Очищение словом Божьим

В Послании к Ефесянам 5:25-27 мы находим другое образное описание искупительного действия Божьего слова. Апостол говорит, что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна».

Здесь, в этом образе, Христос, Слово Божье, смывает грязь накопившуюся в человеческой душе за всю жизнь, проведенную в Разлуке с Богом. Когда человек заново рождается свыше, эта грязь не исчезает автоматически, она тормозит духовный рост и препятствует исполнению главного предназначения учеников Христа — быть светом мира.

Своей жертвенной смертью и победоносным Воскресением Иисус Христос завершил объединение Своих последователей в совершенно новый союз — искупительное сообщество, живой храм Живого Бога (см. Ефесянам 2:21-22). Сообщество это, в свою очередь, образовало среду, в которой слово Божье сможет обитать с такой полнотой и силой, что Церковь сумеет осуществить свое призвание — стать светом мира, прибежищем и путеводной звездой для всего человечества.

Представьте на минуту, что происходит, когда вы стираете грязную рубашку. Вода со стиральным порошком проникает в волокна ткани и вымывает въевшуюся в них грязь. Когда мы приходим к Богу, наши умы и сердца подобны этой грязной рубашке — в них глубоко въелись ложные убеждения, губительные мысли, прошлые ошибки, расстроенные планы, рухнувшие надежды, напрасные страхи...

Слово Божье — и в первую очередь Благая весть о Его Царстве и о Воскресении Иисуса, Который жил и умер за нас, — входит в нашу душу и верою приносит в нее новую жизнь. Когда мы открываемся навстречу этой жизни, посланники Божьи несут нам Его слово, которое проникает во все поры души, подобно тому, как вода с порошком проникает в волокна ткани. Слово Божье смывает все ложное, неверное, противоречащее предназначению, уготованному Богом для нас при сотворении.

С обновлением души преображается самая суть личности, и мы уже можем «познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Римлянам 12:2). Душа, преображенная всеочищающим словом Божьим, способна ясно услышать Его голос.

 

Сколько грязи!

Но сколько же грязи предстоит вымыть из человеческой души — грязи, которая мешает нам услышать Бога! Только всемогущее, живое слово Божье способно удалить весь этот мусор. Например, мы часто думаем, что если обращаться с людьми жестоко, то они станут лучше. Мы надеемся исправить человека с помощью угроз и наказаний. А ведь Иисус поступал совсем не так. Он позволил другим наказать Себя и сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Иоанна 12:32).

Мы склонны верить, что если мы сами не позаботимся о себе, то никто другой о нас не позаботится. Но Иисус знал: чтобы сберечь свою душу, нужно потерять ее (см. Луки 9:24-25). Мы вполне уверены, что, если хочешь что-то иметь, надо схватить это и крепко держать. Иисус же учил: «Давайте, и дастся вам» (Луки 6:38). Несть числа ложным представлениям, засоряющим наши души и жизни, и слово Божье, войдя в нас, должно начисто смыть их. «Откровение слов Твоих просвещает» (Псалом 118:130).

И даже многим из нас, называющих себя христианами, предстоит еще немало внутренних перемен, прежде чем мы сумеем по-настоящему услышать Бога. Когда нас настигают неприятности (например, ломается машина, возникает конфликт в семье или на работе), сразу ли мы обращаемся к Богу и вверяем Ему свои заботы? Если мы видим дорожную аварию или слышим, как с воем мчится по улице машина «скорой помощи», если при нас кого-то обижают, приходит ли нам в голову помолиться о людях, попавших в беду? Отправляясь на деловую или личную встречу, молимся ли мы по пути о том, чтобы суметь всеми силами и способами послужить человеку и получить то же взамен? Постоянно ли мы осознаем Божье присутствие, оставаясь в одиночестве? Когда мысли наши блуждают вольно, обращаются ли они к Богу, как стрелка компаса обращается к Северному полюсу? Ответив на эти вопросы, мы с грустью поймем, как закоснели наши души в пороках и заблуждениях.

Современный мир со всеми его знаниями, высокими технологиями и мудреными исследованиями остается все таким же, каким описал его пророк Исаия за много веков до Рождества Христова:

 

Ждем света, и вот тьма,

— озарения, и ходим во мраке.

Осязаем как слепые стену,

и, как без глаз, ходим ощупью;

спотыкаемся в полдень, как в сумерки,

между живыми — как мертвые (Исаия 59:9-10).

 

Все это происходит оттого, что наш разум — наш мозг — засорен ошибочными идеями и привычками, которые нужно смыть, удалить прочь. Это настолько необходимо, что мы даже не осознаем, как изменилась бы наша жизнь, если бы весь этот мусор был убран (а многие вообще не ощущают потребности в уборке).

Недавно я читал доклад, где сообщалось, что, когда в одной из психиатрических лечебниц в приемной врача перестали подавать кофе, поведение больных существенно изменилось. Прежде, когда в любой момент можно было выпить чашечку кофе, пациенты постоянно ссорились и между собой, и с медицинским персоналом; порой дело даже доходило до рукоприкладства. Как только исчез кофе, а с ним и возбуждающий эффект кофеина, неприятные сцены свелись к минимуму. Недобрые мысли, ложные убеждения, страхи, похоть и тому подобные вещи воздействуют на нас, как кофеин, и поощряют к саморазрушению. Но сами мы этого не видим и уж тем более не осознаем причин.

Прежде я уже говорил о том, что слово по своей сути — это выражение мысли или чувства. Истина заключается в том, что Христос Своим словом в самом буквальном смысле удаляет из разума и сердца все старое и ненужное — мысли, чувства, поступки, представления, теории, убеждения, выводы — и заменяет Своими мыслями, чувствами, видением и толкованием мира, Своими словами. Он очищает наши души и вместо смятения, лжи, ненависти, подозрительности и страха вселяет в нас ясность мысли, истину, любовь, веру и надежду.

Итак, на смену страху приходит надежда, на смену подозрительности — вера, на смену ненависти — любовь; и все это зиждется на новом понимании Бога, полученном нами через Его слово. Сосуды гнева превращаются в сосуды милосердия. Алчность и вожделение уступают место великодушию и ласковой заботе. Там, где была корысть и жажда обладания, теперь живет вера в Бога и стремление обратить ближних к свободе и личностному росту. Отныне для нас нет ничего естественней, чем слушать голос Божий.

 

Единение со Христом

До сих пор мы говорили о слове Божьем, которое приводит к нам, живет в нас и действует через нас. Но в процессе искупления общение перерастает в общность, а общность — в Мнение. Лишь когда этот процесс завершается, мы можем искренне сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Галатам 2:20) и «Для меня жизнь — Христос» (Филиппийцам 1:21).

Общение часто предполагает некое расстояние и даже не исключает противостояния. Мы можем общаться и с недругами. Бог общается с нами, даже если мы — Его враги, погрязшие в грехах. Когда общение между двумя людьми поднимается на уровень общности, эти люди остаются разными, но у них появляются общие мысли, чувства и цели, составляющие основу жизни. Каждый из них осознает эти мысли и чувства как свои собственные и при этом испытывает радость оттого, что второй думает и чувствует так же.

Когда же общность дорастает до единения, ощущения «мое» и «твое» зачастую вообще стираются — остается только «наше». И хотя «мое» по-прежнему означает «мое», оно перестает означать «не твое». Именно так происходит в браке, где двое действительно становятся единым целым. Вот почему брак может служить метафорой отношений между Христом и Его Церковью, между душой и Богом.

Именно единение, которое превыше общности, имеет в виду апостол Павел, говоря, что спасенные имеют ум Христов (см. Коринфянам 2:16), и побуждая нас иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Филиппийцам 2:5). Иисус молится о таком единении для верующих в Него: «Да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Иоанна ]7,22-23).

Чтобы благо, которым наделяет нас Христос в новой жизни, стало реальностью, нужно учиться буквально понимать те строки Священного Писания, где речь идет о Христе в нас. Иисус Христос действительно отдает Себя Своей церкви. Пытаясь — возможно, в первый раз — объяснить это ученикам, Он сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Иоанна 6:53-55).

Те, к кому были обращены эти слова, почувствовали себя глубоко уязвленными, поскольку не поняли, что, говоря о Своей Плоти и Крови, Он говорил о Себе в самом конкретном и буквальном смысле. Как Он немедленно объяснил, Его настоящая Плоть не принесет им абсолютно никакой пользы, если будет отъята от Его Духа (см. Иоанна 6:63). В этом же стихе Он называет «духом и жизнью» Свои слова.

Именно посредством Своих слов Он буквально, а не фигурально отдавал Себя людям, среди которых жил и которых учил. Именно на основе этих слов, обращенных к ученикам, Его Распятие, Воскресение и Пятидесятница породили общность, а затем и единение, которое апостол Павел позже описывал как величайшую тайну веков: «Христос в вас, упование славы» (Колоссянам 1:27).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: