Организация и экспериментальная база проведения научного исследования

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ …………………………………...10

1.1. Роль пространственных представлений в психическом развитии ребёнка… ………………………………………………………………………...10

1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития ……………………………………………..13

1.3. Занятие изобразительным искусством как средство развития пространственных представлений учащихся с задержкой психического развития…………………………………………………......................................21

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ………………………………………..........29

ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ …………………………………...31

2.1. Изучение особенностей пространственных представлений у учащихся экспериментальной группы …………………………………………………….31

2.2. Система коррекционной работы по развитию пространственных представлений учащихся с задержкой психического развития на занятиях изобразительным искусством …………………………………………………..39

2.3. Анализ экспериментальной работы по развитию пространственных представлений учащихся экспериментальной группы..…………………….48

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………..52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………...56

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………...62

ВВЕДЕНИЕ

Для гармоничного развития ребенка необходимым является способность ориентировке в пространстве. Пространственные представления участвует в формировании всех навыков и функционировании всех сложных процессов. Так же к ним относят речь, письмо, счет, а главное рисование. Нельзя не назвать хотя бы одну деятельность человека, где способность ориентироваться в пространстве не играло существенной роли. Умение оперировать пространственными образами является звеном для объединения учебной и трудовой деятельности. Ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие, и таким образом является составной частью социализации. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словестного обозначения пространственных категорий (удаленности, пространственных отношений между предметами). Размеры формы предметов, взаимное положения предметов и их положения относительно ориентирующегося, все перечисленные понятия входят в оценку расстояний. Проблема освоения пространства, ориентировка в нем приобретает особую актуальность применительно к детям ЗПР. У таких детей в процессе формирования пространственных представлений, происходит нарушение в овладении действиями восприятия, продуктивных видах деятельности.

Умение ориентироваться в пространстве и понимание пространственных отношений между окружающими предметами является одним из важнейших условий успешного обучения в школе. Многими учеными было установлено, что успешность овладения детьми с ЗПР счётом, письмом, рисованием, ручным трудом и другими учебными предметами, во многом зависит от уровня сформированность пространственных представлений. Главной причиной вызывающая затруднения в овладении этими навыками является нарушение развития пространственных представлений.

Все исследователи отмечают, что развитие пространственных представлений необходимо осуществлять только в специальных учреждениях для детей имеющих отклонения. Таким образом, объективно существует противоречие между потребностью в дополнительном образовании детей с ОВЗ и отсутствием разработанного программного методического обеспечения.

В результате имеющегося противоречия мы выделили проблему исследования: каковы условия развития пространственных представлений на занятиях изобразительным искусством у детей с ЗПР младшего школьного возраста.

Цель исследования: определить содержание работы по развитию пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на занятиях изобразительным искусством и определить педагогические условия его эффективности.

Объектом исследования является процесс развития пространственных представлений у детей с ЗПР. Предметом – развитие пространственных представлений у младших школьник с задержкой психического развития на занятиях изобразительным искусством.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

1. Провести анализ научной литературы по проблеме познавательного развития детей с задержкой психического развития;

2. Подобрать комплекс методик экспериментального исследования состояния пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с задержанным психическим развитием.

3. Определить сущность и специфику содержания деятельности развития пространственных представлений у младших школьников с задержкой психического развития на занятиях изобразительным искусством.

4. Выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия эффективности развития пространственных представлений у младших школьников с задержкой психического развития на занятиях изобразительным искусством.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что у младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеются недостаток в пространственном ориентировании, что в первою очередь отрицательно влияет на формирование полноценных пространственных представлений и их словесного обозначения. Поэтому пространственное представление учащихся младшего школьного возраста массовой школы с задержкой психического развития на занятиях изобразительным искусством появится положительный результат, если будут определенны закономерности пространственной организации пейзажа и адаптированы до уровня восприятия учащихся; определена последовательность формирования у детей представлений о пространственной организации пейзажа в соответствии с доступностью и посильностью освоения; каждый закон осваивается на процессе обучения различных методов и приемов организации учебного материала.

Методологическую и теоретическую основу исследования организует явления и процессы окружающей действительности; положения философии, социологии и педагогики о человеке как социальном существе и субъекте деятельности. Существенное значение в мировоззренческом плане имели труды отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих проблемы пространственных представлений в школе возникли: теоретические положения личностно-деятельностного подхода с системы педагога и психолога в психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская), системного подхода и уровневой организации психического отражения (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн), важные положения в возрастной и педагогической психологии в изучении поставленной проблемы формирования у младшего школьного возраста общих умственных способностей к усвоению знаний (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, З.И. Калмыкова), положения в восприятие пространства, времени (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Л.А. Венгер, Д.Г. Элькин), концепция пространственного мышления (И.Я. Каплунович, И.С. Якиманская), закономерностях речевого развития ребенка (А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, О.С. Ушакова, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин.)

Применение в исследовательском комплексе теоретических и эмпирических методов: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, беседы с учителями и школьными психологами, проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, количественный и качественный анализ данных экспериментов.

Научная новизна и теоретическое значение исследования.

- Обоснована необходимость обучения детей с задержкой психического развития пространственным представлениям на занятиях изобразительным искусством.

- Разработана диагностическая программа выявления пространственных представлений у детей с задержкой психического развития

- Выявлена совокупность изобразительных средств для развития пространственных представлений детей ЗПР.

Практическая значимость исследования.

- Предложена методика развития пространственных представлений у учащихся с задержкой психическим развитием на занятиях изобразительным искусством.

-Полученные исследования можно включить впроцесс составления программ коррекционных классов по изобразительному искусству, а так же использованы для проведения практических занятий.

- Материалы исследования могут использоваться в работе с детьми имеющими затруднения в развитии.

Основные положения, выносимые на защиту:

- Оценка эффективности совокупности методик развития пространственных представлений у детей с ЗПР младшего школьного возраста.

- Совокупность комплекса методик исследования состояния пространственных представлений у детей младшего школьного возраста задержанным психическим развитием.

- Методические предложения в коррекционной работе с детьми с

отклонениями в развитии по формированию пространственных представлений.

Организация и экспериментальная база проведения научного исследования.

Экспериментальная часть работы проведена на базе МБОУ СОШ №31 г. Белгорода; в формирующем эксперименте участвовало 28 учащихся начальных классов, обучающихся в 2013-2014 уч.году (учащиеся коррекционных 1-го и 2-го класса).

Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.

Первый этап (сентябрь-декабрь 2013 года) - изучение разработанности проблемы. Апробирование отдельных приемов пространственных представлений. Изучение роли пространственных представлений в психическом развитии ребёнка. Обоснование занятий изобразительным искусством как средство развития пространственных представлений у учащихся с задержкой психического развития. Начало формирующего эксперимента.

Второй этап (декабрь 2013 года – март 2015 года) – проведение формирующего эксперимента.

Третий этап (апрель-май 2015 года) – проведение проверки в формирующем эксперименте выдвинутой гипотезы. Обобщение и оформление результатов теоретического и эмпирического исследований.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе их обсуждения на методических объединениях и педагогических советах в лицее №31 г. Белгорода, на заседаниях научно-методического семинара кафедры изобразительного искусства НИУ «БелГУ».

Главные идеи, научные результаты были изложены, одобрены на конференциях научно-практического характера и семинарах: Международная научно-практической конференции «Проблемы социализации растущего человека в современном мире», посвященной 70-летию Российской академии образования и 125-летию А.С.Макаренко (25-26 сентября 2013 г., Белгород, НИУ «БелГУ»); Международном научно-методическом семинаре I-й Международный конкурс научных работ «Молодежь в науке новые аргументы»,(Липецк,2014), IV Международная научно-практическая конференция «Теоретические и прикладные аспекты современной науки» (31 октября 2014 г., Белгород); II Международной научно-практической конференции «Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации» (1-2 апреля 2015 г., Белгород, БелИРО).

Структура диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (56 источников) и приложений.

В начале работы во введении раскрывается актуальность темы исследования, поставлена проблема; рассматриваются основные характеристики научного аппарата такие как: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования; раскрыты его новизна, теоретическая и практическая значимость.

Первая глава посвящена теоретическому обоснованию проблемы развития пространственных представлений учащихся с задержкой психического развития на занятиях изобразительным искусством.

Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию пространственных представлений учащихся с задержкой психического развития на занятиях изобразительным искусством» описаны результаты обучения особенностей пространственных представлений у учащихся экспериментальной группы, а также система коррекционной работы по развитию пространственных представлений учащихся с задержкой психического развития на занятиях изобразительным искусством, иллюстрирующие эффективность проделанной работы.

В заключении обобщаются результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и основные положения, выносимые на защиту.

В приложениях содержатся исследовательские и научно-практические материалы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: