double arrow

Поиск системы отсчета

Давайте начнем поиск ответов на эти вопросы с краткого обзора основных идей этой книги. Такое повторение поможет нам преодолеть заблуждения, во власти которых мы по-прежнему пребываем, поскольку коренятся они в привычном укладе религиозной жизни и в образе мышления.

Обращение Бога к человеку, в том числе и в тех случаях, когда Он руководит нашим выбором, на опыте осуществляется самыми разными способами, но содержание или смысл такого обращения в конечном итоге всегда принимает форму внутреннего голоса, особого рода мыслей или ощущений. Без этого любые сопутствующие события, явления или строки из Библии останутся тайной, и мы будем лишь теряться в догадках по поводу их значения.

Конечно, Бог может направлять нас и без слов, руководя нашими выводами и решениями. Он может вести нас молча, как мы ведем автомобиль. Но если мы сознательно стремимся быть Его друзьями и помощниками, то Он ведет нас Своим словом, даруя мысли и чувства, несущие на себе печать Божественного происхождения.

Чаще всего Его обращение к нам приходит во время чтения Библии и размышлений над ней, несколько реже — из людских уст. Но есть и другие пути, и Бог может избрать любой из них.

Умение узнавать Божий голос в собственной душе и уверенно отличать его от прочих голосов достигается усилием и опытом и с нашей стороны, и со стороны Бога. Оно не приобретается автоматически по приказу свыше.

Тот, кто действительно хочет узнать волю Божью и жить согласно ей, кто учением или другими Богом данными путями уверился, что Бог хочет говорить с ним (а, возможно, и говорит), может двигаться дальше, на собственном опыте постигая особое качество, дух и содержание Божьего голоса. Тогда он научится узнавать и понимать этот голос; пусть это понимание и не будет безошибочным, но он сумеет различать голос Бога так же ясно и точно, как различает голоса близких людей.

Я хочу еще раз подчеркнуть: это не значит, что он всегда будет правильно понимать то, что Бог говорит ему. Путаница часто возникает из-за того, что люди полагают, будто уметь слышать Бога — значит безошибочно понимать смысл Его слов. Понятие безошибочности вообще не укладывается в контекст общения Бога с человеком; я верю и надеюсь, что осознание этого принесет вам огромную пользу.

Безошибочность говорящего — а именно с этим мы имеем дело, когда говорит Бог, — совершенно не предполагает безошибочности слушающего. Но, к счастью, всем известно, что речь тех, кто далек от совершенства, мы тоже хорошо и правильно понимаем. Я прекрасно различаю голоса моих детей и способен узнать их в самых разных обстоятельствах. Обычно я понимаю, что они говорят. Но даже если бы я не понимал, что говорит мой ребенок, я все равно узнал бы его голос (так бывало много раз!).

Исследования личностных отношений показывают, что узнавание определенного голоса зачастую служит сигналом для прекращения слушания или даже для искажения получаемой информации — в зависимости от природы взаимоотношений между участниками общения. Я убежден, что и в диалоге Бога и человека так происходит нередко; а если человек втайне восстает против Бога — то практически всегда.

Трудно переоценить важность учения Иисуса, посвященного умению слушать. В частности, Он настраивал Своих слушателей на то, что слух может потребоваться им и для иных целей — для того, чтобы «просеивать» услышанное и «настраивать» на более полное соответствие собственной жизни и предназначению: «Если кто имеет уши слышать, да слышит! И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам слушающим. Ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Марка 4:23-25). Слушание — процесс активный, предполагающий отбор и видоизменение информации, которую желает сообщить говорящий. И слушание, и другие способы восприятия отражают суть личности человека, его свободу и несвободу.

Те, кто на самом деле — что бы они ни говорили по этому поводу — не желает слушать, что говорит им Бог, оказываются перед Ним в таком положении, когда «они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи» (Марка 4:12). Если мы не желаем сворачивать с привычного пути, если в действительности мы хотим распоряжаться своей жизнью сами, без Бога, наш механизм восприятия просто отсеет Его голос или приспособит его к собственным целям.

Прискорбная действительность такова: людей, которые на самом деле хотят услышать, что говорит им Бог, увы, очень мало. Мы крайне редко обращаемся к Нему в надежде услышать ответ — за исключением тех случаев, когда приходит беда или когда предстоит принять нелегкое решение. Те же, кто понимает Его голос и искренне хочет слышать его, стремятся к этому не только в тяжелые, но и в спокойные времена. Спросите себя: не ищу ли я Божьего слова лишь в трудных обстоятельствах? Может быть, мы не слышим Его голос, когда хотим, как раз потому, что в целом мы этого не хотим?

Обычно люди, которые взывают к Богу только в беде не получают ответа или как минимум не уверены в нем. Думаю, дело именно в том, что в обычные времена они не испытывают насущной потребности в общении с Богом. В глубине души они хотят лишь избавиться от проблемы или не ошибиться в решении. Я встречал многих людей, которые обращаются к Богу исключительно за помощью.

Отсутствие стремления общаться с Богом просто так, просто потому, что это придает полноту человеческой жизни, очевидно и из людского пренебрежения ясными заповедями Священного Писания. Среди самых очевидных Божьих наставлений для всего человечества — воздержание от блуда (см. 1 Фессалоникийцам 4:3) и постоянная благодарность в сердце (см. 1 Фессалоникийцам 5:18). Разумно ли, пренебрегая ими, рассчитывать на Божье послание в те моменты, когда нам хочется его получить?

Конечно, Бог в милости Своей может обращаться и к тем, кто отвергает общие для всех библейские заповеди. Слепец, исцеленный Иисусом, имел самые благие намерения, когда говорил, что «грешников Бог не слушает» (Иоанна 9:31); но это не так. Господь слушает грешников и даже говорит с нами. Однако, на это нельзя полагаться, когда строишь план жизни в постоянном общении с Богом. Отвергая наставления Священного Писания, человек, по сути дела, строит план жизни без Бога и потому не вправе рассчитывать, что Бог избавит его от проблем, стоит только к Нему обратиться.

Но многие люди искренне ищут Божьего слова не только в трудную минуту. Строя план жизни в гармонии с Богом, они выбирают Библию в качестве системы отсчета для узнавания Его каждодневных даров. Такие люди практически наверняка слышат посредством внутреннего голоса ясную и внятную; Божью весть, помогающую им в стремлении уподобиться Христу. Такое водительство имеет свои пределы, о которых мы поговорим позже. Но в целом, как писал Г. Кэмпбелл Морган, «везде, где есть сердца, ожидающие голоса Божьего, этот голос будет услышан».

Кратко подытожив все, что мы узнали из этой книги, перейдем теперь к последним практическим вопросам.

 

Слушаем Бога

Так как же узнать Божью волю человеку, который уже научился правильно понимать, что это такое? Один из лучших советов, какие мне доводилось слышать, дал Джеймс Добсон (James Dobson). Совет этот основан на собственном опыте: «Я опускаюсь на колени и говорю: «Господи, мне очень нужно понять, чего Ты ждешь от меня! Я слушаю Тебя. Пожалуйста, дай мне узнать Твою волю от моих друзей, из книг, которые я читаю, и из обстоятельств»2.

Вам может показаться, что это слишком просто; но именно так и должен поступать человек, у которого уже установились правильные отношения с Богом. А дальше, как сказано у Добсона, нам остается слушать — чутко реагировать на то, что происходит внутри и снаружи нас.

Поговорим о практических моментах. Возможно, для начала имеет смысл записать простую молитву Добсона и прикрепить, скажем, к зеркалу в ванной — там, где она будет часто попадаться вам на глаза. И обязательно нужно отвести особое время, чтобы слушать Бога в ожидании совета по особенно важным для вас вопросам. Тут нам снова поможет Фредерик Б. Мейер:

Каждый день находите время посидеть в тишине и глубоком раздумье, прося Духа Святого явить вам истину присутствия Христова, открыть «богатство славы в тайне сей» (Колоссянам 1:27)3.

Если это войдет в привычку, то, осознавая потребность в слове Божьем, вы научитесь слушать Его терпеливо, чутко и уверенно.

Для себя я, например, заметил, что после такой молитвы лучше всего следующий час (или около того) посвятить деятельности, которая, с одной стороны, не требует предельной концентрации внимания, но, с другой стороны, все-таки не дает непрерывно думать о занимающей меня проблеме: например, прибрать в доме, поработать в саду, съездить по каким-то мелким делам, оплатить счета. Я приучил себя не думать о том, принесет ли моя молитва плоды. Я знаю, что она не обязана их приносить, но при этом уверен: если Бог хочет, чтобы я что-то узнал или сделал, Он непременно скажет мне об этом. Яне сомневаюсь в этом, ибо знаю, как Он благ и велик.

Зачастую к концу этого часа в моем сознании начинает брезжить совершенно особая мысль, дух и содержание которой позволяют мне узнать в ней Божий голос. Если это происходит, я иногда записываю эту мысль, чтобы затем вернуться к ней. Время от времени я обсуждаю ее с кем-нибудь, но не говорю при этом: «Бог сказал мне...». А порой я начинаю все сначала в надежде, что эта же мысль придет снова. Вспомним Гедеона (см. Судей 6:11-40) или хотя бы ученых, которые снова и снова проводят один и тот же эксперимент, чтобы подтвердить результат. Такое же смирение необходимо и нам.

Если же по истечении часа ничего подобного со мной не происходит, я не тревожусь. Я спокойно живу дальше и занимаюсь своими делами, а проблему свою вверяю Богу. Конечно же, я не прекращаю вслушиваться. И очень часто в тот же день я совершенно отчетливо слышу голос Божий.

Если не происходит и этого, обычно я перестаю искать слова Божьего в этом конкретном деле, хотя, разумеется, продолжаю слушать. Как правило, я не испытываю ни разочарования, ни тревоги, ни озабоченности — чуть позже я объясню, почему. (Я не говорю сейчас о молитве вообще, где зачастую требуется гораздо больше настойчивости и воли.)

Этому простому способу слушать голос Божий я следовал в самых разных ситуациях — в преподавательской, научной и административной работе в университете; в семейных делах и в предпринимательстве; в работе над книгами и докладами для конференций и семинаров. Этот способ для меня бесконечно далек от формальности; кроме того, Бог часто говорит со мной совсем не о том, о чем я хотел услышать. Вообще гораздо важнее внутренне настроиться на то, чтобы постоянно слушать Бога, чем ждать от Него конкретных указаний.

Личный опыт, чтение Библии и беседы с теми, кто живет в постоянном общении с Богом, привели меня к следующему выводу: духовно зрелый христианин всегда получит Божье наставление в том случае, если отсутствие его может нанести серьезный ущерб верующему.

Если я прав, если все это действительно так, то послушное и чуткое сердце, имеющее опыт хождения путями Божьими, ясно услышит Его голос и правильно поймет Его весть. Так происходило со всеми друзьями Бога, о которых говорит Библия. Это утверждение требует проверки опытом — и проверить его может каждый, кто готов учиться на собственных падениях и взлетах. Как было бы хорошо, если бы в каждой общине находились люди, познающие и проповедующие жизнь в диалоге с Богом!

 

 

Ухищрения бесполезны

Бог часто обращается к нам и тогда, когда у нас нет специальных способов и приемов, направленных на то, чтобы услышать Его слово. Не стоит считать, будто существует какой-то особый метод, посредством которого мы сумеем «выжать» из Бога то, что нам хотелось бы узнать. Впрочем, такой метод имеется. Это жизнь в покорности Богу, кротость и смирение, сердце, открытое Его наставлениям, даже если они противоречат нашим желаниям, знание путей, какими Его слово приходит к нам, и пылкий, но неустанный поиск Его водительства.

Умение слушать Бога — не хитроумный трюк. Строго говоря, разговор о методах здесь вообще неуместен; но определить некоторые общие принципы возможно и даже полезно. Мы можем говорить о том, как следует (или не следует) вести себя перед Богом, но нельзя «добиться» от Бога чего бы то ни было. В особенности следует сторониться любых попыток заставить Его заговорить — что довольно часто случается, когда человек не в ладу с Ним.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: