Чтение Библии с молитвой

Уильям Лоу* пишет: «Итак, Писания следует читать только с молитвой, уповая на действие Святого Духа, который превратит истину в живую реальность внутри нас»5.

Существует простой способ, к которому может прибегнуть любой христианин независимо от степени подготовленности в полной уверенности, что на страницах Писания он обретет хлеб жизни. Этот способ очень близок к тому, который горячо рекомендовала мадам Гийон в книжечке «Краткий и очень простой способ молитвы», впервые опубликованной в 1688 году в Лионе. Эту книжку можно найти и сегодня; она была переиздана с небольшими изменениями под названием «Постигая глубины Иисуса Христа» («Experiencing the Depth of Jesus Crist»). Первые четыре главы ее полезно прочесть в дополнение к тому, что я собираюсь сейчас сказать.

Прибегая к Писанию как к элементу сознательной стратегии единения с Богом во имя полного искупления, мы должны искренне желать, чтобы Его воля, явленная нам при чтении, оказалась для нас истинной. Далее: начинать следует с тех текстов Писания, которые нам уже немного знакомы. Например, Псалом 22, молитва Господня, Нагорная проповедь, глава 13 Первого Послания к Коринфянам или глава 8 Послания к Римлянам.

Вам может показаться, что этого слишком мало. Но ведь ваша цель заключается вовсе не в том, чтобы стать богословом или поразить знакомых своими выдающимися познаниями в Священном Писании. Это опаснейшая западня, в которую попадают многие общины, называющие себя «библейскими». Такая цель только питает гордыню и готовит почву для мелочного и вздорного духа, который, увы, слишком часто наблюдается у тех, кого общество считает серьезными исследователями Библии.

Возможно, вам помогут слова Фомы Кемпийского:

Что проку в ученых разглагольствованиях о Троице, если вы не кротки духом и, стало быть, Троице не любезны? Высокие слова не сделают человека справедливым и праведным; но добродетельная жизнь сделает его угодным Богу. Куда лучше испытывать раскаяние, чем уметь дать ему определение. Если вы даже знаете наизусть всю Библию и все учения философов, поможет ли это вам без Божьей благодати и любви?6

Укрепить душу словом Божьим, обращенным к вам, — такой должна быть ваша единственная цель. Таким образом, начните со знакомых отрывков и надейтесь на то, что ваше последующее духовное возрастание и усердие приведут вас и к другим страницам.

Не пытайтесь прочесть много за один раз. Как мудро наставляет мадам Гийон, «Если читать быстро, от этого не будет много толку. Вы будете словно пчела, едва касающаяся цветка. На новом пути чтения с молитвой вы, напротив, должны уподобиться той пчеле, которая погружается в самые глубины цветка и извлекает сладчайший нектар»7.

Возможно, вам говорили, что очень полезно перечитывать Библию каждый год, а для этого нужно ежедневно читать определенное количество стихов из Ветхого и Нового Заветов. Поступая так, вы, вероятно, обретете репутацию человека, из года в год читающего Библию, и с этим сможете себя поздравить. Но уподобитесь ли вы от этого Христу? Давно доказано, что многие из тех, кто читает Библию «по расписанию», словно это прием лекарства или утренняя зарядка, не возрастают духовно. Лучше будет, если за год вы прочтете всего десять стихов, которые преобразуются в самое существо вашей жизни, чем если слова Библии, все до единого, промелькнут у вас перед глазами. Помните, что «буква убивает, а дух животворит» (2 Коринфянам 3:6). Мы читаем для того, чтобы открыться Духу.

Относитесь к избранному вами отрывку как к месту священной встречи с Богом. Прочтя несколько строк, задумайтесь над ними и помолитесь, чтобы Дух Божий помог вам полностью понять их умом и соотнести с собственной жизнью. Всегда спрашивайте себя: «Если это верно, то так ли я живу? Как я должен жить, говорить и действовать?». Возможно, вам захочется только что прочитанными словами прославить Бога или обратиться к Нему с молитвенной просьбой.

Допустим, вы читаете прекрасные слова «Бог есть любовь» из главы 4 Первого Послания Иоанна. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви» (4:18). Вы можете молитвенно поразмышлять о путях, какими любовь — Божья любовь к нам, наша любовь к Нему, людская любовь на земле — изгоняет страх. Вы можете подумать о ребенке, который не ведает страха, окруженный родительской любовью, или о любви наших ближних, которая вселяет в нас уверенность и прогоняет тревоги. Вы можете задуматься о том, что Божья любовь, которую Он явил нам, отдав на смерть Своего Сына, означает, что Он никогда не оставит нас. Попросите Бога помочь вам уяснить все это, помочь представить, какой могла бы стать ваша жизнь без страха. А затем, ощутив радость жизни в Божьем Царстве, прославляйте Господа всем своим сердцем. Теперь Божье слово не просто обращено к вам — оно звучит и сбывается в вас, оно творит веру.

Или, к примеру, вы только что прочли: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (Псалом 22:1). Вы получили информацию, которую вам трудно сразу применить к себе. Возможно, вы подумали: «Это не обо мне. Это говорил о себе псалмопевец, царь Давид». Но, размышляя с молитвой над этими безыскусными словами, вы вдруг страстно захотите, чтобы они относились и к вам. Может быть, вы скажете об этом вслух: «Я хочу, чтобы Господь был моим Пастырем; чтобы Бог заботился обо мне, как пастух о своих овцах!». И, возможно, вдумываясь в строки псалма, вы, как и многие до вас, уверенно произнесете «Я хочу, чтобы так было! Да будет так!», а за этим последует мольба («Господи, сделай это для меня!») и обретение (спокойная уверенность, что это уже так, что это стало фактом вашей жизни).

Не спешите. Не будьте поверхностны — вы в сфере духовного. Пусть каждая из этих стадий утвердится в вашем сердце. Помните: здесь вы ничего не делаете сами. Ждите и молитесь.

А теперь попробуйте прочесть великие строки из главы 8 Послания к Римлянам, начиная со стиха 28: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» и заканчивая победными словами о том, что любые невзгоды и беды мы «преодолеваем силою Возлюбившего нас» (8:37). Общий ход событий снова таков:

 

а) получение информации;

б) страстное желание, чтобы это было так;

в) уверенность, что так и должно быть;

г) мольба, обращенная к Богу;

д) обретение Божьей милостью того, о чем вы Его молили.

 

Последняя стадия ни в коем случае не должна быть вымученной или, того хуже, фальшивой. Будьте терпеливы — и Бог войдет в вашу жизнь.

Когда между нашим разумом и истинами, открывающимися нам со страниц Библии, существует внутреннее согласие, мы чувствуем, как частица ума Христова становится частью нашего ума. Ибо великие истины Писания — это те самые истины, в которые верил Иисус. Именно они составляли веру, надежду и любовь в Его жизни. По мере того как эти истины делаются нашими убеждениями, Его ум становится нашим умом — и мы уже готовы для истинного союза с Богом как братья, сестры и друзья Иисуса в нынешнем и грядущем Божьем Царстве. Мы обретаем право и возможность в совершенстве понимать, как Бог говорит со Своими детьми.

Чтобы глубже постичь молитвенный способ изучения Священного Писания, столь необходимый в процессе искупления, вам потребуется освоить практику «lectio divina», которой следуют многие христиане. Став частью всестороннего духовного образования, Священное Писание принесет наилучшие плоды.

 

 

Вопросы для размышления

1. Искупление в том смысле, в котором идет речь в этой главе, охватывает всю личность человека и касается всей его жизни. Дело тут не только в прощении грехов, которое откроет нам после смерти путь на небеса. Считаете ли вы, что такая точка зрения на искупление соответствует духу Библии? Согласуется ли она с вашими богословскими взглядами? Каким образом искупленная жизнь становится светом мира?

2. Что такое жизнь по отношению, например, к капусте или котенку? Можете ли вы охарактеризовать «жизнь свыше» с точки зрения ее присутствия в обыденном человеческом существовании?

3. «Насаждение» и «очищение» — две метафоры, относящиеся к новой жизни христианина. Можете ли вы разъяснить значение каждой из них, проиллюстрировав конкретным примером?

4. Как вы считаете, имеет ли смысл дискуссия об общении, общности и единении на уровне обычной человеческой жизни? А на уровне жизни в Иисусе?

5. В чем состоит различие между верой Христа и верой во Христа? Какая вера спасительна? И что она спасает?

6. Что значит «почитать себя мертвыми для греха» (см. Римлянам 6:11)? И что произойдет, если не делать этого?

7. Наше отождествление себя с жизнью во грехе или жизнью во Христе «определяется не скрупулезным изучением богословских трактатов, не движениями души и не состоянием ума. Это волевое решение». Как это понимать? Согласны ли вы с этим?

8. Попробуйте несколько раз подойти к чтению Священного Писания с молитвой. Обобщите результаты этого опыта и расскажите о них друзьям.

 

Глава 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: