Тема 1. Русская музыкальная культура до ХIХ века

Истоки русской музыки восходят к творчеству восточно-славянских пле-мен, населявших территорию Древней Руси до возникновения в IX в. первого русского государства. О древнейших видах восточно-славянской музыки можно судить по отдельным историческим свидетельствам, материалам археологических раскопок, по элементам, сохранившимся в позднейших образцах песенного фольклора. Ко времени образования древнерусского государства с центром в Киеве народная песня занимала важное место в семейном и общественном быту, были известны музыкальные инструменты различных типов. Уже в VI в. гусли - один из любимых инструментов славян. Широкое распространение получил обрядовый фольклор, связанный с языческими религиозными верованиями и ритуальными действиями, сложившимися в эпоху общинно- родового строя. Многие языческие обряды продолжали жить в народе и после введения Христианства на Руси (988), несмотря на суровое осуждение и преследования со стороны церкви. Вплоть до XVII в. церковными властями издавались указы, направленные против любимых народом «бесовских» игр и песен. С течением времени язычество как целостная система верований и представлений о мире отмирало и языческий обряд, утрачивая магически- культовое значение, становится элементом игры.

В Древней Руси не существовало развитых форм профессиональной светской музыки, что определяло особенно большую роль фольклора в жизни общества. Народная песня бытовала и в высших феодальных кругах вплоть княжеского двора. Основными носителями светской художественной культу-ры были скоморохи, представляющие собой тип средневекового синкретиче-ского актера и музыканта. Они различались по социальному положению и характеру своего искусства. Бродячие скоморохи, выступавшие перед про-стым народом на улицах и площадях, находились вне социальной иерархии феодального общества и были лишены всяких прав. «Служилые» скоморохи, прибывавшие в услужении у феодалов и князей, были более обеспеченными и пользовались защитой своего патрона. Среди скоморохов встречались гус-ляры, гудошники, «свирцы» (исполнители на примитивных духовых инстру-ментах). Репертуар их складывался преимущественно из народных песен и плясок. Лишь в XVII в. под влиянием общекультурных сдвигов скоморо-шество потеряло свое значение и было оттеснено из центральных областей России на северные окраины.

С принятием в конце X века христианства как государственной религии начала развиваться церковная музыка. Формы древнерусского церковного пения были заимствованы из Византии. Оттуда же была воспринята система их фиксации с помощью особого рода условных знаков, представлявших со-бой разновидность невменного письма. В результате переосмысления заим-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 81

 

ствованных форм возник самобытный тип древнерусского певческого искус-ства - знаменное пение, или знаменный распев. Ранние формы знаменной письменности не расшифрованы. Первые известные памятники древнерус-ской музыкальной письменности относятся к концу Х1-началу XII вв. Вместе с тем в практике церковного пения бытовала устная традиция. Лишь в XV- XVII вв. все виды церковных песнопений были «положены на знамя» и пение «по крюкам» (крюк - знак знаменного письма). Важнейшими признаками древнерусского певческого искусства стали строго выдержанное одноголосие без инструментального сопровождения, плавность мелодического движения, отсутствие скачков на большие интервалы, связь мелодии со словесным тек-стом из строк неравной длины, свобода метроритмической организации, не-симметричность структуры напевов, построение напева на основе готовых канонизированных формул посредством их сцепления и вариантного преоб-разования. Сумма формул-попевок, составляющих мелодический фонд зна-менного распева, охватывалась системой осмогласия. Существовал и особый род кондакарного пения, отличавшегося обилием мелодических украшений, длительными распевами слогов. После распада Киевской Руси возник ряд певческих школ, среди которых особенно выделялась новгородская. В пери-од феодальной раздробленности Новгород был основным хранителем древ-нерусских певческих традиций. С конца XIV в. выдвигается Москва как центр певческого искусства, объединяющий достижения местных школ.

В XVI в. был создан образцовый хор государевых певчих дьяков, который помимо участия в царских богослужениях выполнял функции инспектирования наблюдения за состоянием церковного пения в стране. Сложилась школа московских певцов и распевщиков, сыгравшая важную роль в развитии церковно-певческого искусства. Основателем ее считается Савва Рогов, среди его учеников и последователей пользовались известностью Федор Крестьянин, Иван Нос, Стефан Голыш. В этот период знаменный распев достиг расцвета, возникло множество мелодических вариантов. От знаменного распева ответвились особые разновидности монодического хорового пения - демественный распев и путевой распев.

XVII в. был переломным в истории русской музыки. Кризис средневеко-вого мировоззрения, эпоха смуты, споры по вопросам церковного пения, в которых сталкивались два направления - путем реформ укрепить старую традицию или использовать новые формы. В середине XVII в. были введены киноварные пометы - буквенные обозначения над основным рядом певческих знаков для указания точной высоты звука. В основу этой системы положен так наз. обиходный звукоряд из двенадцати диатонических ступеней, разделявшийся на четыре «согласия» по три звука. Наряду с разработкой и систематизацией теоретических основ знаменного распева происходило его дальнейшее мелодическое обогащение, возникали новые песнопения и их варианты, певческие стили или распевы - киевский, болгарский и греческий.

Во второй половине XVII в. утвердился новый стиль хорового многого-лосия - партесное пение (Н. Дилецкий, И. Коренев). Формой партесного пе-ния был хоровой концерт а сарреllа для 8-12 голосов. С развитием партесного

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 82

 

многоголосия было связано возникновение канта - бытовой многоголосной песни на свободно трактованные религиозные сюжеты (С. Полоцкий). При дворе и в домах бояр появились новые инструменты: клавесин, орган, виола, создавались домашние инструментальные капеллы. Возник Придворный те-атр (1672-1676). Партесный концерт оставался важнейшим видом творчества русских композиторов до середины XVIII века (Н. Калашников, Н. Бавыкин, Ф. Редриков).

Под воздействием прогрессивных направлений русской общественной мысли и литературы в последней трети XVIII в. сформировалась националь-ная композиторская школа. Ее представители стремились соединить в своем творчестве стилистические принципы и формы раннего европейского клас-сицизма с темами и образами из русской жизни, с мелодическим складом русской народной песни. Появились первые печатные сборники народных песен - Трутовского, Львова и Прача. Многие из помещенных в них записей народных мелодий были использованы композиторами. Важнейшее место в творчестве композиторов XVIII в. занимал оперный жанр. Наиболее видные композиторы этого времени - В. Пашкевич, Е. Фомин, Д. Бортнянский, М. Березовский, И. Хандошкин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: