Тема 1. Панорама западноевропейской музыки XX века

В XX в. композиторское творчество отличается разнообразием и пестротой стилевых течений. Завершается линия романтизма, развиваются импрессионизм (Дебюсси, Равель), оперный веризм (Масканьи, Леонкавалло, Пуч- чини), экспрессионизм (Г. Малер, Р. Штраус, Нововенцы), неоклассицизм (О. Респиги, А. Казелла, И. Стравинский, П. Хиндемит), русский символизм (А. Скрябин), неофольклоризм (Б. Барток, М. де Фалья) и др.

У истоков экспрессионизма (ехрression - «выражение») были объединения немецких художников: дрезденская группа «Мост» (1905) и мюнхенская «Синий всадник» (1911). В музыке экспрессионизм представлен творчеством композиторов Нововенской композиторской школы во главе c А. Шѐнбергом. Эстетика экспрессионизма опирается на трагическое мироощущение европейской интеллигенции в преддверие мировых катаклизмов, в центре - болезненные, иррациональные состояния души, порожденные страхом и отчаянием, показ негативных сторон действительности, гуманистическая идея сострадания к униженным. Первыми произведениями были оперы «Саломея» и «Электра» Р. Штрауса, последние симфонии Г. Малера, опера П. Хиндемита «Убийца - надежда женщин». Возник на культурной почве Вены в недрах позднего романтизма, усилив свойственные ему субъективность высказывания, стремление проникнуть в психологические тайны сознания. Музыкальный экспрессионизм миновал период т.н. свободной атональности (1908-23) и вступил в период додекафонии, которая стала главным итогом композиционных исканий Шѐнберга и его учеников А. Берга и А. Веберна.

Вначале для образной сферы экспрессионизма ведущими темами были предчувствие и ожидание катастрофы, страх, душевная боль и страдание, аналогично романам Ф. Кафки или современных поэтов С. Георге, Р. Демеля, Г. Тракля, А. Жиро. В 1920-30-е гг. экспрессионизм раскрывает тему «соци-ального сострадания» (опера «Воццек» Берга), трагической скорби (Скри-пичный концерт Берга), философскую тему действенности слова и образа («Моисей и Аарон» Шѐнберга), «герметичной» лирики (Веберн), социальные мотивы и протест против насилия («Уцелевший из Варшавы» и «Ода Напо-леону» Шѐнберга). Экспрессионистские тенденции получили продолжение в разных стилях и индивидуальных манерах - в творчестве Хиндемита, Бар- тока, Шостаковича, Онеггера, Малипьеро, Даллапикколы, Мийо, Бриттена. Додекафония как техника письма стала одной из распространѐнных и вне сферы экспрессионистского направления.

Неоклассицизм противоположен экспрессионизму объективностью высказывания, «внеличностностью», эмоциональной отстраненностью. Предпосылки неоклассицизма присутствовали в творчестве Брамса, Регера,

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 59

 

Франка, Сен- Санса, позднего Дебюсси и Равеля. Неоклассицизм стремился найти устойчивые эстетические и этические ориентиры в утверждении идеи эстетического «порядка», гармонии мироздания и человека, ясности выражения. Идеалы виделись в искусстве прошлых эпох, а главной задачей была опора на высокие образцы, «модели» прошлого. Основная черта - обращение к эпохам классицизма и барокко. Типичные формулы старинной музыки вводятся в контекст авторского стиля, адаптируются. Использование элементов «чужого» стиля вносит момент «отстранения» личного начала, создаѐт временной диалог современности и прошлого. Неоклассицизм в разных культурах имел смысл возрождения традиций национальных мастеров: во Франции - Люлли, клаве- синистов, инструментализма XVII-XVIII вв.; в Италии - Вивальди, Корелли, Скарлатти; в Германии - Баха, Генделя, Шютца; в Испании - Моралеса, Вит- тория; в Англии - вѐрджиналистов и Пѐрселла. Пережил пору расцвета в 1920 - 30-е гг.

«Новый динамизм» во Франции и «новая деловитость» в Германии по-зиционировались как реакция к позднему романтизму. «Довольно облаков, туманностей, аквариумов, ундин, ароматов ночи - нам нужна музыка земная, музыка повседневности» - словами Жана Кокто в манифесте «Петух и Арле-кин» (1918) это течение сформулировало свои требования, борясь с импрес-сионизмом, вагнеровскими влияниями и опасностями «русского лабиринта». Программа включала установку на ясность, рельефность мелодии, упроще-ние фактуры, доступность. Главным призывом было повернуться лицом к техническому прогрессу и отобразить его достижения. Обращаясь к новым сюжетам, композиторы хотели выйти из круга романтической тематики и ее средств. Сочинения 1910-20-х гг.: балет Э. Сати «Парад», коллективный ба-лет «Шестерки» «Новобрачные на Эйфелевой башне», мюзик-холльные ба-леты Д. Мийо «Бык на крыше» и «Голубой экспресс», фортепианный цикл Ф. Пуленка «Прогулки», симфоническая пьеса А. Онеггера «Пасифик 231», фортепианная сюита П. Хиндемита «1922». Музыка отражает новую природу движения, воспроизводит индустриальные шумы, иронизирует цитатами из музыки разных стилей, воспроизводит новые бытовые танцы - фокстрот, шимми, регтайм, кек-уок.

Неофольклоризм как направление типичен для малых стран центральной Европы - Венгрии, Полыни, Чехии, Словакии, Румынии, Болгарии. Его суть состоит в использовании древнейших слоев обрядового фольклора и фольк-лора географически удаленных мест. Музыкальный материал не подчиняется мажоро-минору и другим принципам европейской профессиональной музы-ки: из него выводятся новые принципы голосоведения, фактуры, инструмен-тализма, цитирование уступает место свободному комбинированию фольк-лорных элементов.

Оригинальная музыкальная культура джаза, возникшая на американской почве вследствие соединения негритянского фольклора и местной бытовой музыки, с 1890-х гг. привлекала внимание европейских композиторов в раз-ных ее проявлениях (стиль кантри, спиричуэле, блюз, регтайм): колорит в симфонии Дворжака «Из Нового Света» (1893), фортепианные пьесы Де-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 60

 

бюсси и др. В 1910-20-е гг. регтайм и джаз оказывают влияние на европей-ские бытовые жанры (фокстрот, шимми), композиторы вводят джазовые эле-менты в сонату, балет, концерт, камерные произведения, симфонию и оперу: «Парад» Э. Сати (1917), регтаймы Стравинского и Мийо, фортепианная сюи-та «1922» и финал Камерной музыки №1 Хиндемита (1921), вторая часть Со-наты для скрипки и фортепиано (1927), отрывки в опере «Дитя и волшебст-во» (1925), фортепианные концерты Равеля и т.д. В послевоенной Европе джаз становится общекультурным символом «нового образа жизни».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: