Тема 4. Творчество А. И. Хачатуряна

Арам Ильич Хачатурян (1903–1978) – армянский советский композитор, дирижѐр, педагог, народный артист СССР. Музыковед Асафьев назвал его «Рубенсом в музыке». Знаменитый «Танец с саблями» из балета «Гаяне» – звучащая визитная карточка Арама Хачатуряна, благодаря которой во многих странах мира за композитором утвердилось прозвище «мистер Танец с саблями». Эту музыку сам Хачатурян называл «непокорное и шумливое дитя», а ее популярность даже раздражала его, так как танец был написан по требованию постановщика балета за один вечер до премьеры.

Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Тифлисе, как именовалась тогда столица Грузии Тбилиси. Происходил из семьи переплетчика. Музыка с детства захватила его (забираясь на чердак дома, он выстукивал ритмы народных мелодий на медном тазу). Однако родители смотрели на эту склонность сына скептически. «В среде, окружавшей меня, не было уважительного отношения к профессии музыканта...Взрослые считали, что музыка - занятие не для мужчины. Отец желал, чтобы я стал инженером или врачом. Кем угодно, но только не музыкантом», - вспоминал впоследствии Хачатурян.

В коммерческом училище, где Хачатурян продолжал свое образование, существовал любительский духовой оркестр. Здесь Хачатурян освоил технику игры на духовых инструментах и впервые стал импровизировать. Затем Арам едет в Москву и поступает на биологическое отделение физико-математического факультета Московского университета. Однако увлечение музыкой заставило его попробовать поступить в Московский музыкальный техникум имени Гнесиных, куда он был принят после того как продемонстрировал отличные музыкальные способности, хотя не имел никакой теоретической подготовки.

Занятия в техникуме требовали от него напряжения: нужно было восполнить знания по музыкально-теоретическим предметам, овладеть игрой на инструменте (виолончели), что в двадцать лет давалось куда труднее, чем в детстве. Чтобы заработать на жизнь, Арам работал грузчиком в винных погребах и певчим в церковном хоре. В годы учения в Техникуме имени Гнесиных состоялась встреча с композитором Рейнгольдом Морицевичем

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 138

 

Глиэром. Общение с Глиэром и близкое знакомство с его произведениями помогли Хачатуряну выбрать профессию композитора. Первые же сочинения Хачатуряна принесли ему успех, потому что в них присутствовали живое ощущение армянской народной музыки, импровизационность изложения, красочность, терпкость гармонического языка.

С 1929 по 1934 год Хачатурян учится в Московской консерватории, вначале в классе Михаила Фабиановича Гнесина, затем в классе знаменитого советского композитора-симфониста Николая Яковлевича Мясковского. Педагог «...не стремился нарушать или изменять то живое ощущение национальной музыкальной стихии, которое было впитано с молоком матери», однако требовал от учеников напряженной творческой работы. В классе Мясковского Хачатурян встретил и свою любовь - Нину Макарову. За годы учебы в консерватории Хачатурян написал более 50 произведений. Лучшим из всех созданных тогда камерных произведений оказалось Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1932), получившее одобрение С.С. Прокофьева. Первым крупным произведением Хачатуряна стала Танцевальная сюита – истинный гимн танцевальности, близкой темпераменту и складу дарования композитора. Дипломной работой стала Первая симфония.

Период 1935-1941 годов - один из самых плодотворных в жизни и творчестве Хачатуряна. Завершена аспирантура Московской консерватории. Сочинен и успешно сыгран Фортепианный концерт. Вышли на экраны страны кинофильмы «Пэпо» и «Зангезур» с его музыкой. На сценах московских театров ставятся спектакли «Валенсианская вдова» и «Маскарад» с музыкой Хачатуряна. Музыка к драме Лермонтова «Маскарад», написанная для Театра имени Вахтангова, использовалась впоследствии во многих других театрах. Наиболее ярким номером из нее стал вальс – огромная творческая удача. Композитор написал музыку более чем к 20 спектаклям.

Инструментальные концерты Хачатуряна с максимальной полнотой и яркостью воплотили наиболее характерные черты его стиля. В 1936 году Арам Ильич приступал к сочинению Фортепианного концерта. Скрипичный концерт появился четыре года спустя после Фортепианного, Виолончельный – еще через шесть лет.

16 ноября 1940 года состоялась премьера Скрипичного концерта Хачатуряна. «Концерт имел большой успех, я был счастлив», - красноречиво заключил свои воспоминания о премьере композитор. Мелодическое богатство, цельность формы и рельефность драматургических принципов Скрипичного концерта определили его успех.

В годы войны Хачатурян сотрудничает с Кировским театром, находившимся в глубоком тылу на Урале, в Перми. Для Кировского театра были создан балет «Гаяне», для которого композитор использовал музыку более раннего балета «Счастье». Хореограф Н. Анисимова вспоминала: «Несмотря на все ужасы и последствия страшной войны, прошедшей перед моими глазами, скажу, что я никогда так легко не сочиняла танцы, как в

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 139

 

балете «Гаянэ», никогда так не любила музыку, не восхищалась ею, как в этом балете».

Летом 1943 года была создана Вторая симфония (или «Симфония с колоколом») – «реквием гнева, реквием протеста против войн и насилия». Наиболее значительным сочинением послевоенного периода стала партитура балета «Спартак» (1954). Лучшей работой композитора в кино стала музыка к «Отелло» – единственному совместному фильму Хачатуряна с известным режиссером С. Юткевичем, снятому в 1956 году. Юткевич высоко оценил магическое ощущение пронизывающего фильм сквозного ритма.

В 1960-1970-е годы композитор продолжал активно сочинять в различных жанрах. Семь речитативов и фуг, Сонатина, Соната, Концерт для виолончели, 3 Концерта-рапсодии (для скрипки, виолончели и фортепиано) – каждое из этих произведений отражало этапы эволюции стиля Хачатуряна.

Список произведений Хачатуряна завершился сольными сонатами для струнных инструментов – виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976). Здоровье Хачатуряна ухудшалось, и все чаще он говорил о своем желании быть похороненным в Ереване. После смерти 1 мая 1978 года композитора похоронили в пантеоне столицы Армении.

Балет «Спартак» (1954). «Приступаю с чувством огромного творческого волнения», - написал 9 июля 1950 года Хачатурян на первой странице партитуры балета «Спартак». На последней странице авторская ремарка гласит: «Три с половиной года длилась работа над «Спартаком». Работал преимущественно летом. В общей сложности «Спартак» написан в 8 месяцев. Окончил 22 февраля 1954 года. Вся музыка написана в Старой Рузе в Доме творчества композиторов. Арам Хачатурян».

Работая над балетом, композитор изучал труды древнеримских историков Плутарха и Аппиана о восстании рабов под предводительством Спартака. Чтобы проникнуться духом Древнего Рима, Хачатурян специально побывал в Италии, осмотрел Колизей – место гладиаторских боев. Композитор подчеркивал современность сюжета о борьбе за свободу в эпоху освобождения многих стран мира от колониального гнета.

Первая постановка балета «Спартак» была осуществлена Ленинградским театром оперы и балета (ныне Марииинский театр) 27 декабря 1956 года (балетмейстер Л.Якобсон, дирижер П.Фельдт). Здесь творческой находкой постановщика явились живые скульптурные группы, служащие художественной заставкой к картинам балета. В 1958 году 12 марта на сцене Большого театра в Москве долгожданную постановку «Спартака» осуществил выдающийся балетмейстер Игорь Моисеев (дирижер Ю.Файер). Постановка эта поразила своей грандиозностью, зрелищностью. Особенно впечатлительны массовые сцены, в которых был занят почти весь состав балетной труппы Большого театра. В 1968 году состоялась третья постановка «Спартака» в Большом театре, которую осуществил Ю.Григорович. Он назвал свою постановку «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом». На этот раз партитура Хачатуряна зазвучала свежо и современно. «Если надо в одном слове выразить смысл нового

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 140

 

«Спартака», то я выбираю слово «современность», – писала выдающаяся советская балерина Галина Уланова. Под палочкой дирижера Геннадия Рождественского музыка Хачатуряна приобрела новую силу и высоко трагедийное звучание.

Эта постановка по праву считается лучшей. В хореографии ХХ века этот балет стал новым словом, квинтэссенцией героического мужского танца. Одну из интересных постановок «Спартака» осуществил белорусский балетмейстер Валентин Елизарьев.

Балет написан в абсолютно новом для хореографии жанре исторической хроники. До Хачатуряна такого жанра в балете не существовало. Поэтому понадобилось 14 лет, пока нашелся балетмейстер, который смог стать на равных с композитором.

Замысел балета на античный сюжет возник благодаря идее известного театроведа Н. Волкова, который и стал автором либретто. Либретто Волкова стало благодатным материалом для вдохновения композитора. События древней истории ожили в образах противоборствующих сил: мира рабов-гладиаторов во главе со Спартаком и мира римских патрициев во главе с Марком Лицинием Крассом. Балет заканчивается гибелью Спартака, однако борьба за справедливость, начатая им, будет продолжена.

Особенностью драматургии стало то, что балет имеет самый общий план либретто, а музыкально состоит из протяженных танцевально-симфонических пластов, которые нуждаются в хореографической «расшифровке». Ю. Григорович укрупнил и предельно заострил сюжетный конфликт. В его версии весь Рим борется с одним восставшим человеком. Главный принцип драматургии – контраст в разных формах: контраст-дополнение (танцы на пиру у Красса), контраст-переключение (сцена «Цирк» – пантомима «Похищение сабинянок» звучит контрастом к гладиаторским боям), контраст-столкновение (танец гадитанских дев – бой). Деления на сюжетный и психологический планы нет. Монументальные массовые сцены естественно переходят в сольные, монологические. Главные и побочные линии завязаны в один узел – судьба Спартака есть одновременно судьба людей, попавших в рабство.

В балете три действия. Каждое действие направлено к совей собственной кульминации, находящейся в конце. Конец I д. – восставший Спартак, конец II д. – победивший Спартак, конец III д. – Спартак гибнущий и словно вознесенный (Спартака окружают, на мгновение он скрыт от зрителей. И вдруг внезапно его, пронзенного, поднимают на копьях). Драматургия балета скреплена основными лейттемами. В прологе пленные фракийцы влекут колесницу полководца-триумфатора. Звучит тема Рима – могущественная, властная, в тяжеловесном маршевом ритме. Ей противопоставлена героическая тема Спартака. Основой 1 картины («Триумф Рима») становится столкновение трех тем – двух названных и лейттемы Красса. Есть в балете также тема угнетенных рабов.

Главные герои балета – римский полководец Красс и его любовница, танцовщица Эгина, восставший гладиатор Спартак и его возлюбленная

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 141

 

Фригия. Два главных персонажа балета – Спартак и Красс, – охарактеризованы лейттемами, обладающими определенным сходством. Обе темы маршевые, мужественные. Хачатурян не принижает фигуру врага. Тема Красса – уверенно-размашистая, жесткая, словно лишенная человеческого начала. Тема Спартака богаче психологическими оттенками. В ней соединены суровость, сила, благородство и скорбное тревожное раздумье.

Балет пронизан стихией ритма. Магия хачатуряновского ритма пронизывает Вариацию Эгины и заключительную вакханалию II действия. Образ Эгины, а также образы танцовщиц и гостей пронизаны чувственно-эротическим началом, создаваемым также при помощи ритма. Самая яркая тема балета – тема Adagio Спартака и Фригии, становится самой высокой, недосягаемо-прекрасной точкой, символом подлинно человеческого, во имя которого идет борьба. Эта же тема, изменившая ладовое наклонение, звучит скорбным реквиемом в конце балета.

В решении массовых сцен композитор не пытался приблизиться к музыке древних времен. Рассказывая о прошлом, композитор искусно сохраняет свой почерк, свою манеру письма. Балет написан современным музыкальным языком, с присущим стилю Хачатуряна темпераментом и национальным своеобразием. В балете дважды используется хор, несущий различные драматургический функции. Во время боев гладиаторов хор передает реакцию возбужденных зрителей, а в финале балета хор гармонично дополняет скорбную музыку, придавая ей особую теплоту и проникновенность.

Балет «Спартак», за который композитор получил Ленинскую премию, стал вершиной творчества Хачатуряна и одним из самых известных и любимых советских балетов. Музыка балета стала популярна и за рубежом. Сейчас «Спартак» ставится на многих сценах мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: