Узнавание голоса в природе

Любопытный факт: овцы и другие прирученные и домашние животные безошибочно узнают голос хозяина. Разумеется, слыша его впервые, они не знают, чей это голос, но очень быстро приучаются отличать его от других. Для этого им не нужны никакие детекторы, анализаторы и прочие приборы; они просто узнают голос — и все.

Однажды я смотрел телепередачу о человеке по имени Чарли Фрэнк и его слонихе Ните. Фрэнк воспитывал Ниту с самого рождения и выдрессировал ее для выступлений в цирке. Уйдя на пенсию, он отдал слониху в зоопарк Сан-Диего. Они не виделись пятнадцать лет, и программа как раз запечатлела момент встречи после столь долгой разлуки. Фрэнк окликнул Ниту с расстояния примерно тридцати метров. Она немедленно подошла к нему и по его приказу принялась выполнять прежние цирковые трюки. Узнать голос бывшего хозяина слонихе позволил опыт. Точно так же мы по опыту распознаем тончайшие оттенки красного цвета и не путаем его с синим или желтым. Опытный музыкант на слух отличает мажорный тон от минорного.

Такое сравнение людей с животными обращает нас к теме пророчеств. Пророк Исаия изумлялся тому, что «вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Исаия 1:3). Пророк Иеремия сетовал на то же, приводя в пример диких животных:

 

«И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь, а народ Мой не знает определения Господня»

(Иеремия 8:7).

 

И, наоборот, истинный Свет, Который, согласно Евангелию от Иоанна 1:9, просвещает каждого приходящего в мир, напрасно проникает в невидящие глаза падшего человечества. Слово, доходящее до пределов Вселенной, как говорит Псалом 18:5, не достигает неслышащих ушей. Но те, кому дано второе рождение, те, в чью жизнь вошла искупительная весть Иисуса Христа, могут на своем опыте научиться слышать Бога, узнавать Его слово и уверенно взаимодействовать с ним.

Строки из главы 10 Евангелия от Иоанна, приведенные в начале этой главы, — не просто зафиксированные на письме слова Иисуса. Это еще и отражение личного опыта Иоанна, опыта общения со Христом — его Господом и другом. В начале Первого Послания Иоанна апостол особо подчеркивает, что он видел, слышал и осязал Слово Жизни (см. 1 Иоанна 1:1, 3). Это поразительные слова. Именно в присутствии зримого, осязаемого Иисуса Иоанн научился узнавать голос Божий.

Позже, с приходом опыта, Иоанн полностью уверился в том, что слышит внутри голос Учителя. И он уже наставляет своих детей по вере, предостерегая от тех, кто пытался их обольстить, говоря, что им не нужен никто иной, кроме этого Учителя, Святого Духа: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Иоанна 2:27)1.

Иоанн таким образом говорит с нами с высоты своего опыта — как Авраам говорил со своим рабом, посылая его в незнакомую землю за женой для Исаака (см. Бытие 24), как Илий говорил с отроком Самуилом (см. 1 Царств 3). Мы можем подумать, что, если бы Бог заговорил с нами, мы бы непременно узнали Его голос, и учиться тут нечему. Но это ошибка, причем одна из самых опасных ошибок, подстерегающих тех, кто пытается услышать голос Божий. Такой подход отдает нас на милость собственных случайных мыслей и неожиданных соображений.

Возможно, мы не умеем узнавать Его голос из-за своей греховности и испорченности. А может быть, проблема заключена в самой природе личных отношений — ведь не знали же мы голоса самых дорогих и близких нам людей до того, как услышали его впервые! Или дело в том, что Отец наш Небесный обращается к нам негромко и мягко? Но, какова бы ни была причина, сначала кто-то должен сказать, что Бог говорит с нами, и, может быть, даже помочь различить Его голос. И только потом мы научимся слышать и узнавать голос Божий сами, без посторонней помощи. Эта способность приходит с опытом.

С открытым сердцем, с готовностью постигать и с помощью тех, кто сам уже умеет понимать Божественный голос, мы без особых трудностей научимся узнавать его. Однако нельзя забывать, что дьяволу особенно приятно заставить нас думать, будто тайна Божьего слова может запросто открыться каждому. В этом случае сила Божьего слова в нашей жизни натолкнется на большие препятствия или вообще будет утрачена. Без помощи, идущей рука об руку с нашим желанием постигать и готовностью сотрудничать, слово Божье, скорее всего, так и останется для нас неразрешенной загадкой или, в лучшем случае, теологической головоломкой. Боюсь, именно так большей частью и обстоит дело в современной церкви. Вот почему вопрос о том, что значит «ходить перед Богом» (Михей 6:8), кажется в наши дни таким запутанным и сложным. Из-за этой путаницы образуется духовная пустота, в которую врываются вихри зла, подхватывают нас и уносят с собой.

 

 

Три светоча

Божье воздействие внутри нас и Его слово вне нас всегда сопровождаются Его провидением вокруг нас, и нам остается лишь кротко ждать, пока все три не сойдутся в одной точке... Если не знаешь, что тебе делать, выжди, пока не узнаешь. Когда же настанет время действовать, обстоятельства, точно светлячки, высветят твой путь; и, когда сойдутся воедино три этих Божьих свидетельства, ты испытаешь такую уверенность в своей правоте, сильней которой не мог бы испытать, даже если бы Ангел Божий подал тебе знак2.

Во многих исследованиях о том, как слушать Божий голос, говорится о трех точках отсчета, или трех факторах (называемых также «тремя светочами»), которые помогают определить, чего ждет от нас Бог3. Это обстоятельства, воздействие Духа и стихи Библии. Предполагается, что если все три светоча указывают в одном направлении, то именно туда и ведет нас Божья воля.

Если бы мне было позволено процитировать лишь один отрывок из всего, что было написано об узнавании Божьего голоса, кроме Библии, я выбрал бы несколько страниц из книги Фредерика Б. Мейера «Тайна водительства» («The Secret of Guidance»). У многих авторов встречаются проницательные и полезные высказывания на эту тему, но исследование Мейера отличается всесторонностью и при этом простотой изложения; если же добавить к этому обычное для Мейера здравомыслие и высокий духовный накал, станет ясно, почему я предпочел именно его книгу.

Мейер пишет:

Обстоятельства нашей обыденной жизни служат безошибочным указателем Божьей воли, если совпадают с внутренними духовными побуждениями и со Словом Божьим. До тех пор, пока они неизменны, — жди. Когда придет время действовать, они откроются и проложат тебе путь через океаны и реки, пустыни и скалы.

Если глубоко усвоить этот бесценный совет, то исчезнут любые проблемы, связанные с умением слышать Божий голос. Думаю, так и будет с теми, кто уже научился различать голос ' Бога внутри. Наверное, мало кто слышал его так отчетливо, как, Мейер.

Для тех же, кто еще не очень знаком с Божьим голосом, попытки различить эти три светоча могут окончиться крушением: человек, точно потерявший управление корабль, бьется о подводные камни неудач и разочарований. Особая опасность грозит тем, кто еще не обрел достаточного опыта на христианском пути. Им кажется, что в их руки попала «волшебная палочка», способная решить любую проблему; и зачастую они становятся жертвой собственного желания любой ценой добиться своего и обезопасить себя от любых неурядиц. Давайте же посмотрим, какие трудности могут возникнуть у человека по отношению к трем светочам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: