Тенденции развития школьных систем в мире. Дидактические концепции западной педагогики. Функции и типология средней школы. Содержание и основные направления школьных реформ.
Кризисные явления в воспитании школьной молодежи и меры, направленные на их преодоление.
Тема 19. Модернизация системы образования в мире в начале ХХΙ в. Школьные системы образования на современном этапе (модель «открытой школы», школа завтрашнего дня Дональда Ховарда, общинные школы).
Мировые тенденции развития высшей школы. Цели и основные мероприятия Болонской декларации (1999 г.).
Поликультурное образование: цели, принципы, содержание. Поликультурная образовательная среда, ее компоненты. Особенности поликультурного образования в Западной Европе и США.
Тема 20. Современные зарубежные концепции образования и воспитания. Педагогический традиционализм и феноменологическая педагогика. Традиционалистская концепция образования: У. Бэгли, Г. Кэвелти, Д. Равич, Ч.Е. Финн (США). Идеи социальной педагогики (П. Наторп (Германия) П. Бурдье Э. Дюркгейм, Э. Шартье (Франция)). Теория неотомизма (Ж. Маритьен, У. Макгакен).
Феноменологическое направление: «Новое воспитание» (С. Френе, Р. Галь), гуманистическая психологическая школа (А. Маслоу, К. Роджерс).
Иррационалистическое направление:теория экзистенциализма
(Ж.-П. Сартр, Дж. Неллер).
Организация и содержание дошкольного и школьного образования в зарубежных странах: сходство и различие, основные проблемы, влияние различных теорий.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для студентов дневной формы получения образования
| № Пп/п | Тема | Количество часов | ||
| Лекции | Семинарские занятия | |||
| 11. | Введение. Воспитание в условиях первобытнообщинного строя | |||
| 22. | Возникновение школы и педагогическая мысль народов Древнего Востока | |||
| 33. | Системы образования и педагогическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме | |||
| 44. | Воспитание, школа, педагогическая мысль у восточных славян (VΙ – нач. ХΙΙΙ вв.) | |||
| 55. | Развитие образования и педагогической мысли в странах Западной Европы в эпоху раннего средневековья (V–XIII вв.) | |||
| 66. | Эпоха Возрождения в истории развития образования и педагогической науки европейских стран (ХΙV–ХVΙ вв.) | |||
| 17. | Развитие просвещения и педагогической мысли на территории Беларуси, Украины и России (ХVΙ–ХVΙΙΙ вв.) | |||
| 18. | Педагогическая система Я.А. Кoменского | |||
| 19. | Педагогические взгляды английских и французских просветителей XVIII в. | |||
| 110. | Педагогика, школа, дошкольное воспитание в странах Западной Европы XVIII – нач. XIX вв. | |||
| 111. | Педагогическая система и деятельность И.Г. Песталоцци (1746–1827 гг.) | |||
| 112. | Начальный этап в создании дошкольных учреждений в России (XVIII–XIX вв.) | |||
| 113. | Реформаторская педагогика конца XIX – нач. XX вв.: основные направления и влияние на становление русской педагогики | |||
| 114. | Становление и развитие советской школы и общественного дошкольного воспитания в период с 1917 по 1941 гг. | |||
| 215. | Педагогическая деятельность и теория А.С. Макаренко | |||
| 216. | Советская педагогическая наука, школа и общественное дошкольное воспитание в период с 1961 по 1991 гг. | |||
| 217. | Педагогическая система В.А. Сухомлинского | |||
| 218. | Школа и педагогика в Западной Европе и США во 2-й половине XX в. | |||
| 219. | Модернизация системы образования в мире в начале XXΙ в. | |||
| 220. | Современные зарубежные концепции образования и воспитания | |||
| 221. | Основные направления развития педагогической мысли, дошкольного и школьного образования за рубежом на современном этапе | |||
| Всего |
МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Системы образования и педагогическая мысль