Результаты исследования

На основе определения транспортной доступности была обозначена территория, на которой с большой долей вероятности формируются пространственные связи меду Челябинском и окрестными районами, то есть были установлены примерные рамки исследования.

При выделении границ Челябинской агломерации изохроны соотносились с существующими границами районов и поселений. То есть, границы агломерации привязывались к существующему административно-территориальному делению.

На вхождение того или иного района или поселения в состав агломерации, помимо транспортного фактора, оказывали влияние результаты проведённых в них социологических опросов и исследований, целью которых был ответ на вопрос о том, насколько тесно повседневная жизнь населения связана с г. Челябинском.

В первую очередь рассматривались территории, попадающие в часовую зону транспортной доступности автобусным транспортом. После этого анализируемая территория расширялась до часовой автомобильной и двухчасовой автобусной изохронно. Для поселений, центры которых попадали в эти зоны, анализировались результаты социологических опросов.

Наряду с результатами исследований социологов, принималась во внимание экологическая ситуация. После этого территория агломерации складывалась из муниципальных районов и поселений, тесные территориальные связи которых с Челябинском были подтверждены результатами исследований.

Основным критерием, определявшим возможность отнесения поселения к агломерации, было географическое расположение его административного центра. Если поездка от него укладывалась в 1 час на автомобиле, то вся территория поселения могла быть включена в состав агломерации.

По результатам исследования территориальный состав Челябинской агломерации можно охарактеризовать следующим образом.

Ядром агломерации является город Челябинск, а именно Челябинский городской округ. По всем характеристикам в состав агломерации входит Копейский городской округ, и город, и поселки которого находятся внутри изохроны часовой транспортной доступности на автобусе. Целиком в состав агломерации по всем показателям входит также Коркинский район – время езды на автобусе до г. Коркино и поселка Первомайский составляет 50 минут, а на машине – 30 минут, ежедневно большое число жителей района устремляется на работу в Челябинск или в Копейск. Схожая с Коркинским ситуация наблюдается в Еманжелинском муниципальном районе. Еманжелинск входит в изохрону 1 час при движении на автомобиле.

Помимо упомянутых выше трех муниципальных образований, в агломерацию целиком входит Сосновский район, западная граница которого практически точно повторяет очертания изохронны 1 час на автомобиле.

Сложнее обстоит ситуация с еще одним соседом Челябинска – Красноармейским районом. Как уже говорилось, в зону часовой доступности на автомобиле попадают территории вплоть до села Канашево на Востоке, Октябрьского и Лугового на юго-востоке, Лазурного и Дубровки на севере и Бродокалмака на северо-востоке. В случае с первыми тремя поселениями в состав агломерации включаются все территории этих муниципальных образований, так как в их границах отсутствуют иные, естественные, барьеры. В северном же направлении решающую роль начинает играть экологический фактор – Восточно-Уральский радиоактивный след и заражённые воды реки Теча – результат деятельности НПО «Маяк». Несмотря на то, что результаты загрязнения этой территории находятся в норме, сформовавшееся у населения мнение об этой местности препятствует развитию производств, строительству загородной недвижимости и ведению ориентированного на городской рынок сельского хозяйства в этих районах. Поэтому с северо-востока пределы агломерации предлагается провести по границе Лазурного и Шумовского поселений, а на востоке – по границе с Курганской областью.

Территория Ектульского района при первичном исследовании входит в агломерацию лишь частично, в основном к ней относятся те поселения, через которые проходят скоростные автодороги. В случае с Еткульским районом – его административный центр Еткуль, два ближайших к нему поселения (Печенкино и Белоносово), а также территории между Коркинским и Еманжелинским районами (Бектыш, Новобатурино, Еманжелинка) входят в зону часовой транспортной доступности. Так, к агломерации можно отнести поселения Дербишева, Ишалино, Камышевка и Акбашева (все расположены в пределах часовой изохроны 1 час на автомобиле), а также Аргаяш и Кузнецкое, Аязгулова и Норкино, рекреационные объекты которых ориентированы в первую очередь на жителей города.

Различия между административными границами и зонами транспортной доступности наиболее ярко проявляются на юге и западе Челябинской агломерации. Они четко прослеживаются в результатах социологических исследований территориальных предпочтений населения, и подтверждаются анализом расписания движения общественного транспорта по различным направлениям. Также несоответствие границ видно на севере и северо-востоке: на автомобиле за час можно доехать на 20 км дальше границы агломерации. В данном случае барьером оказывается экологическая ситуация – северному вектору развития препятствует зона распространения Восточно-Уральского радиоактивного следа (ВУРС).

В общей сложности территория агломерации простирается на два городских округа, пять муниципальных районов и 213 городских и сельских поселений. Площадь этого образования составляет 9511,45 км кв., а население – 1 566, 277 тыс. чел. Территория агломерации изображена на рис. 17.

В результате анализа факторов развития агломерации можно разделить ее территорию на зоны в соответствии с выполняемыми функциями.

Ядром агломерации является г. Челябинск, его ближайший сосед – г. Копейск – одновременно и спутник, и зарождающееся второе ядро агломерации. Первый пояс спутников простирается вплоть до административных центров близлежащих районов – Сосновского, Красноармейского, Коркинского. Типичную роль замыкающих спутников, ослабляющих центростремительные транспортные потоки, являются Коркино и Еманжелинск. Второй пояс спутников, в силу сложившейся транспортной сети, является редуцированным и включает в себя из крупных населенных пунктов лишь Еткуль и Аргаяш. Роль узлов-противовесов, которые на определенном отдалении от Челябинска начинают играть более значимую роль в жизни населения, отводится таким населенным пунктам, как Чебаркуль, Троицк, Южноуральск, Кыштым, Касли.

Заключение. Рассмотрев архитектурно-планировочное развитие Челябинской агломерации, можно прийти к выводу, что структура организации, как отдельных населенных пунктов, так и территории в целом, на протяжении всего исторического периода формировалась под влиянием двух факторов – естественного характера ландшафта местности и транзитных транспортных направлений. Особенностью развития агломерации стали характерные этапы планировочной эволюции, формировавшиеся под влиянием значительных внешних факторов (прокладка Транссибирской магистрали, эвакуация промышленности в годы войны или искусственное преобразование ландшафта). В результате чего каждый новый планировочный каркас накладывался на предшествующий, тем самым формируя в целом уникальную архитектурно-пространственную структуру агломерации.

 


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: