Тема 2. Авангард в музыке 1-й половины XX века. Экспрессионизм

Музыка ХХ века в самом его начале впитала в себя художественные стили конца XIX столетия: поздний романтизм, импрессионизм, символизм. Однако уже перед первой мировой войной в ней стали проявляться более радикальные тенденции. В мироощущении людей того времени господствовали ощущения неустойчивости бытия, близости катастрофы. Грядущий перелом должен был уничтожить систему гуманистических ценностей, которая была фундаментом европейской культуры с эпохи Возрождения. Острота переживаний индивидуума, страдающей человеческой личности достигла в искусстве этого времени небывалого трагизма. Это отразилось в симфониях Густава Малера.

Традиционный романтический конфликт личности и общества приобрѐл новый смысл. На культуру ХХ века огромное влияние оказали идеи немецкого философа Ф. Ницше о герое-сверхчеловеке, попирающем в своѐм самоутверждении все божественные и человеческие законы. (Философия Ницше стала основой идеологии фашизма). В этом самоутверждении виделась грядущая победа нового мира, отряхнувшего с себя пороки и ложь буржуазной действительности. Идеи и образы Ницше нашли прямое преломление в творчестве композитора Рихарда Штрауса и во многих художественных явлениях, в желании сломать реалистическую изобразительную традицию, в рождении художественного авангарда.

Второй стороной конфликта личности и общества стало его предельное обострение, когда темой искусства стали ощущения одиночки, преследуемого ужасами неправедно устроенного мира. Эти мрачные чувства принимали глобальные масштабы и вытесняли окружающий мир. Так произошло формирование нового художественного направления – экспрессионизма.

Основоположник Нововенской школы Арнольд Шѐнберг (1874-1951) - австрийский композитор первой половины XX века - наиболее полно и по-следовательно воплотил в своем творчестве эстетические принципы музы-кального экспрессионизма. Он стал основателем одного из направлений современной музыки - додекафонии и серийной техники.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 61

 

Эволюция музыкального языка Шѐнберга позволяет наметить в его творчестве три периода: тональный (с 1897), атональный, или период сво-бодной атональности (с 1909) и додекафонный (с 1923).

Родился в Вене в небогатой купеческой семье, рано потерял отца. Не по-лучил систематического общего и музыкального образования, был самоуч-кой, не считая кратковременных занятий с дирижером и композитором А. Цемлинским. Первым значительным произведением был струнный секстет «Просветленная ночь» (1899), программой которого послужило стихотворе-ние Р. Демеля. Истоки музыки Шѐнберга - в позднеромантическом искусстве Р. Вагнера, А. Брукнера, Р. Штрауса и Г. Малера. Новый стиль письма харак-терен для произведений 1903-08 гг.: поэма «Пеллеас и Мелизанда» по Ме- терлинку, два струнных квартета, Первая камерная симфония для пятнадцати инструментов. Стремление композитора избегать традиционных качеств му-зыкальной структуры связывалось с новой музыкальной эстетикой - «эстети-кой избегания», которая вытекала из общих идейно-эстетических установок экспрессионизма. Среди произведений «тонального» периода выделяется кантата «Песни Гурре» на текст Е.П. Якобсена в переводе Р.Ф. Арнольда (1900-10 гг.). К 900-м гг. композитор завоевал высокий авторитет в музы-кальных кругах Вены и Берлина как композитор и педагог, сплотивший большую группу музыкантов, среди которых А. Берг и А. Веберн, а также Э. Кшенек, Э. Веллес, Г. Эйслер. В преподавании не ограничивался изучением новой музыки, а требовал досконального знания классики. Его учебник по гармонии (1911) излагал традиционное классическое учение о гармонии с точки зрения взглядов и практики современного композитора.

Атональный период творчества (с 1909) был отмечен сменой стиля и техники письма: Три пьесы для фортепиано ор. 11, Пять пьес для оркестра ор. 16, Шесть маленьких пьес для фортепиано ор. 19 (1911), вокальные ком-позиции - одноактные музыкальные драмы «Ожидание» на текст

М. Паппенхайм (1909) и «Счастливая рука» на собственный текст (1913), мелодрама для голоса и камерного ансамбля «Лунный Пьеро» (1912) - «биб-лия экспрессионизма». В течение 1914-23 гг. Шѐнберг почти не публикует новых сочинений, не завершая их. Наиболее значительное произведение - философская оратория «Лестница Иакова» на собственный текст (1915-22 гг.). В 1923 г. в кругу своих учеников Шѐнберг сообщает об открытии нового додекафонного (двенадцатитонового) метода композиции, пишет произведе-ния в этой технике: Пять пьес для фортепиано, Серенада для баритона и семи инструментов, Сюита для фортепиано, Квинтет для духовых.

С 1925 г. начинаются интенсивные контакты Шѐнберга с берлинскими музыкальными кругами, в 1926-33 гг. он становится профессором композиции в Прусской академии искусств. После захвата власти нацистами, покинув Германию, жил во Франции, после переехал в США (1935), где преподавал в Консерватории Малкина в Бостоне, в университете Южной Калифорнии и Калифорнийском университете (Лос-Анджелес). Умер в Брентвуде в 1951 г., не завершив ораторию «Лестница Иакова» и оперу «Моисей и Аарон». После Второй мировой войны на волне возрождения

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 62

 

интереса к новой музыке Шѐнберг обрел всемирную славу композитора-новатора.

Альбан Берг (1885-1935) - австрийский композитор, один из виднейших представителей экспрессионизма в музыке. Родился в Вене в семье антиквара и дочери придворного ювелира. С раннего возраста проявлял интерес к литературе и музыке. Первые композиторские опыты относятся к жанрам вокальной музыки. Изучал композицию под руководством А. Шѐнберга (1904-10 гг.). Известность ему принесла опера «Воццек» по пьесе Г. Бюхнера (1925), отразившая личные впечатления композитора от пребывания в армии во время Первой мировой войны и социально-критические и антивоенные тенденции. Музыка оперы отличается большой драматической силой и глу-биной, экспрессионистским восприятием мира. Берг отличался слабым здо-ровьем и впечатлительностью, едва достигнув 50-летнего возраста, неожи-данно скончался.

Периодизация творчества Берга связана с тремя этапами: тональный пе-риод, атональный и додекафонный, а также может быть обозначена как два периода - до оперы «Воццек» (1917-21 гг., постановка 1925) и после ее соз-дания. Творческий процесс у Берга протекал трудно, с большими перерыва-ми, его композиторская активность не была постоянной. Творческое насле-дие композитора представлено Вариациями для фортепиано (1908), Семью ранними песнями для голоса и фортепиано (1905-08 гг.), Фортепианной сона-той (1908), Четырьмя песнями на тексты разных авторов и Струнным кварте-том (1910), Камерным концертом (1925), Лирической сюитой для струнного квартета (1926), Скрипичным концертом (1935), оперой «Лулу» по пьесам Ф. Ведекинда (1929-35 гг.). В 1979 г. парижской Гранд-опера под управлением П. Булеза опера впервые прозвучала полностью.

Творчество Берга завоевало всеобщее признание за счет социального критицизма своего содержания, романтической выразительности, психологи-ческой глубины и одухотворенности лирической сферы.

Антон фон Веберн (1883-1945) - австрийский композитор, представитель музыкального экспрессионизма, ученик А. Шенберга. Музыка Веберна в творческом наследии нововенской школы занимает особое место, прежде всего за счет преобладания в ней миниатюрных музыкальных форм и лако-ничности высказывания.

Веберн родился в Вене в семье горного инженера. С детства его духовная жизнь отличалась глубиной и серьезностью. Занимался игрой на виолончели, мечтал стать дирижером. Обучался в гимназии, потом в Граце (1890) и Клагснфуртс (1893), где состоялись первые уроки музыки. Изучал филосо-фию и занимался музыковедением под руководством Г. Адлера в Венском университете (1902), получил ученую степень доктора философии (1906) за исследование сочинений Г. Изаака. Решающую роль сыграли занятия с Шѐн-бергом в 1904-08 гг., когда Веберн обрел себя как композитор и дирижер. Жизнь его протекала скромно, в работе и сочинении музыки. В 1920-е гг. композитор получает первые контракты на издание сочинений. Оживление его дирижерской деятельности наступает после создания в Вене под

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 63

 

руководством Шѐнберга «Общества закрытых исполнений» (1918-22). С 1921 Веберн руководит любительскими хорами, сближается с рабочими оркестровыми и певческими коллективами. В 1924 и в 1932 гг. ему была присуждена музыкальная премия города Вены, в 1927 становится дирижером Венского радио. Композитор находится в расцвете таланта, дирижирует в Берлине, Дюссельдорфе, До- нау-Эшингене, Мюнхене, Франкфурте. Цюрихе, Барселоне, Лондоне. Исполнительской работе он отдал более тридцати лет. Его привлекают на радио в качестве советника, консультанта по вопросам новой музыки, он выступает с лекциями. Первый концерт из его произведений состоялся в 1931. В 1936 г. он в последний раз дирижирует за пределами Австрии. В эти годы Веберн лишился дорогих ему друзей и учеников. Универсальное издательство, вопреки нацистскому режиму, привлекало его к рецензированию сочинений. Однако с 1938 его уже не исполняют. Последние годы прошли в тесном кругу друзей. Веберн погиб в 1945 г. близ Вены от случайной пули американского солдата.

Творчество Веберна можно разделить на три периода: тональный, ато-нальный и додекафонный. К первому периоду относятся ученические произ-ведения, Пассакалия для оркестра и хоровая миниатюра на слова Ст. Георге (1908). Второй период характеризуется полным раскрытием композиторской индивидуальности и охватывает все произведения ор. 3-16 и четыре первых додекафонных сочинения ор. 17-20: Пять пьес для струнного квартета (1909), Шесть пьес для оркестра и др. Начало третьего периода знаменует знамени-тая двухчастная Симфония ор. 21 (1928). Приоритетной становится техника «пуантилизма» - особое пунктирное звучание, в котором звуки возникают изолированно, будто рожденные в вакууме. Среди произведений последнего периода выделяются: Концерт для девяти инструментов (1934), Вариации для фортепиано (1936), Струнный квартет (1938), «Свет глаз» для хора и оркест-ра на слова X. Йоне (1935), две кантаты (1943). Додекафонная организация идеально соответствовала творческим устремлениям композитора в поисках совершенства музыкальной структуры.

После окончания Второй мировой войны творчество Веберна оказалось в центре внимания композиторов, музыковедов и исполнителей. Его компо-зиторская техника стимулировала поиски авангардистов П. Булеза, Л. Ноно, К. Штокхаузена и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: