Тема 2. Русская музыкальная культура 1-ой пол. ХIХ века. Творчество М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского

Русская музыкальная культура 1-ой половины XIX века тесно связана с традицией музыкальных салонов. Салон как культурно-исторический феномен возник в России на стыке эпохи Просвещения, классицизма, сентиментализма и романтизма, во время правления Александра I. На традиции Московских и Петербургских салонов влияли аристократические салоны Европы, прежде всего Французские. Русский салон переработал эти влияния и стал уникальным культурным явлением. Причиной тому явилось возникновение в России интеллектуального слоя дворянско-аристократической интеллигенции, из среды которых выдвинулись такие яркие личности, как княгиня З.Я.Волконская, граф М.Ю.Виельгорский, графиня Е.П.Ростопчина.

Первая треть XIX века отмечена бурным ростом салонов, вершина которого приходится на 20-30 г., когда в столицах и в провинции появилось множество «бесед», «музыкальных собраний», «ассамблей», «вечеров». В салонах России шлифовалось искусство поэта, художника, композитора, драматурга, журналиста, исполнителя. Особое место в культурной жизни России первой половины века занимали художественные салоны, т.е. те из числа наиболее влиятельных гостиных, где искусство выдвигалось на первый план. Их было немного, ведущую роль играла литературная традиция. Салонов собственно музыкальных было еще меньше, но это были известные в Европе гостиные княгини В.Волконской, В.Одоевского, графов Вильегорских, А.Ф.Львова. На протяжении 30 лет в гостиных большого света обсуждались, порой и решались важнейшие вопросы концертной и

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 83

 

театральной жизни России, закладывался фундамент музыкальной классики, публицистики, теории музыки. Здесь исполнялись лучшие образцы мирового искусства. Музыкальное просвещение общества, объединение творческих сил, помощь отечественным талантам, полемическая разработка отдельных вопросов философии и эстетики музыки, развитие музыкальной критической мысли, постановка задач музыкального образования - все наиболее важное в жизни салонов, так или иначе, группировалось вокруг вопросов развития художественной культуры.

Среди многообразных функций русского салона особая, преобладающая роль принадлежит эстетической функции. Это во многом позволяет объяснить быстрое и мощное развитие литературы и музыки в России. В силу многих социокультурных факторов элитарный слой дворянско-аристократической интеллигенции в России, благодаря салону, стал фундаментом последующего мощного культурного и художественного развития общества.

Самые известные салоны Москвы и Петербурга собирали у себя блистательное дворянское общество, которое состояло из наиболее одаренных и образованнейших людей своего времени. Салоны и светские рауты стали необходимым атрибутом, нормой светской жизни дворян: цар-ского двора, правительства, дипломатического корпуса, родовой аристократии, императорской гвардии. В салонах бытовали рукописный литературный альбом и альбом-коллекция. На почве общих музыкальных интересов в салонах наслаждались слушанием и исполнением любимых про-изведений. Часто звучали малоизвестные музыкальные произведения, исполняемыми маститыми и начинающими мастерами.

Композиторы того времени, например И. Глинка, нередко именно в салонах начинали свою деятельность. Наряду с профессионалами европейского масштаба, бывали и чисто любительские концерты, в которых участвовали только гости салона, где в их исполнении звучали романсы или песни в сопровождении фортепиано, гитары, арфы и даже гуслей. В провинциальных усадьбах могли звучать и флейта, и ансамбли из деревянных духовых инструментов, и валторн. Такого рода салоны закладывали просветительские традиции, которые в дальнейшем интенсивно развивались. В них органично соединились серьезные, глубокие интересы с развлечением, публичная деятельность с интимным бытом, личное с общественным.

Михаил Иванович Глинка (1804–1857) - русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы - народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения: «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851) заложили основы русского симфонизма. Считается классиком русского романса. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации (1991-2000).

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 84

 

Родился в селе Новоспасское Смоленской губернии, в семье смоленских помещиков, начальное образование получил дома, рано проявил тягу к музыке, увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди. Музыкальные занятия (игра на скрипке и фортепиано) начались довольно поздно (в 1815-16 гг.) и носили любительский характер. В 1818 поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте, где учился вместе с младшим братом Пушкина, познакомился и с самим поэтом. Брал уроки игры на фортепиано у английского композитора Дж. Фильда и у его учеников. В день выпуска из пансиона с успехом сыграл фортепианный концерт Гуммеля. После окончания пансиона (1822) начал сочинять оркестровую музыку, романсы: «Бедный певец» на стихи В. Жуковского (1826), «Не пой, красавица, при мне» на стихи Пушкина (1828), элегия на стихи Е. Баратынского «Не искушай меня без нужды» (1825). В 1829 г. вышел «Лирический альбом» с пьесами Глинки.

В1830 г. Глинка отправился в длительное заграничное путешествие. В Италии познакомился с композиторами В. Беллини, Мендельсоном и Бер-лиозом, создал камерно-инструментальные сочинения, романсы. В Берлине (1834) посвятил себя занятиям теорией музыки и композицией с З. Деном. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы. Возвратившись в Россию, в Петербурге посещал вечера у поэта Жуковского, познакомился с Н.В. Гоголем, П. А. Вяземским, В.Ф. Одоевским. Премьера оперы «Жизнь за царя» (1836) стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем при-сутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пуш-кин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придвор-ной певческой капеллы. В 1835 году Глинка неудачно женился. Лето 1838 провел на Украине, отбирая певчих для капеллы. По возвращении в Петер-бург Глинка часто посещал кружок братьев Кукольников, на стихи Н. Кукольника написал цикл романсов «Прощание с Петербургом» (1840).

Премьера оперы «Руслан и Людмила» по поэме Пушкина состоялась 1842 г. в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом. В 1838 г. Глинка познакомился с Екатериной Керн, посвятил ей «Вальс-фантазию» (1839) и романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840). В 1844-47 гг. отправился в заграничное путешествие (Берлин, Париж, города Испании). Испанские впечатления легли в основу «Арагонской хоты» (1845) и «Воспоминаний о летней ночи в Мадриде» (1848, 2-я редакция 1851). 1848 г. композитор провел в Варшаве, где написал «Камаринскую». Зиму 1851-52 гг. Глинка провел в Петербурге, сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 г. произошло его знакомство с М.А. Балакиревым. В 1852 г. композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, и с 1856 г. жил в Берлине до своей смерти в 1857 г.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813—1869) — русский композитор, чьѐ творчество оказало существенное влияние на развитие отечественного музыкального искусства XIX века. Один из наиболее

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 85

 

заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки», Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.

Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в селе Троицком Тульской губернии. Его отец, Сергей Николаевич, был внебрачным сыном богатого дворянина и владел землями в Смоленской губернии. Мать, урождѐнная княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей; она была хорошо образована, писала стихи и небольшие драматические сцены, публиковавшиеся в альманахах и журналах в 1820-е—30-е годы, живо интересовалась французской культурой. В семье было шестеро детей. Все они воспитывались дома, в традициях дворянства, получили хорошее образование и унаследовали от матери любовь к искусству. Брат Даргомыжского, Виктор, играл на скрипке, одна из сестѐр — на арфе, а сам он интересовался музыкой с ранних лет. Тѐплые дружеские отношения между братьями и сѐстрами сохранились в течение многих лет, так, Даргомыжский, у которого не было своей семьи, впоследствии несколько лет жил вместе с семьѐй Софьи, ставшей женой известного художника-карикатуриста Николая Степанова.

До пятилетнего возраста мальчик не разговаривал, его поздно сформировавшийся голос остался навсегда высоким и чуть хрипловатым, что не мешало ему, однако, впоследствии трогать до слѐз выразительностью и художественностью вокального исполнения. В 1817 году семья переселилась в Петербург, где отец Даргомыжского получил место правителя канцелярии в коммерческом банке, а сам он начал получать музыкальное образование. Первой его учительницей по фортепиано была Луиза Вольгеборн, затем он начал заниматься с Адрианом Данилевским. Тот был хорошим пианистом, однако не разделял интереса юного Даргомыжского к сочинению музыки (сохранились его небольшие фортепианные пьесы этого периода). Наконец, в течение трѐх лет учителем Даргомыжского был Франц Шоберлехнер, ученик известного композитора Иоганна Гуммеля. Достигнув определѐнного мастерства, Даргомыжский начал выступать как пианист на благотворительных концертах и в частных собраниях. В это время он также занимался у известного учителя пения Бенедикта Цайбига, а с 1822 года осваивал игру на скрипке, играл в квартетах, однако вскоре потерял интерес к этому инструменту. К тому времени он уже написал ряд фортепианных сочинений, романсов и других произведений, некоторые из которых были изданы.

Осенью 1827 года Даргомыжский, следуя по стопам отца, поступил на государственную службу и благодаря трудолюбию и добросовестному отношению к делу быстро начал продвигаться по карьерной лестнице. В этот период он нередко музицировал дома и посещал оперный театр, основой репертуара которого были сочинения итальянских композиторов. Весной 1835 года он познакомился с Михаилом Глинкой, с которым играл на фортепиано в четыре руки, занимался анализом творчества Бетховена и

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 86

 

Мендельсона. Глинка также передал Даргомыжскому конспекты уроков теории музыки, которые он получал в Берлине от Зигфрида Дена. Побывав на репетициях готовившейся к постановке оперы Глинки «Жизнь за царя», Даргомыжский задумал самостоятельно написать крупное сценическое произведение. Выбор сюжета пал на драму Виктора Гюго «Лукреция Борджиа», однако создание оперы продвигалось медленно, и в 1837 году, по совету Василия Жуковского, композитор обратился к другому сочинению того же автора, которое в конце 1830-х было весьма популярно в России — «Собор Парижской Богоматери». Даргомыжский использовал оригинальное французское либретто, написанное самим Гюго для Луизы Бертен, чья опера «Эсмеральда» была поставлена незадолго до того. К 1841 году Даргомыжский закончил оркестровку и перевод оперы, для которой также взял название «Эсмеральда», и передал партитуру в дирекцию Императорских театров. Несмотря на хорошее драматическое и музыкальное решение «Эсмеральды», эта опера через некоторое время после премьеры сошла со сцены и в дальнейшем практически никогда не ставилась. Переживания Даргомыжского по поводу неудачи «Эсмеральды» усугублялись ещѐ и растущей популярностью работ Глинки. Композитор начинает давать уроки пения и пишет ряд романсов для голоса и фортепиано («В крови горит огонь желанья…», «Влюблѐн я, дева-красота…», «Лилета», «Ночной зефир», «Шестнадцать лет» и др.).

В 1843 году Даргомыжский уходит в отставку, а вскоре уезжает за границу, где несколько месяцев проводит в Берлине, Брюсселе, Париже и Вене. Он знакомится с музыковедом Франсуа-Жозефом Фети, скрипачом Анри Вьѐтаном и ведущими европейскими композиторами того времени: Обером, Доницетти, Галеви, Мейербером. Вернувшись в 1845 году в Россию, увлекается изучением русского музыкального фольклора, элементы которого ярко проявились в романсах и песнях, написанных в этот период: «Душечка-девица», «Лихорадушка», «Мельник», а также в опере «Русалка», которую композитор начал писать в 1848 году.

Опера «Русалка» занимает в творчестве композитора особое место. Написанная на сюжет одноимѐнной трагедии в стихах А. С. Пушкина, она создавалась в период 1848—1855 годов. Даргомыжский сам адаптировал пушкинские стихи в либретто и сочинил окончание сюжета (у Пушкина произведение не окончено). Премьера «Русалки» состоялась 4 (16) мая 1856 года в Петербурге. Крупнейший русский музыкальный критик того времени Александр Серов отозвался на неѐ масштабной положительной рецензией в «Театральном музыкальном вестнике», что помогло этой опере некоторое время держаться в репертуаре ведущих театров России и добавило творческой уверенности самому Даргомыжскому.

«Русалка» стала значительным явлением в истории русской музыки — это первая русская опера в жанре бытовой психологической драмы. В ней автор воплотил одну из многочисленных версий легенды об обманутой девушке, превращѐнной в русалку и мстящей своему обидчику.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 87

 

Позже Даргомыжский сближается с демократическим кружком писателей, принимает участие в издании сатирического журнала «Искра», пишет несколько песен на стихи одного из главных его участников, поэта Василия Курочкина. В 1859 году его избирают в руководство только что основанного Русского музыкального общества, он знакомится с группой молодых композиторов, центральной фигурой среди которых был Милий Балакирев (эта группа позднее станет «Могучей кучкой»). Даргомыжский задумывает написать новую оперу, однако в поисках сюжета отвергает сначала «Полтаву» Пушкина, а затем и русскую легенду о Рогдане. Выбор композитора останавливается на третьей из «Маленьких трагедий» Пушкина — «Каменном госте». Работа над оперой, тем не менее, идѐт довольно медленно из-за начавшегося у Даргомыжского творческого кризиса, связанного с выходом из репертуара театров «Русалки» и пренебрежительным к себе отношением более молодых музыкантов. Композитор вновь едет в Европу, посещает Варшаву, Лейпциг, Париж, Лондон и Брюссель, где с успехом исполняются его оркестровая пьеса «Казачок», а также фрагменты из «Русалки». Одобрительно отзывается о творчестве Даргомыжского Ференц Лист.

Опера «Каменный гость». Вернувшись в Россию, вдохновлѐнный успехом своих сочинений за границей, Даргомыжский с новыми силами берѐтся за сочинение «Каменного гостя». Язык, который он выбрал для этой оперы — почти полностью построенный на мелодических речитативах с простым аккордовым сопровождением — заинтересовал композиторов «Могучей кучки». Однако назначение Даргомыжского на пост руководителя Русского Музыкального общества и провал оперы «Торжество Вакха», написанной им ещѐ в 1848 году и не видевшей сцены почти двадцать лет, ослабили здоровье композитора, и 5(17) января 1869 года он умер, оставив оперу неоконченной. По его завещанию, «Каменный гость» был завершѐн Кюи и оркестрован Римским-Корсаковым.

В течение долгих лет имя Даргомыжского связывалось исключительно с оперой «Каменный гость» как с произведением, оказавшим большое влияние на развитие русской оперы. Опера написана в новаторском по тем временам стиле: в ней нет ни арий, ни ансамблей (не считая двух небольших вставных романсов Лауры), она целиком построена на «мелодических речитативах» и декламации, положенной на музыку. Как цель выбора такого языка Даргомыжский ставил не только отражение «драматической правды», но и художественное воспроизведение с помощью музыки человеческой речи со всеми еѐ оттенками и изгибами. Позднее принципы оперного искусства Даргомыжского были воплощены в операх М. П. Мусоргского — «Борисе Годунове» и особенно ярко в «Хованщине». Сам Мусоргский уважал Даргомыжского и в посвящениях нескольких из своих романсов назвал его «учителем музыкальной правды».

Большим успехом пользуются камерно-вокальные сочинения Даргомыжского. Его ранние романсы выдержаны в лирическом духе, сочинѐнные в 1840-х годах — испытывают влияние русского музыкального

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 88

 

фольклора (впоследствии этот стиль будет использован в романсах П. И. Чайковского), наконец, поздние наполнены глубоким драматизмом, страстью, правдивостью выражения, явившись, таким образом, предвестниками вокальных работ М. П. Мусоргского. В ряде произведений ярко проявился комический талант композитора: «Червяк», «Титулярный советник» и др.

Новаторство Даргомыжского не разделялось его младшими коллегами, и снисходительно считалось оплошностями. Гармонический словарь стиля позднего Даргомыжского, индивидуализированная структура созвучий, их типическая характерность были до неузнаваемости «облагорожены» редакцией Римского-Корсакова, приведены в соответствие с требованиями его вкуса, подобно операм Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», также кардинально отредактированными Римским-Корсаковым. Композитор похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища, неподалѐку от могилы Глинки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: