Численность гостиниц и аналогичных средств размещения

в 2014-2016 гг. в России[19]

  2014 г. 2015 г. 2016 г.
Число коллективных средств размещения в том числе:      
гостиницы и аналогичные средства размещения      
специализированные средства размещения      

Следует отметить, что для современной индустрии гостеприимства России, как и мира в целом, характерны явно выраженные функциональные и региональные особенности. Ключевыми центрами и явными лидерами на этом рынке являются столичные города. Так, на долю Москвы приходится более половины объема качественного номерного фонда России, а объем качественных апартаментов (пятизвездочной категории) в Санкт-Петербурге составляет 14 % от общего номерного фонда качественных отелей, где основной массив гостиниц представлен преимущественно четырѐх-звездочными отелями – около 52 %, сегмент трехзвездочных отелей – 34 %.

Однако Россия еще отстает от европейских стандартов, согласно которым на 1 тыс. жителей населенного пункта должно приходиться 10-12 номеров в средствах размещения, к примеру, обеспеченность Парижа гостиничными номерами составляет восемь номеров на тысячу парижан, в Лондоне этот показатель равен двенадцати номерам.

По данным аналитиков, среди российских городов с численностью населения более 1 млн. человек наиболее обеспечены гостиничными номерами Санкт-Петербург (3,2 номера в отелях), Екатеринбург (2,5 номера) и Казань (2,2 номера), в Москве продолжает оставаться довольно низкий показатель – 1,8 номера, что крайне недостаточно, учитывая столичный статус города. Что касается среднероссийского показателя, то он ещѐ ниже – 1,5 номера на 1000 чел.

Эксперты отмечают, что на сегодняшний день даже самые обеспеченные отелями российские города значительно отстают по уровню и статусу отелей от крупных туристических центров Европы. Значительная часть отельного фонда российских городов была построена еще в советские времена.

Таким образом, многие гостиницы России на сегодняшний день представляют собой бывшие ведомственные отели, которым едва удается придерживаться качества услуг, соответствующего заявленному уровню «звездности».

Соответственно, индустрия гостеприимства российских городов - миллионников представлена преимущественно трехзвездочными гостиницами. Согласно данным статистики, на российский гостиничный рынок категории «три звезды» сейчас приходится около 68 % предложения в индустрии гостеприимства.

Доля четырехзвездочных отелей в городах-миллионниках России составляет около 26 % от всего номерного фонда этих городов, лишь 5 % гостиничного рынка многонаселенных российских городов занимают
отели категории «пять звезд». Тем не менее ещѐ большое количество гостиниц в России не имеют сертификации.

Следует отметить, что процедуру получения «звезд» на данный момент

успели пройти немногие отели крупных городов России, однако получение «звездности» поощряется Российской гостиничной ассоциацией: так, по итогам проведенного ею Всероссийского конкурса «Лучшие отели России – 2013», были отмечены не столичные, а региональные отели: в категории 5 звезд – парк-отель «Империал Клаб Делюкс» г. Ульяновск, 4 звезды – «Ринг Премьер Отель» г. Ярославль, 3 звезды бизнес-отель «Татарстан» г. Набережные Челны, 2 звезды гостиница «Кошкин дом» г. Мышкин.

Согласно исследованию, проведенному компанией JLL, в прошлом 2016 году в странах СНГ и России число номеров брендированных отелей выросло на 10 тыс. единиц. Большая доля – 8, 6 тыс. номеров открылось на территории России, на втором месте оказался Казахстан – 519 номеров, на третьем – Азербайджан – 410 номеров.

Большой рост открытия брендированных отелей в России в прошлом году прокомментировал руководитель департамента гостиничной индустрии JLL Дэвид Дженкинс. Он отметил, что такой большой рост стал возможен благодаря активному строительству отелей в олимпийском Сочи. В 2014 году в курортном городе открылось порядка 6,3 тыс. номеров, что составляет 73 процента от общего нового номерного фонда вРоссии. Кроме того, в прошлом году впервые вышли на гостиничный рынок России такие международные бренды, как Solis, Regis, Rixos, Indigo и др. [12, с.79].

Из запланированных Россией к строительству 4700 номеров почти половина приходится на рынок г. Москвы (2200 номеров). Если все заявленные проекты будут реализованы, то количество предложений брендовых гостиниц в Москве увеличится до 25 тыс. номеров.

Причину роста открытия четырѐх- и пятизвѐздочных отелей можно объяснить тем, что срок окупаемости дорого отеля гораздо меньше, а наполняемость более высокая по сравнению с остальными сегментами. Развитию этого сегмента в индустрии гостеприимства способствует и сетевая

форма ведения бизнеса, которая признана в качестве одного из лучших способов формирования узнаваемого бренда, стандартизированного продукта, позволяющего гарантировать потребителю высокое качество услуги [12, с.79].

На сегодняшний день лидером по численности действующих в России отелей является компания Rezidor (The Rezidor Hotel Group). Гостиницы этой сети функционируют в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Рязани, Ростове-на-Дону, Мурманске, Ижевске и Екатеринбурге. На гостиничных рынках этих городов России сейчас действуют отели таких брендов сети «Резидор», как Парк Инн и Radisson Blu. На втором месте рейтинга самых крупных гостиничных сетей, представленных на российском рынке, оказалась российская компания Amaks Hotel Resorts. Сегодня эта российская сеть объединяет 17 гостиниц, которые располагаются на территории Уфы, Казани, Владимира, Белгорода, Азова и других регионов России.

На третьем месте рейтинга гостиничных сетей, которые лучше всего представлены на российском рынке, оказалась компания «Гост Отель Менеджмент». На данный момент портфель этой российской отельной цепочки насчитывает 16 отелей, (Москва, Сочи, Подмосковье, Иркутск, Хакасия, Байкальск и Нижний Новгород).

В десятке гостиничных сетей с самым большим количеством гостиниц в России оказалась также американская компания «Marriott». Практически равные позиции на отельном рынке России с сетью Marriott на сегодняшний день занимает и гостиничная компания InterContinental Hotels Group. Что касается французской отельной цепочки Accor, то она в индустрии гостеприимства России в настоящее время представлена 12 гостиницами. Достаточно прочные позиции на российском гостиничном рынке занимает и британская сеть Cronwell Hotel Resorts, в индустрии гостеприимства России сейчас функционирует 10 отелей этой сети.

Приведенные данные свидетельствует о том, что гостиничный рынок России, и в том числе и региональный, привлекает зарубежных отельеров наличием слабоконкурентного поля. Возможность первыми занять определенную нишу заставляет бренды торопиться с выходом на российский рынок.

Следует отметить, что ситуация с развитием рынка гостиничных услуг в каждом конкретном регионе имеет свою специфику. Если рассматривать города Центрального федерального округа (ЦФО), которые являются культурными центрами, то по количеству гостиниц среди них лидирует г. Воронеж, в котором располагается 27 организаций, В Липецке – 21, в Рязани – 14, Владимире – 11, Иванове – 10, Костроме – 9 [19].

Согласно данным исследований, в 2016 г. средняя стоимость размещения в стандартном двухместном номере российского отеля составила 4 616 руб. Самые дорогие отели предлагает Санкт-Петербург. За ночь в двухместном номере в городе на Неве гостям придется заплатить 5 969 руб.

В Москве средняя стоимость размещения также остается выше средней цены по России и составляет 4 810 руб. Цены на проживание в таких городах-

миллионниках как Пермь (3 283 руб.), Екатеринбург (3 453 руб.) и Новосибирск (2 943 руб.) значительно повысились по сравнению с 2015 годом[20].

Повышают стоимость проживания и курортные города. Так, лидером повышения цен оказался Геленджик, где ночь в отеле обойдется гостям в 2 564 руб., что на 40 % выше июльского показателя 2016 г. Сутки проживания в гостиницах Сочи в среднем составят 3 524 руб., в Анапе – 2 367 руб., в Туапсе – 2 303 руб.

Кроме того растут цены и в туристических городах Центральной России. Так проживание в Великом Новгороде в двухместном стандарте обойдется в среднем в 2 259 руб., Ярославле – 3 114 руб., в Суздале – 3 532 руб., Владимире – 2 799 руб., в Воронеже – 2 903 руб., Костроме – 2 723 руб., Рязани – 2 553 руб., Нижнем Новгороде – 3 044 руб. [20].

Среднегодовая загрузка номерного фонда отелей в 2016 году составляла 70-80 % в Москве и 50-60 % в регионах.

Наиболее востребованным сегментом остаются отели класса три звѐзды (и даже две звезды), дефицит которых ощущается в столичных и крупных городах России, что является препятствием для развития массового туризма, особенно для категории активных туристов (путешествующих семей, молодѐжи).

Актуально увеличение доступного гостиничного фонда и в историко-культурных центрах (таких как Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Новгород Великий, Ясная Поляна, Ярославль, Кострома, Переславль-Залесский), где туристы редко задерживаются более чем на одну ночь, ибо существующие в этих городах гостиницы не покрывают спрос, особенно в разгар туристического сезона[17, с.41].

Потребность в средствах размещения среднего ценового сегмента испытывают и бизнес-туристы. Ещѐ одной из крупных не решѐнных пока проблем современного рынка гостиничных услуг остаѐтся качество предоставляемых услуг. Это обусловлено несколькими факторами.

Во-первых, это недостаточное кадровое обеспечение не только среди высшего и среднего звена персонала гостиниц, но и также недостаток архитекторов и проектировщиков, рыночных и финансовых аналитиков, профессиональных маркетологов. Данная отрасль испытывает колоссальный недостаток высококвалифицированных работников. Персонал, работающий в отечественных компаниях, в большинстве своем не соответствует международным стандартам. Необходимо проводить политику повышения уровня подготовки кадров, проводить различные тренинги и мастер - классы по профессиональным коммуникациям, также содействовать изучении иностранных языков. Индустрия гостеприимства – это не просто отрасль экономики, это состояние души, позволяющее принимать гостей так, будто в своем родном доме.

Во-вторых, это явное отставание от мировых стандартов в объѐме (наборе) предоставляемых гостиницами услуг. Даже в столице всего 94 % гостиниц предоставляет своим клиентам услуги телефонной связи. Еще менее распространены доступ в Интернет, спутниковое телевидение и т.д. В регионах техническая оснащенность гостиниц еще ниже. Поэтому ожидания современных туристов, особенно иностранных (часть которых приезжает в Россию по делам), такой объем и качество услуг удовлетворить не могут.

В-третьих, это проблема соответствия (вернее не соответствия) цены уровню и качеству обслуживания и объему предоставляемых услуг. Как уже отмечалось ранее, наибольшая загрузка номерного фонда существует в гостиницах средней категории в крупных городах и туристических центрах. До кризиса она составляла до 80 % в год в гостиницах категории 2-3 звезды. Вместе с тем, вместо увеличения номерного фонда и повышения качества предоставляемых услуг в этом классе, например, в Москве развиваются, в основном, гостиницы высших категорий, а цены в гостиницах остаются явно завышенными по сравнению с зарубежными странами.

Кроме того существуют проблемы в области нормативно-правового обеспечения, длительности запуска объектов в действие, чрезмерном контроле со стороны различных управляющих структур и регулирующих органов. Поэтому дальнейшее расширение российского рынка туристическо-рекреационных услуг не возможно без осуществления активной государственной политики не только на федеральном, но и региональном уровнях.

Следует отметить, что существенная помощь регионам в развитии туристской инфраструктуры оказывается в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», общий объем финансирования на обозначенный период составляет около 340 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета – 96 млрд. руб. [3].

Немаловажная роль в развитии гостиничного бизнеса отводится региональным и местным властям, от отношения которых зависит положение региональных гостиниц. В тех регионах, где власти не озабочены проблемами сбалансированного развития туристской инфраструктуры загрузка номеров гостиниц либо чрезмерна, либо еѐ нет вообще. Там же, где региональная политика продумана, можно увидеть положительное еѐ влияние на развитие гостиничного комплекса.

К примеру, работа администрации Владимирской области по развитию городов «Малого Золотого кольца» и туристской инфраструктуры и превращения их в полноценную туристскую дестинацию, при вела к тому, что туристы могут проводить в этих городах более одного дня, размещаться в гостиницах разного уровня и посещать значительное число мероприятий, распределѐнных по времени[17, с.43].

Однако, несмотря на то, что развитие в регионах гостиничных сетей является позитивным фактором в плане привлекательности территорий для потребителей туристических услуг, они не могут полностью заменить индивидуальные частные гостиницы, особенно при предоставлении уникальных условий пребывания в экологическом, сельском и агротуризме, экстремальных видах туризма и т.д.

Кроме того, в малых городах, которые находятся вдали от популярных туристических маршрутов или отдалѐнных районах, гостиничный бизнес будет делать ставку именно на развитие индивидуальных частных гостиниц и других несетевых средств размещения.

Рассматривая услуги индустрии гостеприимства, следует отметить, что это один из крупнейших и широко представленных в масштабе бизнесов и видов деловой активности, в котором сконцентрирован огромный капитал и есть все предпосылки для дальнейшего устойчивого развития.

По мнению специалистов, Россию наряду с Китаем, Бразилией и Индией в течение ближайших нескольких лет будет подстегивать рост мирового гостиничного сектора. При поступательном развитии национальной экономики и бурном росте среднего класса в России в ближайшее десятилетие будет происходить увеличение количества деловых и туристических поездок.

Согласно прогнозам ЮНВТО Россия к 2020 году войдет в десятку стран-лидеров по приему туристов. Ее доля на рынке туристских услуг составит 3%, а количество вьезжающих в нашу страну будет в 1,54 раза больше, чем выезжающих, а среднегодовое увеличение количества туристов составит 6,7%.[21] Важным звеном в развитии гостиничного бизнеса по мнению экспертов станет проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

 

Заключение

Индустрия гостеприимства является «визитной карточкой» любой страны.

Экономической сущностью гостиничной деятельности является, в первую очередь, удовлетворение потребностей граждан во временном проживании в гостиничном помещении, которое оборудовано наиболее комфортабельной мебелью, а также в предоставлении сопутствующих проживанию услуг. Гостиничный бизнес связан не только с услугами размещения и отдыха, он охватывает широкий диапазон видов деятельности, поэтому эффект управления гостиничным комплексом должен рассматриваться с точки зрения спроса особого типа потребителя, а не с точки зрения предложения, что характерно для промышленности. Поэтому такой подход в индустрии гостеприимства сложнее и более трудоемок.

Во второй главе курсовой работы нами были рассмотрены современное состояние и тенденции развития индустрии гостеприимства в России

Одной из проблем индустрии гостеприимства в России является нехватка недорогих гостиниц, предоставляющих качественный сервис. Другой немаловажной проблемой являются существенные трудности в области менеджмента.

Сегодня в России функционируют множество различных гостиниц, но лишь немногие из них могут предложить обслуживание, соответствующее международным стандартам.

Также анализируя актуальные проблемы в индустрии гостеприимства нельзя не упомянуть о важности ее кадрового обеспечения. В современном мире трудовые ресурсы имеют качественный, а не количественный приоритет, т.е. речь идет о необходимых профессиональных навыках работников. В этой связи дополнительная ответственность ложится на учреждения высшего профессионального образования. Туризм является сферой деятельности, на которую особенно сильно влияют текущие экономические, политические, социальные и другие процессы локального, регионального и глобального уровня. В этой связи работникам сферы гостеприимства необходима способность гибко реагировать на изменения внешней среды и оптимально адаптироваться к ней. Подобные способности следует закладывать уже в процессе обучения по соответствующему направлению.

Изучив всю специфику индустрии гостеприимства, мы пришли к выводу, что на современном этапе Россия выходит на новый уровень развития. В стране имеется колоссальный, неиспользованный потенциал, используя который, мы сможем удивить даже самых искушенных туристов. Отвечая на вопрос о перспективах развития, можно с уверенностью говорить том, что потенциал индустрии гостеприимства очень велик. Необходимо направить пристальное внимание общественности на решение данного вопроса и со временем Россия займет одну из лидирующих позиций по уровню желающих его посетить.

В заключение следует отметить, что индустрия гостеприимства, является частью туристического бизнеса и представляет собой сложно структурированную систему, которая требует не только обоснованного, но и системного управления на государственном уровне. Только при соблюдении этого условия российская гостиничная индустрия сможет реализовать свой потенциал развития.

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132 от 24 ноября 1996 г. (ред. от 28.12.2016 г.)// Собрание законодательства РФ.- 1996. - N 49 ст. 5491

2. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. N 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (ред. 13.03.2013 г.) // Собрание законодательства РФ.- 1997. - N 18 ст. 2153

3. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 (ред. от 31.01.2017) «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» // Собрание законодательства РФ.- 2011. - N 34. ст. 4966

4. Постановление Правительства РФ от 9 октября 2015 № 1085 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. - 2015 г. - N 42 - ст. 579.

 

II. Специальная литература:

5. Анцырев Ю.Ю., Логачева О.С.Современные подходы к структуризации гостиничного хозяйства / Ю.Ю.Анцырев, О.С.Логачева // Актуальные вопросы экономики и менеджмента сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Ответственный редактор: Ворошилова И.В.. 2015. С. 59-65.

6. Белоусова И. С. Гостиничная индустрия как комплексная составляющая индустрии туризма и гостеприимства // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1183-1185.

7. Елканова Д.И., Осипов Д.А., Романов В.В., Сорокина Е.Е. Основы индустрии гостеприимства [Текст]: учебное пособие /Д.И. Елканова, Д.А. Осипов, В.В. Романов, Е.Е. Сорокина // –.: Дашков Ко, 2010. – 248 с.

8. Ковалев Д.А. Мировая индустрия владения отдыхом: Учебное пособие. М.: Университетская книга, 2013.- 608 с.

9. Кудинова Е. В., Шаповал А. Ю. Современное состояние тенденции развития туризма мировой российской экономике // Молодой ученый. – 2015. – С. 430 – 433.

10. Макеева Д.Р. Экономика туризма России на современном этапе: от выездного туризма к ориентированному на внутренний рынок // Вопросы региональной экономики. 2015. -Т. 22. № 1. - С. 39–48

11. Макринова Е. И., Иваницкая Т. Ю. Основы индустрии гостеприимства. [Текст]: учеб. пособие для студентов. / Макринова Е. И., Иваницкая Т. Ю. — Белгород: Изд-во БУКЭП, 2012. — 265 с.

12. Меняйлов, А.А. Туризм как фактор экономической интеграции и глобализации / А.А. Меняйлов // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития. – 2016. – С. 79-81

13. Меняйлов, А.А. Историко-экономические аспекты реализации кластерного подхода в туристкой индустрии / А.А. Меняйлов // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2016 – №10-2. – С. 133-136

14. Похомчикова Е. О. Понятие и структура индустрии гостеприимства // Вестник Кемеровского Государственного университета. — 2014. — № 4–3 (60). — С. 266–274.

15. Соколова М.В. История туризма: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 6-е изд., стер. — М.: Изд. центр «Академия», 2012. — 352 с.

16. Скобкин С. С. Индустрия гостеприимства или туризма? Кто прав? // Российское предпринимательство. — 2012. — № 21. — С. 130–135

17. Шерешева М.Ю., Полянская Е.Е. Развитие гостиничного бизнеса в регионах России // Финансы и кредит. – 2016. – № 2. – С. 37-45.

III. Источники удаленного доступа:

18. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2017: Growth through Shocks / Jennifer Blance. Thea Chiesa. — World Economic Forum, 2017 [Электронныйресурс]. — Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/TT15/WEF_Global_Travel&Tourism_Report_2017.pdf - свободный. Проверено 28.09.2017 г.

19. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru/. - свободный. Проверено 28.09.2017 г.

20. Trivago: Цены на отели России в августе [Электронный документ] //Туристический бизнес Санкт-Петербурга. – Режим доступа: http://pitert.ru/ news/trivago-tseny-oteli-rossi.- свободный. Проверено 28.09.2017 г.

21. К 2020 году Россия войдет в десятку стран-лидеров по туризму – прогноз [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// https://ria.ru/society/20080927/151650618.html - свободный. Проверено 28.09.2017 г.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: