Учебно-исследовательские задания. 1. Прочитайте произведения И.Г

 

Базовый уровень

1. Прочитайте произведения И.Г. Песталоцци «Книга матерей», «Как Гертруда учит своих детей?» и сделайте выписки основных педагогических идей.

2. Дайте характеристику основных этапов педагогической деятельности И.Г. Песталоцци. О каком периоде своей жизни он писал: «Я сам жил, как нищий, для того, чтобы научить нищих жить по-человечески»?

3. Как вы назовете метод И.Г. Песталоцци, который заключался в следующем высказывании педагога: «С утра и до вечера я был среди них. Все хорошее для их тела и духа шло к ним из моих рук… Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка следовала за их улыбкой. Они были вне мира, вне Станца, они были со мной и я был вместе с ними. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они!»

4. Соотнесите основные понятия педагогической теории И.Г. Песталоцци с методами.

5. Раскройте сущность идеи развивающего обучения.

6. Назовите дидактические правила швейцарского педагога.

 

Конструктивный уровень

1. Проследите за развитием принципа природосообразности в истории педагогики и отметьте особенности его трактовки Я.А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци.

2. Какую идею К.Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци» и почему? Докажите ее актуальность.

3. Составьте схему «Педагогическая система И.Г. Песталоцци». Отразите в ней цель воспитания, факторы, принципы воспитания, теорию элементарного образования, принципы и методы обучения.

Творческий уровень

 

1. Напишите реферат на тему «Идея соединения обучения с производительным трудом в теории и практике швейцарского педагога».

2. Обоснуйте актуальность основных педагогических идей И.Г. Песталоцци. Составьте вопросы для дискуссии.

 

Основная литература

 

1. Егоров, С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева / под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 2001. – С. 43–48.

2. История дошкольной педагогики / под ред. А.Н. Литвина. – М.: Просвещение, 1989. – С. 46–54.

3. История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия / под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Просвещение, 1986. – С. 144–164.

4. Кларин, В.М. И.Г. Песталоцци – подвижник педагогики / В.М. Кларин // Педагогика. – 1996. – № 1. – С. 44–50.

5. Сегянюк, Г.В. Гісторыя педагогікі / Г.В. Сегянюк. – Мазыр: Белы вецер, 1997. – С. 100–106.

 

Дополнительная литература

 

1. Капранова, В.А. История педагогики в лицах / В.А. Капранова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2011. – 152 с.

2. Педагогическое наследие. Я.А. Коменский, Д. Дьюи, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци / сост.: В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с.

3. Соловейчик, С. Час ученичества / С. Соловейчик. – М.: Дет. лит., 1982. – С. 73–86.

 

Семинарское занятие 7

 

Реформаторская педагогика конца ХΙХ – начала ХХ в.

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика социально-экономического и культурного развития зарубежных стран в конце ХIХ – начале ХХ вв.

2. Кризис традиционной педагогики и основные направления реформаторской педагогики.

3. Основные принципы организации трудовой школы Г. Кершенштейнера.

4. Представители экспериментальной педагогики: В.А. Лай и С. Холл.

5. Прагматическая педагогика Д. Дьюи.

6. Педагогическая концепция О. Декроли.

7. Вальдорфская педагогика Р. Штайнера.

8. Концепция свободного воспитания Э. Кей.

9. Развитие идеи свободного воспитания в России и его представители: П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель.

10. Метод научной педагогики М. Монтессори.

 

Учебно-исследовательские задания

Базовый уровень

1. Сделайте выписки из произведений реформаторов: Д. Дьюи «Школа и общество», «Школа и ребенок», М. Монтессори «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка», О. Декроли «Школа и воспитание», «Возбуждение интеллектуальной и двигательной активности посредством воспитательных игр».

2. Какая общая идея сплотила всех сторонников нового воспитания?

3. В чем Э. Кей видела преимущества семейного воспитания?

4. Что подразумевала М. Монтессори, когда говорила, что ее Дом ребенка имеет «двойное значение»?

5. Какова главная задача воспитания у М. Монтессори и как вы ее понимаете?

6. Как Г. Кершенштейнер рассматривал труд в народной школе и какой характер она (народная школа) носила?

7. Как вы понимаете высказывание Д. Дьюи: «Унция опыта значит больше, чем тонна теории»?Какие виды деятельности ученика предлагает выделить в учебном процессе О. Декроли? С чем это связано?

8. Чем можно объяснить популярность педологии в первой половине ХХ в.?

9. Укажите основные принципы вальдорфской педагогики Р. Штайнера. Насколько они актуальны сейчас?

10. Подготовьте сообщение на тему «Развитие идеи свободного воспитания в России».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: