Тема 2. Творчество С. С. Прокофьева

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) – выдающийся советский композитор, классик мировой музыки ХХ века. Жизненный путь будущего композитора начался в Сонцовке, где его отец был управляющим имением. Здесь, под руководством матери-пианистки, начались занятия музыкой. Две оперы - «Великан» и «На пустынных островах» были первыми, сочиненными им в 9-10 лет. Одиннадцатилетний композитор был представлен С.И. Танееву, который признал дарование и рекомендовал заниматься музыкой. В течение 1902-1903 ученик Танеева Р.М. Глиэр занимался с Прокофьевым композицией. Результатом стало создание симфонии и оперы «Пир во время чумы». В 13 лет Прокофьев стал обучаться в Петербургской консерватории у А. К. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова по композиции и А.А. Винклера и А. Есиповой по фортепиано. В 1908 семнадцатилетний Прокофьев впервые выступил в публичном фортепианном концерте, после которого его назвались «модернистом». Молодой Прокофьев становится частым гостем «Вечеров современной музыки», он был первым в России исполнителем фортепианных пьес А. Шѐнберга. Два фортепианных концерта (1912, 1913) стали свидетельством творческой зрелости композитора. К 1914 г. Прокофьев завершил обучение как композитор и пианист, отправился в Лондон, где гастролировала оперно-балетная труппа С. Дягилева. По возвращении в Россию сочиняет балет «Ала и Лоллий» на либретто С. Городецкого, балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» на собственный текст по мотивам сказок А. Афанасьева, фортепианные циклы «Мимолетности» и «Сарказмы», сонаты, романсы на стихи Бальмонта, Апухтина, Ахматовой, Агнивцева, «Скифскую сюиту». Антиромантические тенденции, роднившие его творчество с устремлениями западноевропейских композиторов ХХ в., сказываются в использовании прозаических текстов («Гадкий утенок» для голоса и фортепиано). В предреволюционные годы Прокофьев работает над оперой «Игрок» по повести Ф.М. Достоевского (премьера состоялась в Брюсселе, 1929), пишет Первую «Классическую» симфонию, посвященную Б.В. Асафьеву.

С 1918 г. Прокофьев концертирует за границей: в Японии, США, сочи-няет оперу «Любовь к трем апельсинам» по сказке Карло Гоцци, перерабо-танной В. Мейерхольдом (поставлена в Чикаго, 1921), камерные произведе-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 135

 

ния, Третий фортепианный концерт. В начале 1920-х гг. в Париже исполняется его Скрипичный концерт, затем по просьбе С. Дягилева композитор работает над балетом «Стальной скок» на либретто Г. Якулова, с хореографией Л. Мясина (урбанистический балет не имел успеха). В 1927 г. Прокофьев совершил большое концертное турне по СССР. Из произведений конца 1920-х гг. наиболее интересны Третья симфония и балет «Блудный сын».

В 1933 г. Прокофьев вернулся па родину к новой аудитории, создает музыку к кинофильму «Поручик Киже», музыку к постановке «Египетские ночи» в Московском Камерном театре. К жанру киномузыки и музыки в драматическом театре Прокофьев обращается неоднократно: музыка к двум фильмам С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1942), кантату «Александр Невский» для оркестра, хора и солистки. В эти годы он создает балет «Ромео и Джульетта» (поставлен в 1940 г. Л. Лавровским на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова). Симфонические принципы, определяющие стиль и сущность музыки «Ромео и Джульетты», получили дальнейшее развитие в двух следующих балетах «Золушка» (1944) и «Сказ о каменном цветке» (1950).

Наряду с балетами важное место в творчестве Прокофьева занимают его оперы: одноактная «Маддалена», «Игрок» Достоевского, «Любовь к трем апельсинам», «Огненный ангел по В. Брюсову, «Семен Котко» по повести В. Катаева (1939), лирическая комедия «Обручение в монастыре» (1940), эпопея «Война и мир» по роману Л. Толстого (1941-1952), «Повесть о настоящем человеке» (1948) по книге Б. Полевого. «Войну и мир» Прокофьев писал в эвакуации на Кавказе: в Нальчике и Тбилиси.

В годы Второй мировой войны возникла трехчастная симфоническая сюита «1941 год», кантата для солистов, хора и оркестра «Баллада о мальчи-ке, оставшемся неизвестным» на стихи П. Антокольского, песни, Седьмая соната для фортепиано (всего у композитора девять сонат). Прокофьев был великолепным пианистом, исполнителем своей музыки. Его симфонии, в значительной своей части связаны с театральной музыкой или с тематическим материалом, предназначавшимся для других жанров и форм. Вторая симфония носила экспериментальный характер, материалом для Третьей симфонии послужила музыка оперы «Огненный ангел», в Четвертой тематизм связан с балетом «Блудный сын», только последние три симфонии - Пятая (1944), Шестая (конец 1940-х) и Седьмая (1952) - написаны с заранее продуманной концепцией.

Прокофьев был создателем музыки для детей: песня «Болтунья» на стихи А. Барто (1939), симфоническая картина «Петя и волк» (1936), сюита «Зимний костер» (1949). К двадцатилетию Октября (1937) он создал необычное произведение - Кантату, взяв для нее тексты из «Коммунистического манифеста», «Тезисов о Фейербахе», из книги В.И. Ленина, Конституции Советского Союза. В конце 1950 гг. прозвучала торжественная оратория «На страже мира» на стихи С. Маршака. Смерть

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 136

 

Прокофьева осталась незамеченной - он умер в один день со Сталиным в 1953 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: