Текст: В молитвах и милостынях живых есть польза для мертвых

Комментарий: Ахли суннат вал-джамаат единогласна в том, что умершие люди получают пользу от деяний живых. Эта польза проистекает из двух типов деяний. Первый: польза от таких действий человека, которые были совершены им при жизни и которые являются причиной получения им награды (саваб, ажр) и после его смерти. Второй: польза от молитв, мольб о прощении, милостынь и паломничества мусульман. Ученые высказали различные мнения по вопросу о том, приносят ли умершим награду (саваб, ажр) поклонения живых, совершенные ими телом. Молитва (салят), пост, чтение Корана и вспоминание Аллаха являются телесными поклонениями. Абу Ханифа, Ахмад и большинство ученых-предшественников решили, что награда от телесных поклонений живых доходит до умерших. Шафииты и Малик сказали, что не доходит. Некоторые люди из числа философов, вводившие новшества (бид’а), утверждали, что ничто не приносит пользу умершему: ни молитва, ни что-либо другое. Слова подобных лиц были отвергнуты доказательствами Корана и Сунны.

Умерший получит пользу от деяний живых, даже если он не был причастен к этим деяниям. Коран, Сунна, Ижма (всеобщее соглашение ученых) и верный Кияс (сравнение) являются доказательствами этому.

Доказательства из Корана: Всевышний Аллах, похвалив в 59-суре «Собрание» мухаджиров и ансаров, сказал о тех верующих, которые придут после них следующее:

"والذين جاءوا من بعدهم يقولون ربنا اغفر لنا ولإخواننا الذين سبقونا بالإيمان ولا تجعل في قلوبنا غلا للذين آمنوا ربنا إنك رءوف رحيم" (الحشر: 10)

Шейх Саади, да будет над ним милость Аллаха, объясняет данный аят следующим образом:

«Люди, пришедшие на этот свет после мухаджиров и ансаров, говорят следующее, наставляя себе и другим верующим: «О наш Господь, прости нас и наших братьев, проживших с верой до нас. Не дай, чтобы в наших сердцах была неприязнь, вражда и зависть по отношению к тем, кто уверовал! О наш Господь, Ты – Милостивый, Милосердный!» Эта молитва охватывает всех веруюших: проживших до сподвижников и тех, кто будет жить после сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Да, это милосердие является достоинством веры, благодаря чему верующие получают друг от друга пользу. Они произносят молитвы друг о друге, так как они являются спутниками на пути к раю. Вера является таким великим благом, данным Аллахом, благодаря которому верующие являются между собой братьями. Одной из ветвей этого братства являются молитва друг о друге и любовь друг к другу. (Не любовь шиитов-рафизитов, которые оскорбили и прокляли самых великих людей – сподвижников нашего Пророка, да благословит и приветствует его Аллах. О Аллах, дай нам любовь по отношению к сподвижникам - нашим великим предшественникам!) Поэтому Всевышний Аллах упомянул в этой молитве (ду’а) избавление от таких болезней, как неприязнь в сердце. После освобождения сердца от этой болезни вместо нее в сердце обязательно установится любовь и братство по отношению к верующим. А это является правом каждого мусульманина. Это – путь Ахли суннат вал-джамаат».

Всевышний Аллах похвалил верующих за то, что они просят друг за друга прощения грехов. Значит, умершие верующие получают пользу от молитв (ду’а) живых. Вся община единогласна в том, что умерший получает пользу от мольб (ду’а), совершаемых во время похоронной молитвы (джаназа). Смысл их всеобъемлющ.

(Давайте познакомимся с одним из ду’а, совершаемых во время молитвы джаназа. Его передал Авф бин Малик, да будет доволен им Аллах, который сказал:

"اللهم اغفر له وارحمه وعافه واعف عنه وأكرم نزله ووسع مدخله واغسله بالماء والثلج والبرد ونقه من الخطايا كما نقيت الثوب الأبيض من الدنس وأبدله دارا خيرا من داره وأهلا خيرا من أهله وأدخله الجنة وقه فتنة القبر و عذاب النار" (رواه مسلم: 963 و غيره).

«Когда Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, читал молитву джаназа, я выучил ду’а, которое он прочел для усопшего. Он прочитал следующее ду’а

"اللهم اغفر له وارحمه وعافه واعف عنه وأكرم نزله ووسع مدخله واغسله بالماء والثلج والبرد ونقه من الخطايا كما نقيت الثوب الأبيض من الدنس وأبدله دارا خيرا من داره وأهلا خيرا من أهله وأدخله الجنة وقه فتنة القبر و عذاب النار" (رواه مسلم: 963 و غيره).

Смысл: О Аллах, прости этого усопшего, смилуйся над ним, избавь его от зла, сделай его долю в раю красивой, сделай его могилу широкой, очисть его от ошибок водой, снегом и льдом, как очищается белая одежда от грязи. Дай ему дом лучше, чем он имел на этом свете. Дай ему семью лучше, чем у него была в этом мире. Впусти его в рай и сохрани его от испытания в могиле и ада!»)

Когда это ду’а читается искренне, умерший, несомненно, получает пользу от этого телесного поклонения. Умерший также получает пользу от молитв живых после захоронения. По этому поводу Усман бин Аффан, да будет доволен им Аллах, передает следующее: «Когда наш Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, закончил похороны, он, стоя у могилы умершего, сказал: «Просите прощения за вашего брата! Просите для него твердости, ибо он сейчас будет допрошен». (Передано Абу Давудом, Аль-Байхаки, Аль-Хокимом и другими. Аль-Хоким сказал, что этот хадис достоверен.)

Точно также есть хадисы о ду’а в пользу умерших при посещении их могил. Бурайда бин Ал-Хасийб говорит:

«Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, учил сподвижников читать на кладбище следующее ду’а:

"السلام عليكم أهل الديار من المؤمنين والمسلمين و إنا إن شاء الله بكم لاحقون نسأل الله لنا ولكم العافية" (أخرجه مسلم:249 و غيره)

Смысл: «О наши верующие и мусульмане - жители нашего края, да приветствует вас Аллах! Мы, дай Аллах, придем после вас сюда. Мы просим у Аллаха спокойствия и для себя, и для вас!»

Приведенные аяты и хадисы свидетельствуют о том, что умершие мусульмане получают пользу от телесных поклонений живых людей. Награда за телесные поклонения доходит до них.

Теперь о пользе финансовых поклонений для умершего. Поклонения, совершаемые при помощи финансов, называются финансовыми. Передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах. Она сказала:

«Один человек пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О Посланник Аллаха, моя мать внезапно умерла. Она не сделала завещания. Я думаю, что если бы она сказала бы (что-нибудь), то дала бы милостыню (приказала бы дать милостыню). Если я дам милостыню от имени моей матери, дойдет ли до нее награда?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да». Этот хадис является доказательством тому, что, если человек даст милостыню и подарит награду (саваб, ажр) от этой милостыни умершему, то тот воспользуется этой наградой.

О достижении до умершего награды за пост. Передает Аиша, да будет доволен ею Аллах, Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал (смысл):

"من مات و عليه صيام صام عنه وليه" (رواه البخاري: 1952 و مسلم: 1147 و غيرهما).

«Кто умрет и недопостится в обязательный пост, то вместо него его близкий должен поститься в пропущенные дни». Из этого становится ясно, что награда от поста живого человека дойдет до мертвого.

О достижении до умершего награды за хадж. Передается от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах. Он сказал:

«Одна женщина из племени Джухайна пришла к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала так: «Моя мать обязалась (сделала назр) совершить паломничество. Она умерла до его совершения. Должна ли я совершить паломничество от ее имени?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да, соверши паломничество от ее имени. Скажи, если бы остался долг твоей матери, вернула бы ты его? Возвращайте долг Аллаха! Аллах больше других имеет право на верность». Имеется много доказательств, подобных этому.

Награда за деяние является правом совершившего его. Если он подарит это право другому мусульманину, то для этого нет никакого препятствия. Это деяние подобно тому, как живой человек дарит из своих средств что-нибудь своему живому другу.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, словами о том, что награда за пост дойдет до умершего, указал на то, что награда за чтение Корана также достигнет его. Чтение Корана подобно телесному поклонению. Так же, как имеется в посту намерение и действие, так и в чтении Корана есть намерение и действие. Таким образом, мы говорим, что, если живой человек прочитает Коран и подарит награду за это своим близким и друзьям, то эта награда достигнет их. Однако никто из наших предшественников не покупал в аренду чтецов Корана для того, чтобы они, прочитав Коран, подарили награду за это умершему. Никто из имамов религии также не давал указания делать подобное. Этого делать нельзя. Награда, доходящая умершего, должна быть получена только искренним деянием. Когда в поклонении имеют место деньги, оно перестает быть искренним.

Если скажут: «Дарения награды умершему за чтение Корана не было у наших предшественников, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не приказывал сподвижникам делать этого», то ответ будет следующим. Если человек, сказавший вышеуказанное, признает то, что награда за паломничество, пост и ду’а дойдет до умершего, то какое различие имеется между этими поклонениями и чтением Корана? Если предшественники не делали этого, это не является доказательством тому, что награда не дойдет до умершего. Кроме того, откуда мы взяли правило общего запрета тех деяний, которых предшественники не совершали?!

Если скажут: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил о дарении награды от поста, паломничества и милостыни, а не от чтения Корана», то ответ будет таким. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не начинал сам разговора об этом. Его слова были ответами на вопросы сподвижников. Один спросил о паломничестве от имени умершего, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил это. Другой спросил о посте от имени умершего, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил это. Нет препятствия к достижению до умершего подаренной награды от остальных деяний.

Если некоторые ученые, прожившие позднее, сочли дарение Посланнику Аллаха награды за чтение Корана, да благословит его Аллах и приветствует, желательным (мустахаб), то другие назвали это дело новшеством (бид’а), поскольку сподвижники не делали подобного. В действительности, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, получает награду за благое деяние каждого члена его общины в полном объеме, ибо он сам повел общину к добру.

Если кто-либо скажет, что умерший получает пользу, слыша чтение Корана над его могилой, то он ошибается. Никто из известных имамов религии не говорил этого. Нет сомнения, что умерший слышит Коран. Однако он не получит пользу от его слушания. Получение награды от слушания Корана свойственно живым, поскольку это является добровольным деянием. Т.е. живой человек совершит поклонение, если добровольно послушает Коран. У мертвого же нет такой воли. Иногда умерший даже может получить вред от чтения над его могилой Корана из-за того, что он не подчинялся приказам Всевышнего Аллаха и не отступил от того, что Аллах запретил, или же из-за того, что он не сделал больше добрых дел.

Ученые высказали три мнения о чтении Корана у могил. Абу Ханифа, Малик и в одном предании Ахмад (да будет над ними милость Аллаха) сказали: «Это нежелательно (макрух), ибо является новшеством. Не было в Сунне подобного действия. Чтение Корана подобно чтению молитвы (салят). А чтение молитвы (салят) у могил запрещено». Мухаммад бин Ал-Хасан и в другом предании Ахмад, да смилостивится над ними Аллах, сказали: «Нет вреда от чтения Корана у могил». Они приводят предание от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, в котором он завещал прочитать над своей могилой первые и последние аяты суры «Корова». Кроме того, некоторые мухаджиры также завещали прочесть суру «Коровы» над их могилами. Аллах знает лучше!

95. والله تعالى يستجيب الدعوات، ويقضي الحاجات.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: