1797-1798 – появление фрагментов Новалиса.
1800 – журнал «Атенеум» (А.В. и Ф. Шлегель) – объединение романтиков.
Шлегель противопоставляет современную поэзию, цель которой – оригинальность, интересное содержание, индивидуальность классицистической.
Шлегель: современность – момент, созревший для эстетической цели.
Свобода художника. Ирония – связь с французской традицией. Остроумие.
Французская революция, Фихте, Гете – три начала, создающие новую эпоху.
Шекспир – средоточие романтического искусства.
Абсолютно поэтическое произведение – роман «Сократовский диалог современности». Роман охватывает всю современную поэзию. Роман – не столько жанровое, сколько стилистическое, поэтологическое понятие. Роман – воплощение романтического духа. Шлегель презирает роман как особый род.
Произвол художника опередил создание мира и человека.
«Разговор о поэзии», в нем «Письмо о романе». Господствует духовное чувство.
Романтическая поэзия покоится на исторической основе.
|
|
Шлегель рассматривает критику как искусство саморефлексии писателя.
«Чем больше поэзия становится наукой, тем больше – искусством».
«Поэт должен философствовать о своем искусстве».
«Поэт должен стать еще и филологом».
Идеальная форма творчества и критики – фрагмент.«Фрагмент должен обособляться от окружающего мира и замыкаться в себе подобно ежу». Вордсворт пишет предисловие в форме фрагмента.
История литературы (литературоведение) родилась в начале 19 века вследствие развития исторического мышления + рост национального самосознания. Первые курсы истории литературы – в Германии и Франции.
«Культ нации» (раздробленность Германии, Священная римская империя германской нации).
История литературы должна показать историю немецкого народа как единого. Борьба за независимость немецких авторов от французских норм (17-18 век). Франция – единое государство.
Социально-политический контекст в литературе.
Понятие «литература» - конец 18 века (до этого – «поэзия»). В конце 18 века к художественной литературе относили сочинения по праву, политике, философии.
1800-1860 – больше 100 книг по истории литературы в Германии (лидер). В Британии история литературы развивается позднее. Практицизм буржуазного английского общества. Первую историю английской литературы написал француз Шатобриан.
Шарль Клод Форьель. Лингвист, литературный критик, общался с французскими романтиками и немецкими филологами.
Разнообразие жанров объясняется психологическим эффектом.
Фольклорист «Народные песни современной Греции». Несправедливое отношение к новогреческому искусству.
|
|
Был в Италии, перевел трагедию Манузони. Предисловие – отказ от догмата трех единств.
С 1830 года преподает в Сорбонне. Первая кафедра истории литературы. Знакомство французов с песнями Осиана. Романтическая трактовка драм Шекспира.
Курс лекций о греческой и сербской поэзии, о провансальской поэзии трубадуров – основа для европейского эпоса.
1833 – «Происхождение рыцарских эпопей».
Курс о Данте+размышления о происхождении и становлении итальянской культуры.
Абель Франсуа Фильмен. 1819 – история Кромвеля. Преподавал историю и литературу. Исторический подход – тщательное изучение биографий писателей, сопоставление разных эпох и стран. Исследование влияния французской литературы на другие литературы. Считал, что литература сравнительно мало изучена. 7-15 век – рождение творческой оригинальности вместе с христианской мыслью.
Слава Шекспира во Франции – парадокс и скандал. Именно в жизни, эпохе Шекспира нужно искать истоки его ошибок.
Обзор французской литературы 18 века – реабилитация литературы эпохи Просвещения. Эта эпоха принесла во Францию дух свободы.
Руссо, художник своего сердца, мечтательный эгоист, влиял на Шатобриана.
Отстаивал идею чередования в литературе эпохи расцвета и упадка.
Романтическая критика старалась уровнять критиков и творцов. Критика не творит, «не открыв новые пути».
Литературные явления обретают потребность в самоназвании. Первым эту проблему обозначил романтизм. Теория часто превосходила литературную практику.
Манифесты: предисловие к Кромвелю Гюго. Это расценивалось как драма для чтения. ПкК изначально именовали правилами, романтическим искусством, этот текст пытались сблизить с классицистическими поэтиками. Это манифест романтиков.
Гюго говорит о намерении ограничиться общими рассуждениями об искусстве. Он набрасывает общую картину поэзии на протяжении 3 эпох. 1 – время гимнов, од и поэм, порождает Библию. 2 – античность, порождает эпические поэмы Гомера. 3 эпоха возникла в связи с появлением христианства и вытеснением язычества. Важность влияния Шатобриана (христианство дает большое количество оттенков для изображения жизни, оно может передать смутность страстей). Гюго: христианство совершенно потому, что оно истинно. Природа человека противоречива, а романтизм описывает мир как противоречивый. Предисловие – диалог между классицистами и романтиками. Темы – возвышенное и низкое, телесное и духовное, прекрасное и уродливое. Современный гений родился из соединения гротескного и возвышенного. Гротеск создает уродливое и ужасное, комическое и шутовское. Гротеск есть у Данте, Милтона. Выражение гротеска в 3 эпоху: тесная и творческая связь с прекрасным. В то время во Франции господствовали романтизм, готические романы. Новое время драматично – популярность драмы. Изображение жизни в эпопее – истоическое, внешнее, в драме – внутреннее. Драма может описывать нравы, костюмы, быт.
Поэты, равные Шекспиру – Данте и Гете. Все, что содержится в природе, содержится и в искусстве. В искусство может войти только правдоподобное. Лессинг: «Шекспир следует правилам Аристотеля». Рассуждение о драматических жанрах, предпочтение отдается драме – среднему жанру. Жанр драмы ближе не к жанрам классицизма, а к смешанному барочному жанру трагикомедии. Приемлемо только единство действия. Его Гюго понимает по-особому. Классицисты: это единство фабульной линии. Гюго: целостность драматического сюжета. Гюго не отрицает достоинств великих классиков. Противостояние романтиков и классицистической доктрины.
Гюго предлагает отказаться от прямого подражания любым образцам, плохи не драматурги, а принцип подражания. Природа – не только прекрасна, она сочетает в себе прекрасное и уродливое. Правда в искусстве не может быть абсолютной реальностью. Сравнение драмы с концентрирующим зеркалом. Ис-во – зеркало, в котором отражается все, что достойно быть отраженным. Гюго больше хочет уничтожить поэтику, чем создать ее. Поэт должен выбирать не прекрасное, а характерное. Гений долден быть неровным. Драма должна быть проникнута колоритом эпохи. Критика нового века – мощная, откровенная и научная.
|
|
Национальная классика на сдавала позиций. 1830 драма «Эрднони» - успех романтического театра. Спор о словах сменился исследованием вещей, драма как жанр будущего. У идеи только одна форма –единство формы и содержания. Дух анализа+дух синтеза. Важен язык в драме. Театр обращен к большой аудитории. Театр – как храм в прошлом. Драматург долден быть чист и серьезен.
Эссе «В. Шекспир» - анализ драмы Шекспира с тз романтической эстетики. Французы подражают Шекспиру, не имея его дарования. Особая миссия Шекспира, связь с народным, ярмарочным театром. Пьесы Ш. – пример соединения возвышенного и гротескного, у него нет гастрита под названием хороший вкус.
Полемика с «искусство для искусства». Гений – бог, который отдает себя людям, он служит истине и справедливости. Гюго: польза только возвеличивает возвышенное.