Тема 5. Английская и американская музыка XX века

Английская музыка. Ряд столетий английская музыка не привносила в сокровищницу мирового музыкального искусства ничего нового. Поднять английскую оперу на новую высоту удалось Б. Бриттену. Наибольший успех выпал на долю его первой оперы − «Питер Граймс» (1945). «Поворот винта» (1954) и «Поругание Лукреции» − камерные оперы, «Сон в летнюю ночь» (1960) − сказочно-романтическая. В 1960-е гг. Бриттен много внимания уделял операм-притчам («Пещное действо», 1966, «Блудный cын», 1968). Последние произведения композитора − телеопера «Оуэн Уингрейв» (1971) и «Смерть в Венеции» (1973) − одно из вершинных оперных достижений композитора.

Бенджамин Бриттен (1913-1976) - английский композитор, дирижер, пианист. Бриттен родился в 1913 году, обучался в лондонском Королевском музыкальном колледже под руководствам Дж. Айрленда (композиция) и А. Бенджамина (фортепиано). Первым значительным произведением Бриттена-композитора стала симфониетта для камерного оркестра (1932) Затем появились «Простые вариации» для струнного оркестра (1934) и «Семь сонетов Микеланджело» (1940).

Опера «Питер Граймс». Настоящий успех композитору принесла премьера оперы «Питер Граймс» (1945), состоявшаяся сначала в Англии, а затем в ряде европейских и американских театров. Действие оперы разворачивается в маленьком рыбацком поселке. Главный герой - Питер Граймс, неудачник, которого не понимают односельчане. Они выдвигают против него обвинения, подозревая его в причастности к гибели мальчика-рыбака, и Граймс не в силах опровергнуть их. Доведенный до отчаяния, он уходит в море на старой утлой лодке, чтобы никогда те возвращаться в этот жестокий мир. Настроения пессимизма, пронизывающе оперу, отступают в последней сцене, где над затихшим морем восходит солнце, воплощающее вечную красоту природы и символизирующее жизнь. Бриттен включил в некоторые эпизоды речитатив. Таков, например, пролог, в котором допрашивают Питера Граймса. Большинство сцен наполнены эмоциональной и выразительной музыкой, помогающей раскрыть смысл событий и охарактеризовать героя, совершенно напрасно заподозренного в преступлении. Опера показывает мелодическое дарование композитора, его мастерство в области музыкальной драматургии. Хор принимает активное участие в действии, комментирует происходящие события.

Психологизм в раскрытии характеров и яркая обрисовка жизненных эпизодов, свойственные «Питеру Граймсу», не получили дальнейшего развития в следующей опере Бриттена «Поругание Лукреции» (1946). Античный сюжет композитор трактует с морально-этической точки зрения. «Поругание Лукреции» является камерной оперой, предназначенной для небольшого артистического коллектива и двенадцати музыкантов (ударные, арфа, струнный квинтет и духовой квинтет). По аналогии с хорами древнеримской трагедии развитие действия сопровождается комментариями двух рассказчиков. Партитура оперы отличается мастерски выполненным

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 73

 

оркестровым письмом и эмоциональной выразительностью вокальных партий. Поставленная на сценах театров Англии и Америки, опера принесла композитору огромный успех.

В 1947 году появилась вторая камерная опера Бриттена, написанная по новелле Мопассана, — «Альберт Херринг». Она представляет собой комическое произведение со множеством остросатирических эпизодов. На первый план здесь выходит гротескный речитатив, сопровождаемый трактованной также гротескно оркестровой партией. Необыкновенно остроумным языком опера рассказывает о жизни маленького провинциального городка.

Третья камерная опера Бриттена — «Поворот винта» (1954). В аллегорической форме она повествует о борьбе добра и зла. Короткий пролог сменяется Темой — двенадцатизвучной серией, получающей развитие в цикле оркестровых вариаций (всего их пятнадцать), которые перемежаются сценическими эпизодами. Несмотря на подобное построение, в опере все подчинено единой музыкально-драматургической линии, а чудесные вокальные ансамбли делают ее сценичной. Хотя оперное либретто изобилует мистическими деталями, это не лишает произведение психологизма и эмоциональной выразительности.

Среди настоящих шедевров Бриттена - опера «Сон в летнюю ночь» (1960). В число лучших оркестровых сочинений Бриттена входит «Симфония-реквием» (1940), посвященная памяти матери музыканта. Так же хороша «Весенняя симфония» для сопрано, контральто, тенора, смешанного хора, хора мальчиков и оркестра (1949). Интересен «Путеводитель по оркестру» (вариации и фуга на тему Пѐрселла, 1945), предназначенный для людей, впервые слушающих оркестр. Композитор поэтапно знакомит своих слушателей с инструментами и их сочетаниями. Протест против войны впервые проявился в созданной в 1939 году «Балладе о героях», посвященной памяти английского батальона Интербригад, воевавшего в Испании на стороне республиканцев. Осуждение войны, несущей смерть и разрушение, звучит в «Военном реквиеме» для смешанного и детского хоров, оркестра, органа и трех солистов (сопрано, тенор, баритон), работу над которым Бриттен завершил в 1961 году. В этом произведении отразились воспоминания композитора о пережитой войне, о друзьях и фате, погибших на фронте. Впервые произведение было исполнено в восстановленном соборе Ковентри, города, который сильно пострадал во время фашистских авиационных налетов.

Латинские фразы заупокойной мессы реквиема сочетаются со стихами английского поэта У. Оуэна, убитого в 1918 году на фонте. Смерть молодого англичанина произошла всего за несколько дней до того, как был заключен мир и закончилась Первая мировая война. В строках, написанных Оуэном, слышится осуждение войн, они пронизаны горечью и скорбью по погибшим.

Музыка «Военного реквиема» поражает своей мощью, драматической напряженностью и выразительностью. В произведении, направленном против войны, звучат гнев и осуждение, и в то же время оно наполнено

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 74

 

глубокой печалью. На первый взгляд реквием кажется несколько эклектичным (в нем сочетаются элементы григорианского хорала, диссонирующие созвучия, интонации, свойственные произведениям Баха и Генделя, и современные средства письма), его музыка захватывает своей силой и размахом.

Значительны работы Бриттена в сфере камерной музыки (вокальной и инструментальной). Композитор написал ряд струнных квартетов и пьес для одного и двух фортепиано. В его наследии есть соната для виолончели и фортепиано, посвященная М. Ростроповичу, песни, романсы, произведения для драматических спектаклей, радиопостановок, кинематографа, а также обработки народных песен.

В числе лучших вокальных сочинений композитора — цикл «Очарование колыбельных», написанный на стихи английских поэтов, восхищающий легкостью и пластичностью мелодии и фортепианного сопровождения, а также «Серенада» для тенора, валторны и струнного оркестра, отличающаяся масштабностью и потому выходящая за рамки камерного произведения. Интересен и цикл романсов «Эхо поэта» (1965) на слова А. Пушкина.

Бриттен всегда интересовался музыкальным наследием своей родины. Обратившись к творчеству Г. Пѐрселла, он создал новую редакцию его з оперы «Дидона и Эней». Композитор работал также над народными песнями, стихами английских поэтов различных эпох, стремись таким образом возродить традиции национальной культуры и привлечь к ним внимание общественности. Интерес Бриттена вызвала также необыкновенно популярная в XVIII веке английская «Опера нищих» Гея и Пепуша, сюжет которой использовали в 1920-е года немецкий поэт Б. Брехт и композитор К. Вайль для создания «Трехгрошовой оперы». Бриттен решил возродить в современном сочинении черты музыкально-комедийного жанра, пользовавшегося таким успехом в прошлом. Композитор подверг сочинение Гея и Пепуша тщательной переработке, отредактировал либретто и гармонизировал большинство вокальных эпизодов. Несмотря на такую подробную переработку, Бриттену удалось сохранить сам дух оригинала.

Умер Бенджамин Бриттен в 1976 году.

Американская музыка. Развитие музыкальной культуры в США началось сравнительно недавно и шло необычными путями. Становление национального направления происходило лишь в XX в. Концертная жизнь достигла к этому времени невероятного размаха, в крупных городах создавались симфонические оркестры мирового класса во главе с такими дирижерами, как Кусевицкий, Стоковский, в Америке гастролировали Чайковский (1891), Малер (1908-1911), Рахманинов (1909 г., с 1918 г. и до конца жизни). Излюбленными жанрами были театральные ревю и эстрада Бродвея.

Особые исторические условия освоения Американского континента, ко-лонизация ее территории Испанией, Англией сопровождались притоком раз-ных видов фольклора и бытовых жанров этих стран. С появлением в США

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 75

 

негров-рабов распространялась древняя афро-негритянская музыка. Амери-канскую музыкальную культуру формировали песенно-танцевальные испан-ские жанры, английские духовные гимны, балладная опера, негритянская музыка. Негры, восприняв традиции англокельтского фольклора и аскетизм духовного английского гимна, создали духовные хоровые песни - спиричуэле и сольные негритянские песни в сопровождении банджо или гитары - блюзы. Интонационные и ритмические свойства блюзов были переосмыслены в джазе - форма бытовой музыки Америки, выросшая в в одно из ведущих видов музыкального искусства XX в. В стилистике джаза сочетаются выразительные средства разных национальных истоков, что рождает удиви-тельную музыкальную экспрессию и особый колорит. Одна из ранних форм - регтайм (англ. «рваный ритм») - танцевальная музыка с остросинкопирован- ным ритмом для фортепиано соло. Регтайм был распространен в «театре ме-нестрелей» середины XIX в. - разновидности американского спектакля коме-дийного характера, в котором диалоги перемежаются с песнями, танцами и акробатическими трюками. Музыкальную основу песен и танцев в спектакле составляли английские и американские эстрадные песни, негритянский фольклор и ранние формы джаза. Эти разновидности народно-бытовой музы-ки в первой половине XX в. стали внедряться в творчество таких профессио-нальных композиторов США, как Чарльз Айвз, Рой Харрис, Аарон Копленд, Сэмуэль Барбер, Джан Карло Менотти, Уильям Грант Стил, Леонард Берн- стайн и Джордж Гершвин.

Джордж Гершвин (1898-1937) - первый американский композитор первой половины XX века, достигший мировой известности. Гершвин принадлежал к бедной семье иммигрантов из России, родился в Бруклине, Нью-Йорк. Особое воздействие на него оказала демократическая культура негритянских кварталов Гарлема с традицией самобытных народных напевов и инструментальных импровизаций. Первые профессиональные шаги в 12 лет были связаны с занятиями фортепиано с известным композитором и пианистом Чарльзом Хамбитцером. С 1915 по его рекомендации брал уроки гармонии и оркестровки у виолончелиста и композитора Киленого. В 15 лет Гершвин поступает на службу в крупную музыкально-издательскую фирму, в 16 полностью посвящает себя музыке, бросает коммерческую школу, зарабатывает игрой на рояле в клубах, сочиняет песни, становится кон-цертмейстером известных эстрадных певцов. Он осваивает область театраль-ной музыки - мюзиклы, ревю. С 1916 входит в круг музыкантов Бродвея, пишет песни для мюзиклов, становится известным как композитор и импро-визатор. Наибольшее влияние на него оказал стиль Дж. Керна. В 1918 после встречи с М. Дрейфусом получает на работу в издательстве Хармса. В 1918 г. на Бродвее состоялся неудачный дебют Гершвина, но уже в 1919-23 гг. он стал автором или соавтором около пятнадцати постановок.

Композитором написано около 300 песен, большинство из которых яв-ляются центральными номерами мюзиклов: «Лестницу в рай строю я», «Лю-бимый мой». Признанием ценности его песен стало включение их известной французской певицей Е. Готье в ее камерные концерты. У Гершвина завязы-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 76

 

ваются творческие связи с актером Ч. Чаплиным, скрипачом Я. Хейфецем, дирижером П. Уайтменом. В 1922 г. создана одноактная джазовая опера «Го-лубой понедельник». По предложению Уайтмена была создана знаменитая «Рапсодия в стиле блюз» (1924) - концертное сочинение с стиле симфоджаза, основанная на разработке тематизма джазового типа для солиста-пианиста и симфонического оркестра. Она была с успехом исполнена оркестром П. Уайтмэна в присутствии Л. Годовского, С. Рахманинова, Ф. Крейслера, Л. Стоковского, И. Стравинского, Э. Блоха. Сценическая судьба музыкальных спектаклей Гершвина складывалась удачно. Среди наиболее значительных сочинений «Первоцвет», мюзиклы «Будьте добры», «Тип Тоуз», «Песня пламени». В годы триумфального успеха композитор продолжает обучение композицией, берет уроки у ученика А. Дворжака Р. Гольдмарка (1923).

Расцвет творчества связан с созданием Фортепианного концерта (1925), с успехом исполненным автором в Карнеги-холле под управлением В. Дамроша. Создание концерта сделало композитора одним из первых круп-нейших национальных симфонистов, приблизивших местный фольклор к высокоразвитым профессиональным видам музыки. Гершвин совершает европейское турне и во время поездки в Париж общается с М. Равелем, пред-ставителями «Шестерки», С. Прокофьевым, И. Стравинским. В 1928 была создана оркестровая программная пьеса «Американец в Париже», премьера которой состоялась в Нью-Йоркском филармоническом обществе под управ-лением У. Дамроша. Мюзикл «Безумная девушка» (1930) стал событием в театральной жизни Нью-Йорка даже вопреки слабому либретто. В 1931 г. Гершвин завершает Вторую рапсодию для фортепиано с оркестром и «Ку-бинскую увертюру», жанрово-национальной основой которой стала афро- испанская музыка. К 1930-м гг. творчество Гершвина приходит к высшему расцвету и в области музыкального театра. После ряда блестящих, но по-верхностных по содержанию мюзиклов, был написан последний - «О тебе я пою», название которого было взято из строки патриотического гимна «Америка». Премьера оперы «Порги и Бесс» на либретто Хэйворда в Бостоне (1935) стала годом рождения национальной оперы в США. Истоки ее выра-зительных средств - это блюзы и спиричуэлс, духовные гимны и элементы джаза, трудовые негритянские песни и уличные напевы разносчиков, евро-пейская классическая музыка. Ее подлинное признание произошло благодаря постановке Р. Брина в подлинном виде (1952), и пришло лишь после смерти композитора (1937).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: