Ответственность в принятии решений

Все, кто давно идет по пути Христа, знают: пытаясь понять, что говорит нам Бог, мы поступим правильно, если одновременно оценим обстоятельства, посоветуемся с Библией и прислушаемся к тому, что говорит внутри нас Дух. И все согласятся с тем, что эти три источника каким-то образом корректируют друг друга. Вот почему для нас так ценны слова Фредерика Б. Мейера. Эти источники не предлагают нам никакой готовой формулы и никакого механизма для принятия решений, но к ним невозможно не прислушаться. Как нам понять роль, которую они играют в нашем умении слушать Бога? Ответ на этот вопрос состоит из двух частей.

Во-первых, слушать Бога — не значит не иметь собственного мнения и выбора. Решения все равно принимаем мы. Этот вопрос мы уже обсудили, а в следующей главе рассмотрим его снова в другом чрезвычайно важном аспекте. Три светоча — это просто те факторы, которые мы берем в расчет, принимая ответственное решение. Быть ответственным за свои решения и поступки — значит смиренно и всесторонне рассмотреть эти факторы.

Во-вторых, хотя ни один светоч в отдельности, ни все три вместе не дают нам Божьего слова, они могут стать — и, как правило, становятся — причиной, по которой Его слово приходит к нам. Именно так обычно и происходит.

Сам Голос Божий — не один из трех светочей и не все три вместе взятые. Это внутреннее учение, о котором говорит в своем Первом Послании апостол Иоанн, — голос или слово Божье,

обращенное к отдельному человеку (чему в Библии есть множество подтверждений), — обычно приходит вместе с ответственным и вдумчивым изучением Библии, с опытом движений Духа в сердце и с чуткостью к окружающим обстоятельствам.

И, хотя из этого правила есть исключения, все-таки указующий голос Божий обычно не обрушивается на нас, как гром средь ясного неба, что очень важно с практической точки зрения. Это позволяет нам совершать конкретные действия, помогающие узнать Божью волю. И действия, которые мы совершаем, думая при этом о трех светочах, оказываются нашими самыми ответственными, осознанными решениями. Размышляя над обстоятельствами жизни, влиянием Духа и Библией, мы тоже слушаем Божественный голос. Но когда Бог говорит с нами и мы узнаём Его голос, мы узнаём его именно потому, что голос этот нам знаком, а не потому, что наловчились угадывать, насколько причины, по которым Его голос дошел до нас, соответствуют или не соответствуют одна другой.

 

Три фактора голоса

Голос возлюбленного моего! вот, он идет, скачет по горам, прыгает по холмам... Я сплю, а сердце мое бодрствует; вот, голос моего возлюбленного, который стучится

(Песни Песней 2:8; 5:2).

 

Сказать, что мы учимся узнавать голос Бога на собственном опыте, — значит сказать далеко не все. Существуют определенные факторы, которые позволяют нам отличать Божий голос так же, как мы различаем человеческие голоса.

Самый непосредственный фактор, уже достаточный для того, чтобы узнать знакомый голос, — это качество звука. Оно определяется прежде всего тонами и их модуляцией. На человеческом уровне качество также включает в себя стиль речи — быстро или медленно говорит человек, гладко или запинаясь, обиняками или прямо.

Кроме качества, человеческому голосу присущ особый дух. Голос может быть страстным или холодным, жалобным или требовательным, робким или самоуверенным, заискивающим или грозным. Конечно же, это связано не только со звучанием как таковым, но и с характеристиками личности, ясно различимыми по голосу.

И, наконец, третий фактор — содержание информации, передаваемой голосом. Этот фактор редко дает непосредственную характеристику говорящему, но в результате играет определяющую роль, поскольку отражает личную историю человека и его сознательный опыт. В некоторых случаях с помощью информации можно безошибочно определить, кто говорит, если качество и дух голоса изменились до неузнаваемости. Например, мы можем узнать чьи-то слова, даже если их произносит другой человек (скажем, при чтении вслух) или если мы сами читаем их.

Эти три фактора — качество, дух и содержание — никоим образом не исчерпывают всей сложности голоса. Голос представляет собой обширное поле для теоретических и прикладных исследований в современной биологии и лингвистике. Очень многое можно сказать о нем и с философской точки зрения7. Но то, что уже сказано, позволяет нам перейти к следующей теме — теме звучания Божьего голоса в наших сердцах.

 

Сила воздействия

Как вы думаете, какие факторы позволяют нам безошибочно узнавать голос Бога? Здесь для узнавания тоже важно качество — но это уже не только качество звука, как в случае с человеческим голосом. В пятой главе я объяснял, что голос Божий часто (хотя и не всегда) принимает форму наших мыслей или ощущений. Очевидно, что они далеки от звуков.

Качество Божьего голоса — это скорее качество влияния, или воздействия на наше сознание. Уверенная и спокойная сила, с какой обращение Бога затрагивает нашу душу, наше самое сокровенное «я», побуждает нас с согласием и одобрением принимать его. Причем согласие и одобрение зачастую приходят, когда мы еще не успели в полной мере осознать смысл обращения. Так по крайней мере происходит со мной и с другими.

Мы внутренне ощущаем мощное влияние Божьего голоса. И, когда это случается, мы перестаем удивляться тому, что в Библии вся природа и все духи откликаются на Божественное слово. Сила, исходившая от Иисуса, когда Он говорил с природой, людьми или бесами, была ясным проявлением этого качества Божьего слова.

Говоря о том, как можно отличить голос Бога от голоса собственного подсознания, Э. Стэнли Джонс писал:

В самом общем смысле различие таково: голос подсознания спорит с вами, пытается вас в чем-то убедить. Внутренний же голос Бога не спорит и не убеждает. Он просто говорит, и его ни с чем не спутаешь. Вы чувствуете, что это — Божий голос8.

Когда Иисус говорил, в словах Его ощущалась власть, которая открывала слушателям путь к пониманию и рождала в них веру: «ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Матфея 7:29).

Власть книжника или ученого основана лишь на его связи с кем-то иным, кто действительно обладает знанием. Слово Божье в отличие от этого само по себе обладает истинной властью. Души и сердца людей, видевших Иисуса, были полны мыслей и убеждений, которые Он вселил в них властью Своего голоса и Своим словом.

Непосредственный количественный фактор, позволяющий нам узнать Божий голос, подчеркивается в первой проповеди Джона Уэсли «Свидетельство Духа». Уэсли задает вопрос: «Но как же человеку отличить истинное свидетельство от предположения?» и сам отвечает на него:

Как, скажите мне, молю, вы отличаете день от ночи? Как вы отличаете свет от тьмы или мерцание звезды от сияния полуденного солнца? Есть ли между тем и другим внутреннее, очевидное, существенное различие? И сразу ли вы ощущаете это различие, ежели ваши органы чувств в порядке? Подобным же образом есть внутренне присущее, существенное различие между духовным светом и духовной тьмой; между светом, которым Солнце праведности освещает наши сердца, и тем мерцанием, которое исходит только от «искры от огня нашего»: и это различие тоже постигается мгновенно, если в порядке органы ваших духовных чувств.

Требовать более точного и философского определения способов, какими мы это различаем, и критериев, или внутренних примет, по которым мы распознаем голос Божий, — значит задавать вопрос, на который никто не ответит; по крайней мере не ответит тот, кто имеет глубинное знание о Боге.

По своему опыту, могу сказать: я впервые понял, что Бог обращается ко мне, по тому влиянию, которое Его слово оказало на меня и на людей, меня окружавших. Главное дело, которое я делаю для Бога, — учительство. Временами я получал откровения, которые сами по себе были незначительными, но на меня оказывали просто ошеломляющее воздействие. Затем, когда я понял и поверил, что эти откровения были словом Божьим, я немедленно заметил те количественные изменения, которые подчеркивал Уэсли, и обнаружил, что и другие люди опытным путем сразу определяют это различие.

Адель Роджерс Сент-Джон (Adele Rogers St. John) замечает (возможно, несколько самоуверенно, но очень кстати): «Божье водительство вы с первого же раза ни с чем не спутаете. Фальшивый бриллиант может показаться настоящим, но подлинный никогда не примешь за подделку»10.

 

Дух Божьего голоса

Голос Божий, звучащий в душе, несет в себе особый дух. Это дух возвышенного покоя и уверенности, радости, приятного здравомыслия и доброй воли. Если сказать короче, это дух Иисуса; я имею в виду общий тон и внутреннюю динамику Его жизни и личности в целом.

Те, кто видел Иисуса, поистине видели Отца, имевшего тот же Дух. Именно этим Духом отмечен голос Божий в наших сердцах. Любое слово, несущее в себе противоположный дух, наверняка исходит не от Бога. Его голос заключает в себе власть; ему незачем быть громким и надрывным.

Эту точку зрения красноречиво подтверждает рассказ Боба Мамфорда. Однажды, будучи в Колумбии, в Южной Америке, он услышал голос Божий, который отчетливо сказал: «Я хочу, чтобы ты вернулся в школу». Мамфорд очень живо описывает качество и дух голоса:

Это прозвучало так ясно, словно было сказано моей женой, сидевшей рядом со мной. Мощные, властные слова проникали прямо в душу. Этот голос не был ни требовательным, ни настойчивым — в противном случае я бы сразу заподозрил, что он принадлежит не Господу, а кому-то или чему-то другому. Он звучал твердо, но ласково. И я понимал, что со мной говорит Господь11.

В жизнь тех, чьими устами говорит Бог, приходит добрый и спокойный дух Его голоса. «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иакова 3:17). Если бы мы всегда помнили эти слова, то наверняка знали бы, когда говорит Бог, а когда — кто-то другой.

 

Содержание

И, наконец, голос Божий можно узнать по содержанию — по тому, какую информацию он нам сообщает. Возможно, тут уместнее говорить о сфере содержания, поскольку по содержанию отдельно взятого Божьего слова трудно определить, действительно ли оно от Бога. Но одно можно сказать точно: смысл слов, идущих от Бога, всегда гармонирует с хорошо известными нам из Библии истинами о природе Бога и о Божьем царстве. Все, что не согласуется с библейской истиной, не от Бога. Точка! Как заметил Чарльз Стенли (Charles Stanley), «голос Бога никогда не посоветует нам совершать поступки или вступать в отношения, несовместимые со Священным Писанием».

Когда Эван Робертс (Evan Roberts) учился в колледже, готовясь к будущему служению, его глубоко тронули проповеди приезжавшего к ним Сета Джошуа (Seth Joshua).

После проповеди Робертс никак не мог сосредоточиться на занятиях. Он пошел к директору колледжа и сказал: «Я слышал голос, который велел мне поехать домой и поговорить с юношами и девушками в моей церкви. Мистер Филлипс, как вы думаете, то был голос дьявола или голос Духа?». Филлипс мудро ответил: «Дьявол никогда не отдает таких приказов. Можешь взять неделю отпуска».

Этот ответ может показаться несколько поверхностным, но по сути он верен. Последующие события подтвердили, что Робертса действительно направлял Господь.

 

Соответствие принципам — вот что важно!

Мысль, ощущение или событие, которые можно расценивать как Божий голос, должны соответствовать принципам — основополагающим истинам — Священного Писания. Важны именно принципы, а не частные случаи. Изучение Писания недвусмысленно показывает, что есть вещи фундаментальные, абсолютные, не знающие исключений. По мере изучения Библии они открываются нам с потрясающей ясностью.

Например, в главе 11 Первого Послания к Коринфянам мы читаем, что женщинам позорно носить короткие волосы, а мужчинам — длинные. Этот пример явно относится к разряду частностей. Если говорить о вещах более серьезных, то в главе 10 Евангелия от Марка Иисус велит пришедшему к Нему молодому человеку продать все, что у него есть, а выручку раздать бедным. Это вопреки распространенному мнению тоже частность по отношению к человечеству в целом (поскольку Иисус не требовал такого поступка от каждого, кого встречал). Конечно, в этой конкретной ситуации повеление Иисуса глубоко затронуло душу молодого человека, ибо он был богат. Но это не принцип, которому все должны подчиняться. Почему? Потому что это не есть учение, проходящее через все Писание; следовательно, его не следует считать слогом Божьим, обращенным к вам лично или ко всем людям, — если только вы не получили особый знак от Бога.

Но, читая у апостола Иоанна, что 'Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Иоанна 1:5), мы видим принцип, который множество раз засвидетельствован в Библии и в истории Божьего народа.

Мы имеем дело с принципами, когда читаем слова Иисуса о том, что первая из всех заповедей — «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», а вторая — «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Марка 12:30-31). И утверждение «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Марка 8:35) тоже открывает нам принцип, равно как и призыв «Ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Луки 12:31). Ни одно слово, идущее от Бога, не может противоречить этим принципам. Они жестко определяет, чего можно ждать от Божьего голоса.

Принципы Священного Писания в первую очередь опреются делами, Духом и словами Самого Иисуса. Во всем следуя Яго примеру — а как еще мы можем на деле верить в Него? — мы с уверенностью определяем содержание и смысл слов, произнесенных внутренним Божьим голосом, ибо «кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоанна 8:12). Твердо зная это, мы открыты для всех перемен, какие Бог хочет произвести в нас и посредством нас. Мы вольны развивать силу и власть, обретенную в непосредственном общении с Богом. Мы чувствуем себя свободно и уверенно, ибо пример нам — жизнь и учение Христа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: