Слушать Бога: суть парадокса

Умеете ли вы слушать Бога

 

 

Даллас Виллард

 

Предисловие

Слушать Бога? Не слишком ли смело? Может быть, кому-то в этих словах послышится вызов или даже угроза.

Но представьте себе, что мы и были сотворены для общения с Богом. У нас с вами имеются веские основания полагать, что организм человечества попросту не может без этого правильно функционировать. Слушать Бога необходимо; об этом свидетельствует и тончайшая ткань жизни, и грандиозные события. В таком случае, не ли вызова и угрозы в том, чтобы жить, не слушая Бога?

Мы, несомненно, особенно остро ощущаем свое одиночество, когда принимаем решения. В такие моменты мысли о будущем тяжким грузом давят нам на сердце. Какой бы выбор ни делал человек, ответственность всецело лежит на нем. Мы хотим делать добро — но это добро становится реальностью лишь тогда, когда мы сами его выбираем. Стоит совершить неверный выбор, как вдруг оказывается: то хорошее, о чем мы мечтали (или даже мечтать не смели), безвозвратно утеряно. Тяжкие последствия ошибки порой преследуют человека всю жизнь.

Отсюда неизбежно вытекает вопрос, а за ним и другие: «Совершил ли я мудрый и верный выбор? Этого ли хотел от меня Бог? Этого ли хотел я сам? Смогу ли я примириться с последствиями своего решения? Не скажут ли другие, что я сделал глупость? Не отвернулся ли от меня Бог? Не отвернется ли Он от меня, если я действительно ошибся?»

В юности, когда мы жизнерадостны и беспечны, наши желания, порывы и душевные движения нередко приводят к решениям, которые лет десять спустя свяжут нас по рукам и ногам, В эти прекрасные годы мы просто делаем то, что должны, или то, что нам вздумается. Что может быть проще! Порой человеку даже не приходит в голову, что он совершает какой-то выбор. И, лишь собрав личную коллекцию неудач и разочарований, осознав, что сделанного не воротишь, упущенного не настигнешь, а последствий не расхлебаешь, мы с надеждой взываем: «Да будет воля Твоя!». Да, мы хотим, чтобы дела земные подчинялись Его воле, но вопрос не только и не столько в этом. Главное — из нашей молитвы явствует, как страстно мы жаждем, чтобы Он постоянно присутствовал в жизни каждого из нас, вел и направлял нас.

Бог сотворил нас, чтобы мы были близки к Нему и в земной жизни, и в вечности. Такова христианская точка зрения. Об этом ясно говорит Библия, особенно такие ее стихи, как Исход 29:43-46 и 33:11, Псалом 22, Исаия 41:8, Иоанна 15:14 и Евреям 13:5-6. Мы можем быть уверены, что в определенные моменты жизни Бог обращается к каждому из нас — так обычно бывает при близких отношениях. Но что это означает? Как это происходит на практике? Надеюсь, что на страницах этой книги вы найдете понятный и реальный ответ на эти вопросы.

Мы живем во власти собственных идей и представлении — это факт, и от него никуда не деться. Особенно это верно, когда речь идет о наших представлениях о Боге. Благие намерения — это далеко не все. Если исходить из ложных идей, то скорее всего так никогда и не углядишь Божье водительство в главных жизненных решениях и не узнаешь, что твоя душа была сотворена для постоянного общения с Ним.

Я решил выбрать в качестве модели самый лучший, самый высокий из всех известных мне типов человеческого общения и рассмотреть эту модель в еще более ярком свете — в свете личности и учения Иисуса Христа. Так мы сможем получить идеальную картину близких отношений с Богом и ясно увидеть жизнь, в которой общение с Богом — событие не из ряда исключительных.

Правильное восприятие этой идеальной картины исключает любые уловки, механистические формулы и хитроумные приспособления, предназначенные для того, чтобы выяснить, чего же все-таки ждет Бог от каждого из нас. У нас нет устройства, которое позволяло бы всякий раз определять, правы мы или нет. Я уверен: мы не поймем, что значит слушать Бога, если будем исходить только из того, чего Бог хочет от нас. Такой подход, как правило, автоматически исключает саму мысль о том, чего хотим мы и даже чего мы хотим от Бога. Умение слушать Бога — лишь одно из измерений всеобъемлющего мира отношений, а Его водительство — лишь одна из граней этого измерения.

Это может показаться странным, но пребывать в воле Божьей — совсем не значит поступать так, как хочет Бог; мы можем пребывать в воле Божьей и твердо осознавать это, но не знать, чего хочет от нас Бог в тот или иной момент жизни. Мы можем пребывать в Его воле, но не быть уверены, что Ему угоден именно этот наш поступок, а не другой. Умение слушать Бога приобретает смысл лишь в жизни по Его воле.

Когда наши дети, Джон и Бекки, были еще маленькими, они полностью подчинялись моей воле, в том числе и тогда, например, когда безмятежно играли в саду. Но при этом я не указывал им, в какую игру им играть, где играть — в саду или в детской, да и вообще — играть или пить молоко в кухне. В самом общем смысле мы подчиняемся Божьей воле, когда ведем жизнь, угодную Ему. И это дает нам простор для инициативы, до весьма существенно: ведь именно наша инициатива во многом определяет Божью волю в нашей жизни.

Разумеется, если мы не выполняем того, что Он велит, значит, мы не следуем Его воле. Не говоря уже о повелениях, которые Он дает нам в конкретных случаях, весь образ жизни как таковой может быть весьма далек от исполнения Его воли. Самый красноречивый пример тому — Десять заповедей, данных Моисею. Если бы человечество следовало им, повседневная жизнь изменилась бы до неузнаваемости, а средства массовой информации из-за отсутствия материала попросту перестали бы существовать. Раскройте любую газету или включите телевизор во время программы новостей и попробуйте «вычеркнуть» все, что связано с нарушением одной из Десяти заповедей. Вы увидите, что останется ничтожно мало — почти ничего.

Но тот, кто действительно ищет водительства Божьего, не должен забывать: даже если человек скрупулезно исполняет все, что тайно или явно велит ему Бог, это вовсе не значит, что он именно таков, каким Бог хочет его видеть. «Буква убивает, а дух животворит» (2 Коринфянам 3:6) — эта истина вечна. Навязчивое стремление делать все, что велит Бог, может помешать нам быть такими, какими Он хочет нас видеть.

Одна из притч Иисуса ясно показывает, что именно дорого Богу в тех, кто жаждет служить Ему:

Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «пойди скорее, садись за стол»? Напротив не скажет ли ему: «приготовь мне поужинать и подпоясавшись служи мне, пока буду есть и пить, а потом ешь и пей сам»? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего нестоющие, потому что сделали, что должны были сделать» (Луки 17:7-10; ср. Матфея 5:20).

Долг достойного слуги — не одно лишь повиновение, но любовь, из которой естественным образом вытекает послушание Божьей воле.

Большая часть того, что вы прочтете в этой книге, — размышления на тему данной притчи. Конечно же, я надеюсь сослужить добрую службу и тем людям, которые продолжают мыслить только в ключе «делай, что велено». Такой образ мыслей, несмотря на свои достоинства, резко ограничивает возможности служения и духовного роста, хотя и не отнимает надежды на союз с Иисусом и Его друзьями в Царстве Небесном.

Кроме того, ясно представляя себе истинную картину жизни с Иисусом, все глубже и глубже проникаясь ее реальностью, мы сможем уверенно и спокойно противостоять ошибкам и злоупотреблениям религиозных авторитетов. Повсюду, начиная с местной общины и заканчивая высшими уровнями власти как государственной, так и международной, мы то и дело слышим утверждения отдельных людей и целых групп о том, что им свыше было открыто, как нам следует поступать. Порой люди, говорящие так, правдивы и искренни; они имеют благие цели и пожинают добрые плоды. Но, к сожалению, так дело обстоит далеко не всегда.

Достойный ответ людям, пытающимся употребить религиозное влияние во зло, способны дать те, кто понимает, каким образом божественное водительство и людское руководство сплавляются воедино в обществе, преображенном любовью и милостью Иисуса. Сегодня нам, как воздух, нужны люди — как можно больше людей из самых разных общественных групп, — действительно живущие во Христе и умеющие слышать Его голос. Только они смогут уверенно возродить христианскую духовность в наши дни. Только они научат нас — всех вместе и каждого в отдельности — добровольно и сознательно жить во Христе, ходить Его путями и вести с Ним непрерывный диалог. Именно таков библейский идеал человеческой жизни.

Таким образом, на страницах этой книги говорится, что умение слушать и слышать Бога чрезвычайно важно для всей нашей жизни в Боге. Только слушая Бога, мы сможем узнать, какими мы должны быть, а не только то, что мы должны делать. Разумеется, нам очень важно знать, каких дел ждет от нас Бог, и поступать согласно Его желанию. Но одного этого недостаточно, чтобы войти в невыразимо прекрасную жизнь в лучезарном присутствии Божьем; жизнь, даруемую нам благодатью Его Благой вести; жизнь, угодную Ему; жизнь, глядя на которую, Он может сказать: «Се есть сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

В первой главе речь пойдет о трудностях, с которыми сталкиваются христиане, веря, что слушать Бога очень важно, но не вполне понимая, как достичь этого на практике. Глава вторая расскажет, как избавиться от наиболее распространенных заблуждений, связанных с нашим общением с Господом. В третьей главе подробно разъясняются различные способы этого общения. В четвертой главе приводятся некоторые возражения против идеи общения Бога с человеком. Пятая глава рассказывает о способах, какими Господь обращается к человеку, и особенно — о «веянии тихого ветра». В шестой и седьмой главах мы обсудим первостепенное значение Божьего Слова для Его творения и для искупления. Слово Божье лежит в самом сердце нашей обыденной жизни. Глава восьмая научит, как удостовериться, что мы действительно слышим Бога. И, наконец, девятая глава расскажет о том, что делать в тех, увы, неизбежных случаях, когда Бог не говорит с нами или, по крайней мере, когда мы не слышим Его.

Для того чтобы научиться слышать Бога, чтобы это умение стало неотъемлемой частью жизни по Его воле, нам необходимо глубже вникнуть во многие вопросы, связанные с Его замыслом относительно нас и с миром, в котором Он нас поселил. Порой нам придется затрагивать очень болезненные темы. Но я надеюсь, что вы закроете эту книгу, ясно представляя себе, как следует уверенно ходить Божьими путями, пребывая в постоянном общении с Ним.

Я посоветовал бы читателю, который хочет обрести более полную картину жизни с Иисусом Христом в Царстве Божьем (а умение слушать Бога — лишь один аспект этой жизни), прочитать мои книги «Дух послушания» («The Spirit of the Disciplines») и «Божественный замысел» («The Divine Conspiracy»).

Я благодарен Рэймоду Нилу (Raymond Neal), Бет Уэббер (Beth Webber), Линде Грейбел (Lynda Grabeal) и Тому Моррисси (Tom Morrissey) за их бесценную помощь на разных этапах создания этой книги.

 

 

Глава 1

Слушать Бога: суть парадокса

 

 

Нет в мире жизни милей и прекрасней,

нежели жизнь в постоянной беседе с Богом.

Меня поймет только тот, кто испытал ее сам.

Но я не советую пробовать лишь из чистого любопытства.

Не удовольствий должны мы искать в разговоре с Богом.

Будем же стремиться к общению с Ним из любви

и оттого, что наша жажда угодна Ему.

БРАТ ЛОУРЕНС, «В БОЖЬЕМ ПРИСУТСТВИИ»

 

Воскресный обед был окончен, но мы не спешили выходить из-за стола, наслаждаясь вкусной едой и обсуждая утреннюю службу в церкви. Члены общины, где я, совсем юный (и совсем зеленый) помощник пастора, нес тогда служение, воодушевленно обсуждали планы строительства нового здания церкви взамен прежнего, очень любимого, но тесного и обветшавшего.

Именно строительству и была посвящена утренняя проповедь. Наш пастор рассказывал, каким он видит будущее нашей церкви в новом здании, как возрастет ее миссия. Он говорил, что явственно ощущает Божье водительство в жизни общины. По его свидетельству, Бог говорил с ним и объяснял, что следует делать.

Бабушка моей жены, миссис Люси Латимер (мы зовем ее Мема), не принимала участия в нашей оживленной беседе и, казалось, целиком ушла в свои мысли. Наконец она еле слышно произнесла: «А со мной Бог никогда так не разговаривал...».

Это бесхитростное замечание женщины, чья вера и любовь к Богу всегда были непоколебимы, поразило меня, словно гром средь ясного неба, и навсегда изменило мое отношение к поверхностным фразам типа «Бог велел мне» или «Бог привел меня». В тот момент ее устами — я понял это много позже — со мной заговорил Бог.

Я вдруг ясно осознал (и это осознание с тех пор никогда не покидало меня), что из-за таких слов многие искренние христиане ощущают себя изгоями, заглядывающими с улицы в окно. Не то чтобы у них не было духовного опыта; просто они не в состоянии осмыслить его, и это приводит их в смятение, Ощущение собственной ущербности вынуждает их вести некую игру, правил которой они не знают, и от этого они чувствуют себя еще неуютней. Все это мешает людям поверить, что Бог полностью принимает их.

Никто из нас не сомневался, что Мема активно и плодотворно общается с Богом. Но по тем или иным причинам она не могла, не умела соотнести опыт Божьего присутствия в своей жизни (в котором она всегда была уверена) с мыслью о том, что Бог может с ней разговаривать. Вот почему идея общения с Богом на уровне беседы привела ее в такую растерянность.

До этого момента я опрометчиво полагал, что если человек действительно верит в Бога, значит, Бог разговаривает с ним. А как может быть иначе? Я не сомневался, что Он обращается лично к каждому христианину, объясняет, что следует делать, и каждому в отдельности растолковывает вечные истины, в которые необходимо верить, если надеешься на вечную жизнь с Ним.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: