Совершенная воля Божья

Дети Божьи не могут быть безвольными роботами или раболепствующими льстецами! Такие существа не несут в себе подобия Божьего! Дети не должны пресмыкаться перед отцом; кротость и поклонение Богу и Отцу Иисуса Христа не означают лести и подобострастия. Думать иначе — патология, несовместимая с христианским представлением о природе Бога. «Смирение, которое раболепствует ради того, чтобы избежать порицания или заслужить благосклонность, противно духу христианства и безнравственно по самой сути»5.

И тут я должен сказать нечто о совершенной воле Божьей. Если наши жизни подчинены общим советам Бога, данным в Священном Писании, значит, мы всецело подчиняемся Его воле в общем смысле. Если же мы помимо этого получаем от Него конкретное слово по конкретному случаю и подчиняемся этому слову, то мы всецело, совершенно пребываем в Его воле в этом конкретном смысле.

Но предположим, что в жизни у нас имеется вопрос великой важности, а Бог не дает нам Своего слова по этому поводу. (Например, в эту школу поступать или в другую? Жить в этом городе или в том? Сменить работу или оставаться на прежней?). Означает ли это, что в данном вопросе мы не можем полностью пребывать в Божьей воле или можем только по случайности «угадать» ее?

Нет и еще раз нет! Если Бог не дает нам Своего слова, мы ни в коем случае не должны автоматически считать себя виноватыми. Более того: мы не должны считать, будто уклонились с пути и уже не живем в Божьей воле. Человек, искренне посвятивший себя исполнению Божьего замысла может быть уверен, что Бог, пришедший к нам в Иисусе Христе, не станет говорить загадками, дразнить и интриговать, ожидая от нас конкретных действий. Я так подробно говорю об этом, потому что, к сожалению, очень многие считают иначе.

Давайте подумаем об этом так: ни один достойный родитель не станет скрывать от детей свои цели и намерения. Общее правило толкования Божьего отношения к нам заключено в словах Иисуса: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Луки 11:13). Конечно же, Отец наш Небесный с радостью дает ясные наставления просящим у Него — в тех случаях, когда считает это нужным! Если же Он молчит, мы можем не сомневаться, что это к лучшему. В таких случаях все, что не противоречит Его общей воле, и все, что делается с верой и упованием, и есть исполнение Его воли в данном особом случае. Воля Его не становится менее совершенной оттого, что Он не диктует ее; напротив, она даже делается совершенней, поскольку Он не видит нужды в точных указаниях. Он доверяет нам и надеется, что мы сделаем правильный выбор, — и в момент этого выбора Он с нами.

Таким образом, в конкретных обстоятельствах можно выбрать несколько разных способов действия, и каждый из них будет исполнением Божьей воли. Мы допускаем, что поступаем по воле Божьей, если вообще привыкли повиноваться ей, если умеем слушать и понимать Его голос и если, попросив Его дать нам конкретные указания, не получили ответа. Во всех таких случаях обычно есть несколько возможностей для выбора, и все они равно угодны Богу, поскольку одинаково хороши, иначе Он предостерег бы нас и не позволил бы делать то, что мы задумали (разумеется, все это не означает, что мы безупречны! Совершенно повиноваться Божьей воле не значит быть совершенным человеком.)

В книге «Принятие решений и Божья воля» («Decision Making and the Will of God») Гарри Фризен (Garry Friesen) убедительно критикует точку зрения, по которой Бог в каждом конкретном случае предлагает человеку одно-единственное решение. И если вы не выясните, какое именно, то Бог в лучшем случае простит вас, но в Его Царстве вы будете «человеком второго сорта». Возражая против этого чрезвычайно опасного подхода, Фризен замечает:

Главная мысль такова: у Бога нет для каждого верующего идеального, детально разработанного плана, не узнав который, мы не сможем принять верное решение. Концепция «индивидуальной Божьей воли» [именно в таком смысле] не подтверждается ни здравым смыслом, ни опытом, ни примерами из Писания, ни библейским учением.

Таким образом, совершенная воля Божья вполне может оставлять человеку место для выбора. Например, человек — это верно для большинства — вправе выбрать того или иного спутника жизни (или не выбирать вообще), то или иное призвание, ту или иную работу, то или иное место проживания — и все это в равной мере будет соответствовать Божьей воле. При этом, с точки зрения Божьего замысла, ни одна из этих возможностей не лучше остальных.

Именно так и должен считать истинный христианин, если он за достаточно долгое время так и не получил от Бога ответа на свой вопрос. Все это ни в коей мере не противоречит тому факту, что в некоторых ситуациях совершенной Божьей воле соответствует только один выбор. Мы ведь начинаем каждый новый день с веры в Бога и упования на Него? Вот так же следует и принимать решения — всякий раз сообразуясь с конкретной ситуацией.

Как характер человека проявляется только тогда, когда ему позволяется — или даже от него требуется — делать то, что он хочет, так и сила веры, духовная зрелость проявляется лишь в тех случаях, когда нам не дается никаких специальных указаний. Если верующий делает лишь то, что ему велено, — значит, вера его еще невелика. Истинно зрелая вера, как сказал Уильям Кэри (William Carey), первый миссионер в Индии, «стремится делать великие дела для Бога и ждет великих дел от Бога». Она находится в полном согласии со всеми делами и жизнью человека и не сомневается в дружеской доброте Отца, Сына и Святого Духа. Дело искупления не исключает человеческой инициативы; она лишь крепнет, погружаясь в поток жизни в Боге. Люди со зрелым представлением о Боге и большим христианским опытом не озабочены ежесекундно тем, чтобы поступить правильно; большей частью они просто знают, что правильно, а что нет. И уверенность их, в конечном счете, зиждется не на слове от Господа, но на Господе, живущем в нас.

 

Вселенская битва

Порой мы лишены общения с Отцом не потому, что Он хочет научить нас самостоятельно принимать решения. Бывают времена, когда мы оказываемся лицом к лицу с силами тьмы, населяющими мир. Порой, попав в беду, человек отчаянно пытается понять, что он сделал не так. Как правило, ничего; а если что-то и сделал, то это никак не связано с его проблемами.

В нашей Вселенной идет битва. Мы живем в этой Вселенной, мы вместе с Богом творим дело спасения и искупления, но настают моменты, когда мы остаемся в одиночестве. Иисус знал, что это такое. Вспомните, как в Евангелии от Луки 22:53 Он говорит, что скоро пробьет час тьмы, час сил зла. В этот час Он возопиет: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матфея 27.46)

Каждому из нас предстоят такие часы; но я верю, что по-настоящему Бог никогда не оставит нас. Великий Джон Уэсли сказал перед смертью: «Бог с нами — что может быть прекрасней?». Но слова Божьи, как бы хорошо мы ни различали Его голос, не избавят нас от времен скорби и боли, как не избавили Иисуса. Однако мы верим, что и такие времена «ко благу» тех, кто любит Бога и призван по Его изволению (см. Римлянам 8:28); давайте же не будем напрасно изводить себя сомнениями и чувством вины.

Бывают и такие моменты, когда мы уверены, что слышали слово Божье, однако события, которые Он предрек, почему-то не спешат наступать. Дело в том, что в события бывают вовлечены и другие люди, которые, возможно, не слышат Божьего слова и не стремятся исполнить Его волю, а Бог не торопит их. Наш мир — кузница душ, и мы можем не сомневаться в том, что настанет великая победа, в которой «все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас». Воля, которую Бог ясно явил нам, порой не выполняется, потому что другие люди совершают другой выбор. Мы не должны из-за этого терять веру в Божье водительство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: