Тема 6. Поставангард в музыке 2-й половины XX века. Поствебернианство

Четыре десятилетия после Второй мировой войны составили новый этап в истории человечества, кардинально изменилась политическая карта мира. Широкое распространение получает философия экзистенциализма, становятся популярными пьесы Ж.-П. Сартра, Ж. Ануя. Большое значение приобретает национально-освободительное движение, образуются новые

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 77

 

государства Азии, Африки и Латинской Америки. Культурный взаимообмен активизирует новые средства коммуникации.

В 1950-80-е гг. сосуществуют разные творческие устремления - завер-шается творческий путь композиторов старшего поколения, классиков XX в. П. Хиндемита, А. Онеггера, И. Стравинского, заявляет о себе авангард «вто-рой волны» или поставангард. Эстетическим идеалом для авангарда 1950-х гг. становится рациональное совершенство конструкции, логика композиции. Наибольшее распространение получает метод тотального сериализма. Этот принцип подразумевает присутствие серий из двенадцати или иного количества неповторяющихся элементов, последовательность которых организует всю музыкальную ткань. Основанный на принципах, предложенных в своѐ время А. Веберном, этот метод получил название поствебернианство.

Наряду с тотальным расчетом, для поставангарда второй половины XX в. было характерно расширение диапазона применимых в музыке звучаний, возникает электронная и конкретная музыка, новые приемы игры на традиционных инструментах, новые способы вокального звукоизвлечения. В 1960-х гг. возникли новые техники письма: алеаторика (от франц. «случайность») в творчестве Дж. Кейджа и В. Лютославского, сонористика - музыка тембров на основе использования кластеров (от англ. «гроздь»). Складываются два варианта сонористики: сонорный импрессионизм в творчестве венгерского композитора Д. Лигети («Атмосферы») и сонорный экспрессионизм в творчестве польского композитора Кш. Пендерецкого («Трен памяти жертв Хиросимы»), В конце 1960-х гг. особое значение приобретает полистилистика - техника композиции, основанная на введении цитат из классической музыки, т. е применении техники коллажа. В 1970-80-е гг. происходит поворот в неоромантизм - возвращение устойчивой системы жанров, мелодии, тональности, традиционных типов фактуры и т.п.

Крупнейшие композиторы второй половины XX века: К. Штокхаузен и Д. Лигети (ФРГ), О. Мессиан и П. Булез (Франция), Л. Ноно и Л. Берио (Италия), Кш. Пендерецкий (Польша), Дж. Кейдж, Э. Варез, Ф. Гласс, С. Райх, Т. Райли (США), Э.Л. Уэббер (Англия) и др.

Оливье Мессиан (1909-1992) - французский композитор, органист, педагог. Сын поэтессы Сесиль Соваж. Окончил Парижскую консерваторию (1930), где занимался у П. Дюка (композиция), М. Эммануэля (история музыки), М. Дюпре (орган). С начала 1930-х гг. был органистом собора Ла- Трините в Париже, преподавал гармонию. Вместе с А. Жоливе, И. Бодрие,

Д. Лесюром создал творческое объединение «Молодая Франция» (1936). В годы Второй мировой войны был мобилизован после нахождения в лагере для военнопленных в концлагере, где создал «Квартет на конец времени» (1941). С 1942 г. - профессор Парижской консерватории. С конца 1940-х гг. проводил семинары, читал лекции в разных странах, создавал музыку.

На творчество композитора большое влияние оказала эстетика симво-лизма с ее религиозной экзальтацией, культом Христа. Творчество Мессиана пронизано теолого-мистическими и пантеистическими идеями. Идейно-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 78

 

этическая направленность творчества Мессиана нашла отражении в таких произведениях, как органная сюита «Рождество Господне» (1935), фортепи-анный цикл «20 взглядов на младенца Иисуса Христа» (1944), «Три малень-кие литургии божественного присутствия» (1944), оратория «Преображение Господа нашего» (1969), опера «Франциск Асизский».

Мессиан в сочинениях прибегает к расчетам и абстрактно-теоретическим схемам, использует сложные ладовые структуры и ритмические системы. Раскрытию новейших технических приемов посвящен его трактат «Техника моего музыкального языка» (1944). Он сформулировал теорию ладов ограниченной транспозиции, ввел новое понятие полимодальность (одновременное использование различных ладов). Основой музыки Мессиана является один или несколько параллельно наложенных или последовательно проведенных ладов ограниченной транспозиции. В произведениях встречаются вкрапления григорианского хорала, ладовых систем арабской, индийской, японской и полинезийской музыки. Особое значение композитор придавал ритмической организации звукового материала. Мессиан изучал ритмы старинной индийской музыки, создал собственный ритмический словарь на базе формул «дечиталас» - «Ритмические этюды» для фортепиано, систематизированных индийским музыкантом XIII в. Чарнгадева. Мессиан использует аметрическую музыку, т.е. музыку со свободной метрикой и симультанный принцип, т.е. одновременное использование ряда неоднородных ритмических формул, при этом возникают различные виды полиритмии и полиметрии. Композитор редко обращается к классическим формам, преобладают монументальные формы, многочастные циклы, соответствующие образам идеального, надземного. Особую область его творчества занимает музыка виртуозно-колористического характера, основанная на использовании звукового материала пения птиц различных стран. Мессиан более 40 лет записывал голоса птиц, создал систему трансформации их пения для инструментов с темперированным строем: «Каталог птиц» (7 тетрадей, 1956-59), «Экзотические птицы» (1956). Композитор вел активную концертную деятельность как органист и пианист, был исполнителем и интерпретатором собственных сочинений. Блестящий органист-импровизатор, он внес много нового в область церковной музыки. Мессиан часто играл в дуэте с И. Лорио - лучшей исполнительницей его фортепианных произведений. Мессиану-критику принадлежат статьи по различных вопросам, в т. ч. и по вопросам современной поэзии. Он является автором текстов многих своих вокальных циклов. Среди учеников Мессиана - известные композиторы XX в. П. Булез, И. Лорио, Я. Ксенакис, К. Штокхаузен и др.

Эдгар Варез (1883-1965) - французско-американский композитор, один из пионеров электронной и конкретной музыки. Был сыном инженера. Закон-ченного музыкального образования не получил, в 1904-05 гг. учился в веду-щем парижском учебном заведении 8с1ю1а саШогит. под руководством Ш. Борда изучал старинную музыку. В 1906-07 гг. Варез продолжил учебу в Парижской консерватории. К начальному периоду обучения относится ро-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 79

 

манс в духе подражания стилю Дебюсси на широко известные стихи П. Вердена («Душу сковали мрачные сны»; тот же текст позже использовал Стравинский). В это время создал симфоническую поэму «Прелюд на конец дня», «Три пьесы для оркестра», «Песнь отроков», «Романскую рапсодию» (не сохранились).

Будучи в Берлине, Варез пользовался покровительством Р. Штрауса, по рекомендации которого в 1910 г. состоялась премьера симфонической поэмы «Бургундия» (1910). В 1915 г. эмигрировал в США (Нью-Йорк). Все ранее написанные произведения были уничтожены или пропали. В 1916-17 гг. Ва-рез приобрел известность как хоровой и симфонический дирижер, выступал в печати, отстаивая необходимость сотрудничества музыкантов и инженеров для создания новых инструментов, способных передать дух современной ци-вилизации, критикуя итальянских футуристов за недостаток воображения.

В 1918 г. он начал писать «Америки» для большого оркестра с беспреце-дентно большой (11 исполнителей) группой ударных и пожарной сиреной. Сам Варез трактовал заглавие большой одночастной симфонической поэмы как «символ новых миров - на Земле, в Космосе и в человеческих душах». В год завершения сочинения совместно с К. Сальседо он основал Междуна-родную гильдию композиторов, после вместо неѐ была образована Пан-американская ассоциация композиторов (1927). В 1920-е гг. Варез написал «Жертвоприношения», «Гиперпризму», «Восьмигранник», «Интегралы», «Аркана». Период 1936-54 гг. отмечен кризисом в творчестве, который был прерван произведением «Пустыни» (1954), в котором кроме инструментов использовалась магнитная лента. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюссе-ле с использованием 300 динамиков была исполнена «Электронная поэма».

Варез умер после недолгой болезни в 1965 г., прах его был развеян над Нью-Йорком. Любимец Роллана и Штрауса, кумир авангардистов, он оставил после себя всего лишь двенадцать произведений общей длительностью около двух часов, но среди них нет ни одного случайного или компромиссного. Творческое наследие композитора включает: «Америки» для большого оркестра (1918-21, ред. 1927), Жертвоприношения на стихи Хосе X. Таблады и В. Уидобро для сопрано и камерного оркестра (1921), «Гиперпризма» для 9 духовых и 7 ударных (1923), «Восьмигранник» для ударных и контрабаса (1923), «Интегралы» для 11 духовых и 4 ударных (1923), «Аркана» для большого оркестра (1927), «Ионизация» для 41 ударного инструмента и двух сирен (1931), «Экваториал» для баса или одноголосого хора, 8 медных духовых, фортепьяно, органа, двух терменвоксов или «Волн Мартено» и 6 ударных (1934), «Плотность 21,5» для флейты (1936), «Настройка» для оркестра (1947), «Танец для Берджесс» для оркестра (1949), «Пустыни» и «Электронная поэма» (1957-58), «Ночной» для сопрано, хора и оркестра (1961).

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 80

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: