Просветителей XVIII в.
Вопросы для обсуждения
1. Общая характеристика эпохи Просвещения.
2. Концепция воспитания Д. Локка («Мысли о воспитании»). Программа образования джентльмена.
3. Взгляды Д. Локка на воспитание детей «простолюдинов».
4. Теория «естественного воспитания» Ж.-Ж. Руссо («Эмиль, или О воспитании»). Задачи и содержание воспитания и обучения ребенка на разных этапах развития.
5. Педагогические взгляды К.А. Гельвеция («О человеке, его умственных способностях и его воспитании»).
6. Педагогические идеи Д. Дидро («Систематическое опровержение книги Гельвеция “О человеке”»).
Учебно-исследовательские задания
Базовый уровень
1. Ознакомьтесь с произведениями просветителей: Д. Локка «Мысли о воспитании», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», К.А. Гельвеция «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», Д. Дидро «Систематическое опровержение книги Гельвеция “Человек”» и сделайте выписки основных педагогических идей.
2. Составьте аннотацию на статью А. Керженцева «Любите детство» (Дошкольное воспитание. – 1988. – № 6. – С. 60–65).
|
|
3. Кто до Д. Локка критиковал теорию «врожденных идей» и сравнивал душу ребенка с чистой доской?
4. Раскройте сущность принципа природосообразности воспитания у Ж.-Ж. Руссо и сравните его с трактовкой Я.А. Коменского.
5. Кому принадлежит идея «предупредительного воспитания»? Дайте ей характеристику.
6. Дайте педагогическую оценку методу «естественных последствий» Ж.-Ж. Руссо.
7. В чем сходство и основные отличия в педагогических взглядах К.А. Гельвеция и Д. Дидро?
8. Каково отношение педагогов к женскому образованию?
9. Какие требования предъявляли просветители к педагогу?