Литературно-эстетические воззрения Гердера. Гердер и историзм

«Фрагменты о новой немецкой литературе», «Критические лица». Как и Лессинг, критикует поэзию классицизма. Дает свое толкование вкуса. Разные страны, люди, разные культуры. Относительность идеи правдоподобия (для разных народов). Роль поэта – во включении воображения в творческий процесс, а не в подражании. Создание образов – не способность, заложенная заранее в сознании человека. Правила и руководства не столь важны для творчества, важен гений, природная одаренность. Для Гердера классицистическая традиция перестает быть ценностью. Классика лежит в основе любой культуры, но в то же время она мешает развитию индивидуального гения. Патриотизм Гердера не ставит цель распространить влияние немецкой литературы на другие литературы. Нужно научиться быть самим собой. По Гердеру нет всеобщего образца для всех времен и народов. К поэтическому искусству способны даже варварские народы. Хор, единая фабула, отсутствие возможности перемены декораций – единство времени, места и действия. Шекспир – единство событий. Нужно опираться на его опыт. Идея о необходимости собирать немецкие народные песни. Гердер начинает сбор немецких народных песен и издает сборник «Старинные народные песни».

 

Литературнаясаморефлексия раннего Гёте.

Шекспировский театр – «чудесный ящик редкостей». Шекспир – создатель неповторимых и удивительных характеров.

«Винкельман и его время»: античное искусство – гармония и красота, отсутствие лишнего.

Статья «Простое подражание природе» - художнику нужно подражать образцам искусства, а их дала античность. Нужно точно передавать образ, но не переносить все детали, иметь свою манеру подражания, проникать в сущность образов. Правда природы и правда искусства. Правда искусства соответствует наилучшей природе. В статье для журнала «Пропилеи»: необходимость подражать природе и обнаружить внутреннее строение человеческой фигуры.

После смерти Шиллера отход от классицизма. От просветительского реализма к критическому.

Теория искусства у Шиллера. Искусство как игра.

Самый молодой из мыслителей Германии конца 18 века. 1791 – «Размышления о трагическом» - о причине наслаждения, доставленного трагическим.

Подчинение нравственной цели лишает художника свободы (на лекции тут была ссылка на эпизод из мультфильма «Простоквашино» про картину). Красота смягчает боль, страдание.

Статья «О наивной и сентиментальной поэзии». 2 типа поэзии. Наивная – миметическая, возникает из стадии раннего развития человечества. Сентиментальная – поэзия чувств.

Следы британской моральной философии. Решающее влияние – Канта.

Антиномии – то, что отвечало трагическому мироощущению Шиллера. Разлад идеала и действительности, тела и духа, формы и действительности.

Прекрасное для Шиллера – свобода в любом объекте, свобода и прекрасное – объективные начала. Предмет искусства – сверхчувственный мир. Нужно подумать о самом совершенном – построении политической свободы. Противопоставление революции эстетическому воспитанию – путь к свободе через красоту. Красота возникает из равновесия реальности и формы, освобождение от чувственного. Среднее положение – эстетическая свобода. Искусство – правда или ложь? Ни то, ни другое – это игра.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: