Что говорил апостол Павел о спасении

Учение Павла о спасении лишается самой сути, если не воспринимать его слова о единении и отождествлении со Христом буквально. Тогда послания Павла легко свести лишь к тщательно разработанному плану спасения или превратить в «столбовую дорогу» подтверждения доктрины, на которой мы надеемся обрести благоволение в глазах Божьих только за то, что верим в истину о Христе и Его деле. Но ведь в нее верят и бесы! Джеймс С. Стюарт (James S. Stewart) в глубоко содержательной книге «Человек во Христе» («A Man in Crrist») рассматривает эту тенденцию в толковании посланий Павла и убедительно критикует ее:

За воспроизведением в духовной жизни верующего смерти и погребения Господа следует славный союз со Христом в Его Воскресении. «Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Римлянам 6:4). Все, что Павел связывает со спасением — радость, мир, силу, движение вперед и победу духа, — объединено в одном слове, которое он так часто употребляет, — в слове «жизнь». Только те, кто во Христе вступил в союз с Богом, действительно «живы»....Но Павел с пронзительной ясностью видел, что жизнь, которую обретает душа при обращении, есть не что иное, как жизнь Самого Христа. Он делит с нами само Свое существо.

Стюарт обращает внимание на слова апостола Павла «Христос, жизнь ваша» (Колоссянам 3:4) и «жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2 Коринфянам 4:10). Он указывает, что Павел противопоставляет закон греха и смерти закону «духа жизни во Христе Иисусе» (Римлянам 8:2). И, наконец, он подчеркивает, что «жизнь, перетекающая из Христа в человека, полностью отличается от всего, что можно испытать в сфере естественного; отличается не только количественно, но и качественно. Это «kainotes zoes» (Римлянам 6:4) — жизнь обновленная, сверхъестественная»4. Это и имеет в виду апостол Павел, говоря, что «кто во Христе, тот новая тварь» (2 Коринфянам 5:17).

Новая жизнь рожденной свыше личности тождественна жизни и Личности Самого Христа. Это превращает верующих в «жителей небес» (см. Филиппийцам 3:20) и позволяет им исполнить свое предназначение: быть светом мира, своим примером показывать миру, что значит быть живым.

 

Живы для Бога

Личность, которая благодаря творящей силе Божьего слова обрела новую жизнь, теперь живет между двумя разными мирами: миром естественным, или плотским, и миром сверхъестественным, или духовным. Даже когда мы из-за своих грехов мертвы для Бога и неспособны к плодотворному союзу с Ним, мы все же ощущаем пустоту плотской жизни в разлуке с Богом и прислушиваемся к разнообразным мирским слухам о Боге и о том, где Его искать. Когда же в нашу душу входит новая жизнь, мы можем и обязаны еще больше сосредоточить все свое внимание и силы на поиске Бога. Это наше дело, которое Бог не сделает за нас.

Как это происходит, мы видим в главе 7 Послания к Римлянам. Апостол Павел рассказывает, как душа его продолжала идти привычными путями греха, вразрез с путями новой жизни, в которую она вошла, повстречав Христа. Именно в этом состоянии Павел сказал: «Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (7:15).

Это состояние подобно движению корабля. Когда капитан поворачивает штурвал, судно не сразу начинает идти в новом направлении. Даже при повороте на 180 оно еще какое-то время может двигаться вперед. Капитан должен научиться управлять кораблем с учетом сил, которые действуют независимо от его воли и намерений.

Апостол Павел принимает решение отождествить себя, свою душу с новой жизнью. Он осознает, обдумывает и подтверждает свой союз с теми силами души, которые стремятся к добру:

Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр. А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Римлянам 7:16-20).

Это «не я, но грех» из Послания к Римлянам 7:15 следует рассматривать вместе с «не я, но Христос» из Послания к Галатам 2:20. Конечно, кто-то может сказать так в свое оправдание, пытаясь уйти от ответственности за внутреннюю греховность, о которой идет речь в главе 7 Послания к Римлянам, или за конкретные грехи, о которых говорится в главе 2 Послания к Галатам. Кто-то — но не Павел. Павел — а он говорит от лица бессчетного множества мужчин и женщин, пришедших ко Христу за минувшие тысячелетия, — ни перед кем не оправдывается и никого не обвиняет. Он целиком признает свою вину и обеспокоен только тем, как жить новой жизнью во всей ее полноте.

Все это требует от нас осознать, кто мы в этой новой жизни, отождествить себя со Христом, живущим в нас, настроиться против греха, все еще не покинувшего наши души, и задаться вопросом, кем мы хотим быть. Это и значит «почитать» себя «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе» (Римлянам 6:11).

Люди, рожденные свыше, стоят на перекрестке естественного (плотского) и духовного. Фома Аквинский изобрел особое слово, отражающее это состояние: «aevum» в отличие от tempus (время) и aeternitas (вечность). Aevum — среднее между временем и вечностью, включающее в себя и то и другое. Две жизни, два потока знания и энергии, сливаясь воедино, входят в человека; ему предстоит выбрать, с какой из этих жизней он действительно хочет отождествить себя.

Это отождествление определяется не скрупулезным изучением богословских трактатов, не движениями души и не состоянием ума. Это волевое решение. Намерен ли я остаться в прежней, греховной, мертвой жизни? Или же моя воля состоит в том, чтобы жить с воскресшим Христом новой жизнью, полученной мною через слово Божье?

Если вы выбираете второе, значит, вы «со страхом и трепетом» совершаете «свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Филиппийцам 2:12-13). Это я. И все же это не я, но Христос. От простого общения и общности мы движемся к единению с Ним, и нам дана возможность соединить в одно целое с Ним все аспекты собственной личности так, чтобы для каждого из нас стали истиной слова апостола: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Филиппийцам 1:21).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: