Тема 4. Немецкая, французская, польская музыка XX века

Немецкая музыка. Пауль Хиндемит (1895-1963) - одна из крупнейших фигур в музыке XX в. Выдающийся композитор, музыкально-общественный деятель, педагог, публицист, исполнитель (скрипач, альтист), дирижер, универсальный талант, музыкант-философ.

Выходец из рабочей среды, с 1902 г. жил во Франкфурте. Получил обра-зование в консерватории как скрипач и композитор. После демобилизации из армии, к 1920-м гг. приобретает известность как исполнитель, композитор и музыкально-общественный деятель, участвует в создании Общества друзей новой камерной музыки, организации фестивалей в Донауэшингене, начина-ет концертную деятельность как альтист в составе квартета Л. Амара. Появ-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 67

 

ляются его одноактные оперы «Убийца, надежда женщин» (1919) и «»Нуш- Нуши» (1920), первая из восьми «камерных музык» (1921), опера «Святая Сусанна» (1922), вокальный цикл «Житие Марии» (1923), опера «Кардильяк» (1926).Работает концертмейстером Франкфуртского оперного театра, совер-шает концертное европейское турне, становится профессором композиции в берлинской Государственной высшей музыкальной школе (1927). На рубеже 1020-30-х гг.сотрудничал с деятелями немецкой культуры М. Шиффером (скетч «Туда и обратно», опера «Новости дня»), Б. Брехтом (музыка к «По-учительной пьесе» и радиопьесе «Полет Линдберга»), Г. Бенном (оратория «Беспрерывное»), изучает старинную музыку. В 1934 г. после премьеры симфонии «Художник Матис» началась травля композитора нацистами, и с 1935 г. он покидает страну, живет в Швейцарии, США, где ведет педаго-гическую деятельность и пишет музыку: опера «Гармония мира» (1957), опе-ра «Долгая рождественская трапеза», вокальные и инструментальные сочи-нения. Последним выступлением была премьера Мессы для хора без сопро-вождения (1963). Умер композитор в клинике Франфурта-на-Майне.

Особую область его творчества образуют произведения для сольных ин-струментов: сонаты для флейты, гобоя, английского рожка, кларнета, фагота, валторны, трубы, тромбона, альтгорна, тубы и арфы (1936-43 гг.). Важное место занимает музыка, созданная для солирующего инструмента, а также музыка для ансамбля или оркестра. В Концерте для альта (1935) использова-ны напевы старинных песен, и партитура сопровождается текстовой аннота-цией. Лирично»вучит музыка Хиндемита в Скрипичном концерте, Виолон-чельный концерт (1940) захватывает драматизмом, Концерт для фортепиано легко воспринимается благодаря ясности мелодических линий и простоте интонаций. Принцип концертирования положен в основу многих симфониче-ских партитур Хиндемита: Бостонская симфония (1931) -Концерт для струн-ного оркестра и медных инструментов, Филармонический концерт (1932, в ознаменование 50-летия Берлинского симфонического оркестра). Балетная музыка «Четыре темперамента», написанная для труппы Дж. Баланчина, мо-жет быть названа фортепианным концертом. Цикл фортепианных фуг «Ьийик 1омаП 5» включает двенадцать трехголосных фуг и одиннадцать интерлюдий, расположенных в точном соответствии с созданной Хиндемитом системой родства тональностей.

Мировоззрение и музыкально-эстетические взгляды Хиндемита отражены в его книге «Мир композитора» (1949-50 гг.), музыкально-теоретическая концепция - в «Руководстве по композиции» (1937-39 гг.).

Карл Орф (1895-1982) - крупнейший немецкий композитор XX в., цен-тральным жанром творчества которого был вокально-театральный. Новатор-ский театр Орфа составляет вклад композитора в общеевропейскую культуру XX ст. Созданная им педагогическая система получила международное при-знание во многих странах мира.

Родился в Мюнхене в семье потомственных военных и музыкантов- любителей. С детства развивался свободно, самостоятельно. В гимназии, ку-да его отдали в 6 лет, интересовался древними языками и музыкой: солиро-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 68

 

вал в хоре, играл в оркестре на виолончели, литаврах, органе, увлекался теат-ром (Шекспир, Вагнер, Моцарт, Р. Штраус). Закончил музыкальную акаде-мию (1912-14 гг.), позже занялся дирижерской деятельностью. Ранние произ-ведения Орфа: Весенние песни (1911) на слова Л. Уланда, песни и баллады для голоса и фортепиано на стихи романтиков и современных авторов, «За- ратустра» на текст Ф. Ницше для солиста, трех мужских хоров и оркестра. Увлечение культурой Востока вызвало появление оперы на собственный текст «Гизай, приносимый в жерству» (1913), под влиянием творчества М. Метерлинка возникли оперы «Аглагсена и Селизета» и «Смерть Тентажи- ля» (1914), картина-видение для танцоров, голосов, хора и оркестра «Песни теплиц», сценические «Песни Катулла», оркестровая пьеса для танцоров «Танцующие фавны».

С 1914 г. Орф начал работать в оперном и камерном театре как дирижер, концертмейстер, суфлер, рабочий сцены; брал уроки у пианиста, дирижера и композитора Г. Цильхера, сотрудничал с режиссером-экспериментатором О. Фаоткенбергом, познакомился с Б. Брехтом. В эти годы появляется музыка к пьесам Стринберга и к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». После окончания мобилизации в 1917, вернулся к работе: музыка к комедии Г. Бюхнера «Леоне и Лена», кантата «Возведение башни» на слова Ф. Верфеля. В 1920-х гг. увлекается произведениями композиторов эпохи Возрождения, немецкого барокко. Создает обработку «Искусства фуги» Баха, редактирует «Орфея» и «Ариадну»К. Монтеверди, сочиняет «Маленький концерт» для клавесина и духовых инструментов на лютневые темы. В эти годы начинается педагогическая деятельность Орфа. В 1924 г. принимает участие в организации школы гимнастики и танца Д. Гюнтер, разрабатывает собственную систему музыкального воспитания на основе синтеза искусств (книга «Шульверк Орфа - начальное музыкальное воспитание», 1930).

Центральный период творчества - 1930-е гг. связан с вокальными жан-рами (хоры и кантаты) и сценическим триптихом кантат: «Кармина Бурана» («Бойренские песни», 1936), «Катулли Кармина» (1943) и «Триумф Афроди-ты» (1951) - сочинения для хора, солистов, танцоров и оркестра. Такой жанр сочетает черты оратории, кантаты, оперы, драматического спектакля и хорео-графии, с влиянием средневекового театра. В 1938-47 гг. Орф разрабатывает новый жанр народно-сказочных пьес, создает три одноактных произведения на фольклорные сюжеты: «Луна» на сюжет сказок братьев Гримм (1938), «Умница» по мотивам сказок об умной крестьянской девушке, ставшей же-ной короля (1942), «Хитрецы» на тему интермедии Сервантеса (1947). Две трагедии «Бернауэрин» по мотивам «баварской драмы» памяти К. Хубера и немецкого Сопротивления (1946) и «Антигона» по Софоклу (1948) утвер-ждают протест против насилия и тирании. В 1950-е гг. Орф пишет хоровую музыку, разрабатывает жанр античной трагедии: «Царь Эдип» (1958), «Про-метей» (1966), занимается сценическими духовными произведениями с ла-тинскими названиями (мистерии). Всемирное признание получает его педа-гогическая деятельность, в 1961 открыт «Институт Орфа» в Зальцбурге. В последние годы композитор посетил самые отдаленные страны (Японию,

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 69

 

Канаду, Португалию, Египет, Сенегал) с чтением докладов о своей педагоги-ческой системе. Умер в Баварии.

Французская музыка. «Шестерка» - содружество французских композиторов, сложившееся после первой мировой войны и существовавшее до середины 1930-х гг. Представители: Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайфер. Идейный вдохновитель - поэт и художник Жан Кокто, автор манифеста «Петух и Арлекин», и композитор Эрик Сати. «Шестерка» не была направлением с единой художественной программой, каждый обладал самобытной творческой индивидуальностью и стилем. Участников группы сближало стремление к новаторству, к поискам новых принципов композиции. Творчество «Шестерки» оказало существенное влияние на развитие французской музыкальной культуры первой половины XX в.

Дариус Мийо (1892-1974) - французский композитор-новатор, разработал технику политонального письма (одновременное сочетание двух и более тональностей). Знаменит экспериментами с необычными инструментальны-ми составами и оригинальными ритмическими находками, связанными с об-ращением к нетрадиционным источникам (американский джаз и бразильский фольклор).

Родился в Экс-ан-Провансе. Учился в Парижской консерватории у К. Леруа (гармония), А. Жедальжа (контрапункт) и Ш.-М. Видора (фуга). В юности Мийо проникся любовью к опере Дебюсси «Пеллеас и Мелисанда», в первых опусах заметно влияние его стиля. В 1916 вместе с поэтом и дипломатом П. Клоделем отправился в Рио-де-Жанейро, интересовался бра-зильским фольклором, народными песнями, что отразилось в «Бразильских напевах» (1920-21). После возвращения в Париж в 1918 сотрудничал с Ж. Кокто и с бельгийцем П. Коллером, вошел в группу «Шесть». В 1920-е гг. создал сюиту «Протей», оперу «Эвмениды» (1917-22, поставлена в 1949) по трагедии Эсхила в переводе Клоделя. Известность Мийо принесли балеты «Бык на крыше» (1919), «Сотворение мира» (1923), «Салат» (1924), «Голубой экспресс» (1923-24),оперы «Несчастья Орфея» (1924), «Эстер де Карпентра» (1925), «Бедный матрос» (1925), «Христофор Колумб» (1930), «Медея» (1938) на либретто своей жены Мадлен.

Во время Второй мировой войны Мийо эмигрировал в Америку, где стал профессором композиции в Миллс-колледже (Калифорния). Там появились десять больших симфоний и две оперы - «Боливар» (1943) и «Давид» (1952). За свою долгую жизнь он написал концерты почти для всех инструментов, в т.ч для маримбы соло и для ударных. После войны преподавал композицию в Парижской консерватории и в Миллс-колледже. Мийо привлекали ориги-нальные сочетания небольшого числа инструментов, он был мастером тем-бра, камерного письма и с больших композицийа - автор 12 симфоний, фор-тепианных концертов. В 1949 г. в Париже вышла автобиография Мийо «За-метки без музыки». В 1972 г. он был избран членом французской Академии изящных искусств. Умер Мийо в Женеве.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 70

 

Мийо - один из самых разносторонних композиторов XX в., список его произведений насчитывает 450 опусов, он оставил несколько книг и статей о музыке, был активным общественным деятелем.

Артур Онеггер (1892-1955) - французский композитор швейцарского происхождения, крупнейший симфонист XX в. Родился в в Гавре. Первона-чальное музыкальное образование получил в Цюрихской консерватории (1909-11), вся его дальнейшая деятельность связана с Францией. Творчество Онеггера относится к французской композиторской школе XX в. Среди его учителей - А. Жедальж, Ш.М. Видор и В. д'Энди. К 1920-м гг. он приобрел известность и стал лидером творческой группы «Шесть», создал ряд оркест-ровых и театральных произведений, в которых в полной мере проявилась независимость его творческой позиции: оратория «Царь Давид», симфониче-ская пьеса «Пасифик-231». Многие сочинения Онеггера свидетельствуют о мощи его таланта, которая ослабела лишь в последние годы жизни. Умер Онеггер в Париже. Среди крупных сочинений - опера на библейский сюжет «Юдифь» (1925, вторая редакция 1926), симфонические «Движения» (1920-30-е гг.), кантата «Крики мира» (1932), драматическая оратория «Жанна д'Арк на костре» (1935), «Симфония трех ре» (1951), музыка для театра. В 1951 вышла автобиография «Я - композитор».

Франсис Пуленк (1899-1963) - французский композитор и пианист. Родился в 1899 в Париже, был самоучкой. Настроенный антиромантически, попал под влияние Э. Сати, в 1920-е гг. стал членом французской «Шестерки». Впоследствии сохранил верность эстетической программе группы и продолжал сочинять музыку, которая культивировала простоту, безыскус-ственность, использовал мюзик-холльные мотивы. Пуленк обратил на себя внимание современников оригинальными сонатами для духовых инструмен-тов и фортепианными пьесами. Видное место в его наследии занимают во-кальные сочинения - светские (песни, хоры, кантаты) и духовные. Он много писал на тексты современных ему поэтов (Кокто, Элюар, Арагон, Аполлинер, Ануй), на тексты поэта XVI в. Ронсара. Вокальные циклы «Стихи Ронсара» (1924-25) и «Галантные празднества» (1943) - наиболее исполняемые произ-ведения. Пуленк был первоклассным аккомпаниатором в исполнении собст-венных вокальных сочинений. Известностью пользуются его моноопера «Че-ловеческий голос» (1959) и кантата «Лик человеческий». Большой вклад он внес в инструментальную музыку фортепианными миниатюрами, фортепи-анными, клавесинными и органными концертами: фортепианные «Вечные движения» (1918) и «Вечера в Назелле» (1936), «Месса» (1937), концерт для двух фортепиано с оркестром (1932), Концерт для органа с оркестром (1938). Среди других сочинений хоровые и инструментальные циклы, музыка для театра, кино, балета, две оперы - «Груди Тиресия» (1944) и «Диалоги карме-литок» (1957). Умер в Париже.

Польская музыка. Музыка Польши в ХХ в. представлена именами двух ярких композиторов, имеющих европейскую известность. Витольд Лютославский (1913-1994) − польский композитор. Родился и прожил всю жизнь в Варшаве. Отец композитора был расстрелян в Москве в 1918 г. по

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 71

 

приказу Дзержинского, мать одна воспитывала троих детей, и из-за отсутствия материальных средств его занятия музыкой носили нерегулярный характер. Но все же в 1932 г. он стал студентом Варшавской консерватории по классу композиции. В конце 30-х гг. состоялись первые композиторские дебюты. В годы войны после службы в армии, Лютославский выступал в артистических кафе оккупированной Варшавы, в 1941 г. появился известный парафраз «Вариации на тему Паганини». В 50-е гг. Лютославский тяготеет к фольклорному направлению и неоклассицизму, затем кратковременно увлекается додекафонией, но концу 50-х гг. сложатся его уникальный стиль. Он отличался жестко избирательной позицией к новым приемам композиционной техники. Новый этап эволюции Лютославского начался с «Венецианских игр» для камерного оркестра (1961), где он впервые испытал новый метод «ограниченной алеаторики». Однако композитор всегда оставался на фундаменте европейских музыкальных традиций, но новаторски преломленных (Вторая симфония, «Книга для оркестра», Виолончельный концерт). В последний период творчества (80- нач.90-х гг.) Лютославский продолжает работать в области симфонической формы: с одной стороны, заметно его стремление к развитию находок 60-х г. (Двойной концерт, «Цепи1-3») с другой − поиски свежих контактов с классическими традициями (Партита, Фортепианный концерт, Третья и Четвертые симфонии). Все произведения Лютославского записаны на диски лучшими фирмами грамзаписи, он получил все самые престижные премии, звания и награды, а его последнее сочинение − Четвертая симфония (1992) − была признана в 1993 г. лучшим произведением в мире.

Кшиштоф Пендерецкий (род.1933) − польский композитор и дирижер. Родился в Дембице, после окончания Государственной высшей музыкальной школы в Кракове стал профессором полифонии и композиции, позже преподавал те же дисциплины в Германии и США. Пендерецкий − один из лидеров музыкального авангарда. Международная известность пришла к нему в 1960 г., когда был исполнен «Плач по жертвам Хиросимы», где использованы средства сонористики. За «Плачем» последовала «Полиморфия», основанная на энцефалограммах больных людей, сделанных во время прослушивания ими «Плача». В своих сочинениях он успешно соединяет новейшие приѐмы композиторской техники с глубоким духовным содержанием музыки, обращаясь при этом к традиционным жанрам и формам церковного музицирования. Примеры тому − «Страсти по Луке» (1965), «Утреня» на православные тексты на церковнославянском языке (1971), оратория «Магнификат» (1974) и «Польский реквием» (1983). Оперы Пендерецкого привлекли внимание театров разных стран («Дьяволы из Лудена» (1969), «Потерянный рай» (1978), «Король Убу».(1991). В конце 70 -х годов композитор обратился к неоромантизму.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 72

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: