно строить комедию, выстраивает некий набор правил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: