Государевы интересы и «гоньба за человеком»

 

Параллельно с расширением прав владельцев поместий Романовы принимали меры к укреплению прав государя как верховного собственника всего земельного фонда. Два указа 1637 г. стремились защитить дворцовые владения царя и укрепить экономические позиции рядового провинциального дворянства, которое было главной опорой государства как в деле защиты русского пограничья, так и в деле расширения русских владений на юг и освоения их. Один указ 1637 г. запретил раздачу дворцовых земель в частные руки. Второй — запретил московским чинам приобретать земли в плодородных южных районах. Их следовало жаловать мелким местным дворянам, которые и несли службу на здешних оборонных чертах. Не вернули при Михаиле прежним владельцам беглых крестьян, успевших поселиться на пограничье вблизи Курска, Орла и Белгорода.

Исходя из принципа верховной собственности государя на всю русскую землю, центральная власть в XVII в. несколько раз проводила переписи земельного фонда России. Новые писцовые книги фиксировали размежевание, использование и заселения земель. При Михаиле перепись состоялось в 1630-е гг. Царь Федор Алексеевич, опираясь на 50–53 главы Соборного Уложения 1649 г. как юридическую базу, провел новую перепись земель в 1676–1679 гг. Одним из ее итогов был переход на подворное обложение тяглецов, что лучше обеспечивало фискальные интересы казны. В регентство Софьи, в июне 1682 г. Поместный приказ разослал по всем уездам межевщиков, которые должны были вновь провести перепись и межевание земель. Процесс межевания растянулся на все регентство, встретив определенное сопротивление со стороны помещиков и вотчинников. Одни были недовольны открытием утаенных ими земель, другие — сокращением до законного размера своих владений, третьи — тем, что приходилось кормить межевщиков. В мае 1683 г. вышел указ из 45 статей, регламентирующий деятельность межевщиков по вопросу спорных земель. Указ предполагал наказание кнутом, тюрьмой и штрафом тех помещиков, которые с помощью взятки пытались «исправить» писцовые книги[895]. Указ от мая 1686 г. постановил наказывать кнутом публично помещиков, которые мешали работе межевщиков[896]. Указ 1688 г. привлекал к межеванию местных воевод. Сил присланных из центра людей не хватало[897]. Правительство Петра I продолжало данную практику, и межевание шло до 1724 г., когда поземельное (подворное) обложение было заменено подушным.

Практика пожалований поместий за службу и заслуги, как и практика конфискации земель у опальных служилых людей всех «степеней достоинства» продолжалась в течение всего XVII в.

Продолжалась весь XVII в. и свойственная вотчинному укладу «гоньба государства за человеком». Здесь государственный интерес всегда преобладал над интересом даже самых элитарных верхов русского общества. Купцов, пытавшихся платить меньше налогов через переход в оброчные крестьяне, октябрьским указом 1683 г. велено было отсылать в Москву и переписывать по городам, где они реально жили и торговали[898]. Правительство Софьи, пытаясь «успокоить» столичный посад после Хованщины, в декабре 1685 г. издало указ о невозвращении помещикам крестьян, которые обосновались в Москве, несли тягло и «службы служили и всякие промыслы промышляли»[899]. Это было явное нарушение 2-й статьи 11-й главы Соборного Уложения, требующей возвращения беглецов владельцам земли. По другим случаям в регентство Софьи было издано немало указов, требующих сыска и возвращения беглых крестьян и холопов[900]. Однако когда «живая» верховная власть, хотела поступить вопреки «мертвому» праву, она легко себе позволяла подобного рода «исключения». Тем более что в случае с осевшими в Москве беглыми крестьянами речь не шла об их освобождении. Речь шла о переходе работника из-под руки помещика и государства под руку только государства. Наказ 1686 г. (статья 7) требовал, чтобы люди, живущие на чужой земле и ведущие на ней свое хозяйство (не владельцы дворов), также платили налоги государству, как и юридические владельцы дворов. Воспрещалось обращать в кабальных холопов новокрещеных людей[901]. Смысл всех этих указов, как и многих аналогичных, состоял в утверждении старого доброго принципа вотчинного уклада: любая хозяйственная деятельность русских людей должна быть сопряжена с обязательным тяглом или службой государю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: