Индустрия гостеприимства: сущность, функции, роль в экономике

 

В современной профессиональной литературе широко применяется термин «индустрия гостеприимства».

Индустрию туризма и гостеприимства нельзя рассматривать как разные отрасли, так как туристы имеют определенные потребности, зависящие от целей и мотивов путешествий. Гостеприимство входит в этот термин как составной элемент. Однако гостеприимство — более емкое понятие, так как его задачей является удовлетворение потребностей не только туристов в узком смысле слова, но и потребителей вообще.

Термин «гостеприимство» в английском оригинале «hospitality» восходит к латинскому «hostel», откуда, собственно происходит французское «hotel». Естественно, гостеприимство ассоциируется с гостиницами и со всем, что к ним относится. В сфере гостеприимства особое внимание делается на факте оказания услуг гостю, независимо от того, откуда он, будь то местный житель или приезжий.

Гостеприимство считается одним из основных понятий человеческой цивилизации, и стало важной индустрией, в которой заняты сотни тысяч профессионалов. Но на сегодняшний день нет законодательного определения гостиничной деятельности или гостиничной индустрии.

Сегодня индустрия гостеприимства — это одна из крупных и быстро развивающихся систем сектора экономики. Авторы Елканова Д. И., Осипов Д. А., Романов В. В., Сорокина Е. В., Скобкин С. С., Доброжанская Е. Б., Макринова Е. И., Иваницкая Т. Ю. рассматривают данное понятие следующим образом.

Индустрия гостеприимства — это комплексная сфера деятельности работников, удовлетворяющих любые запросы и желания туристов, включающая в себя услуги по обслуживанию клиентов. [7, с.12]

Индустрия гостеприимства выступает как самостоятельная, сложная и относительно обособленная социально-экономическая система, привлекающая значительные материальные, финансовые и трудовые ресурсы. [7, с.83]

Индустрия гостеприимства — межотраслевой комплекс, специализирующейся на обслуживании приезжающих в данную местность людей и включающей совокупность средств размещения, общественного питания, объектов познавательного, развлекательного, делового, оздоровительного и спортивного назначения, а также предприятия по изготовлению туристского снаряжения и сувениров. [7, с. 86]

Под индустрией гостеприимства понимается предпринимательская деятельность на рынке услуг, связанная с обслуживанием гостей. Последними могут быть туристы, командировочные работники, представители бизнеса, отдыхающие, клиенты, решающие личные и семейные интересы. Индустрия гостеприимства включает в себя также организацию общественного питания, физкультурно-спортивных и других развлечений, парки отдыха и т. п. [11, с.56]

Е.В. Лунева определяет индустрию гостеприимства как часть туризма, также отождествляет ее с гостиничным бизнесом, что, на наш взгляд, является не совсем корректным.

В определении, предложенном М.М. Романовой, основной акцент сделан на интегрированном характере экономических отношений взаимодействия и взаимной зависимости субъектов производственных непроизводственных отраслей, входящих индустрию гостеприимства. Данная характеристика является, несомненно, важной, но, на наш взгляд, не первостепенной; в определении, думается, должна быть отражена основная специфика рассматриваемого явления. Клиентоориентированный характер деятельности – одна из важнейших характеристик индустрии гостеприимства, как всей сферы услуг[17, с.37].

Достоинством определения, предложенного Е.Е. Доброжанской, является рассмотрение индустрии гостеприимства в качестве «межотраслевого комплекса услуг». В дальнейшем автор ссылается на то, что клиентами индустрии гостеприимства выступают «приезжающие в данную местность люди», что, по нашему мнению, является не совсем верным, ведь потребителями услуг индустрии гостеприимства могут быть не только приезжие, но местные жители. Такой же нюанс можно обнаружить в трактовке, предложенной коллективом авторов под руководством Д.И. Елкановой [7], в котором после указания на потребителей услуг индустрии гостеприимства приводится уточнение: туристов. В целом данное определение является наиболее емким по содержанию, так как нем есть указание на широкий состав предприятий, входящих в индустрию гостеприимства; отражена «сервисная» специфика индустрии гостеприимства (клиентоориентированность, т.е. «деятельность, направленная на удовлетворение любых запросов клиентов»); предложен состав индустрии гостеприимства.

Исходя из данных определений, можно сделать вывод, что индустрия гостеприимства представляет собой сферу услуг в области туризма, включающая и объединяющая различные предприятия туристской индустрии: гостиницы, туроператоры и туристские агентства, предприятия питания, транспортного и экскурсионного обслуживания и т. д., а также организации, оказывающие сопутствующие услуги.

Гостиничный бизнес относится к индустрии гостеприимства – это такой вид деятельности, прямым образом влияющий на международные экономические отношения, кроме того, на социальную, культурную, образовательную, экономическую сферы всех государств. Гостиничный бизнес специализируется на рынке услуг, который связан с приемом и обслуживанием различных гостей[6, с.1183].

Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает организацию и предоставление услуг за вознаграждение краткосрочного проживания в мотелях, общежитиях, гостиницах, домах для приезжих и т.п. Экономической сущностью гостиничной деятельности является, в первую очередь, удовлетворение потребностей граждан во временном проживании в гостиничном помещении, которое оборудовано наиболее комфортабельной мебелью, а также в предоставлении сопутствующих проживанию услуг.

Гостиничный бизнес связан не только с услугами размещения и отдыха, он охватывает широкий диапазон видов деятельности, поэтому эффект управления гостиничным комплексом должен рассматриваться с точки зрения спроса особого типа потребителя, а не с точки зрения предложения, что характерно для промышленности. Поэтому такой подход в индустрии гостеприимства сложнее и более трудоемок.

Таким образом, к особенностям услуг гостеприимства можно отнести: неодновременность процессов производства и потребления, ограниченная возможность хранения, срочный характер, широкое участие персонала в производственном процессе, сезонный характер спроса и взаимозависимость гостиничных услуг и цели путешествия.

Фактически гостиничные предприятия в структуре индустрии туризма и гостеприимства выполняют ключевые функции, так как предлагают потребителям комплексный гостиничный сервис.

Согласно «Правилам предоставления гостиничных услуг» [4] к основным гостиничным услугам относятся проживание и питание. Оказание данных услуг является главной функцией гостиничного предприятия и регламентируется законодательными актами.

Оказание услуги питания в гостиничном предприятии подразумевает наличие на территории гостиницы предприятия общественного питания.

Кроме того гостиничные предприятия предоставляют широкий спектр дополнительных услуг. Дополнительные услуги не имеют законодательной регламентации, ограничены исключительно рамками легальности. Соответственно, перечень дополнительных гостиничных услуг неограничен и может включать в себя: бронирование и продажу авиа-, ж/д билетов, визовая поддержка, заказ такси, услуги прачечной и химчистки, организация экскурсий, заказ театральных билетов, парковка, услуги спа, салона красоты и т.д.

Индустрия гостеприимства – это не какая - либо конкретная сфера бизнеса или экономики, это более обширное понятие, охватывающее сферу обслуживания, ресторанную, туристско - экскурсионную деятельность. Индустрия гостеприимства важна для всей экономики страны целом, не отдельно для человека или владельца собственного предприятия.

Вклад индустрии гостеприимства мировую экономику составляет 11 – 12 % мирового валового национального продукта. Около 7 % всех инвестиций, 11 % мировых расходов, 5 % налоговых поступлений, также приблизительно 7 % от мирового экспорта приходятся на долю туристической отрасли (по данным ВТО). некоторых странах доходы от данной хозяйственной отрасли составляют четверть более всех поступлений государственный бюджет. качестве примера можно привести следующие государства: Франция, Италия, Швейцария, Испания, даже Венгрия Чехия от туризма получают от 15 % до 35 % валового национального продукта [17, с.39].

Индустрия гостеприимства положительно влияет на экономику регионов страны, так как расходы туристов представляют собой вклады в экономику принимающей территории. Кроме того, туристские услуги могут стать источником финансирования работ по охране историко-культурного наследия. Мировой опыт также свидетельствует о том, что въездной туризм в значительной степени зависит от цены визы и легкости (либо сложности) ее оформления.

Таким образом, гостиничная индустрия сегодня является важной составной частью сектора экономики, продуктом которого является гостиничная услуга, имеющая свою специфику. Гостиничные предприятия, оказывающие данный сервис, предоставляют не только услуги проживания и питания, но и широкий спектр дополнительных услуг. Исходя из этого, правомерно выделить гостиничную индустрию, как крупнейшую комплексную составляющую индустрии туризма и гостеприимства.

1.2. Классификация предприятий сферы гостеприимства

 

Сфера деятельности индустрии гостеприимства связана функционированием многочисленных предприятий разной направленности и специализации: гостиницы, рестораны, туристские агентства, музеи, транспортные компании, информационные центры и т.д., объединенных общей целью – удовлетворение любых запросов желаний потребителей.

Известная базовая классификация средств размещения Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО) в общей совокупности предприятий, оказывающих услуги по временному проживанию, выделила две основных группы: индивидуальные и коллективные средства размещения. Данная классификация использует два основных критерия – степень общности проживания, по которому выделяют индивидуальные и коллективные средства размещения, а также функциональное назначение средства размещения, определяющее виды предприятий.

Использование базовой классификации ЮНВТО позволяет, соответственно, выделить в индустрии гостеприимства сектор индивидуального и коллективного размещения, а также основные функциональные группы предприятий. Однако для того, чтобы охарактеризовать современное множество предприятий размещения такой классификации недостаточно. Для более глубоких исследований рынка услуг коллективных средств размещения возникает потребность в более точной сегментации и структуризации, для проведения которых были разработаны ряд подходов, отражающих специфические цели проведения исследований. В первую очередь, коллективные средства размещения дифференцируются по уровню качества, который выступает их интегральной характеристикой, определяя требования к площадям, обстановке и оборудованию и т.д. Показатели и характеристики качества выступают основой присуждения определенной категории и определяются каждой системой стандартизации.

В качестве основных сертификационных систем традиционно выделяют следующие:

- систему звезд (от 1 до 5), распространенную во Франции, в Австрии, Египте, Венгрии, Китае, в России и ряде других стран;

- систему корон, характерную для Великобритании;

- систему классов (туристский класс, стандартный; комфортный; первый; люкс), используемую в Германии;

- систему букв (А, Б, С, de Luxe), применяемую в Греции;

- систему алмазов (от 1 до 5), распространенную в США[8];

- систему разрядов/категорий, которая выделяет, как правило, бюджетные гостиницы, гостиницы туристского класса, среднего, первого, а также гостиницы высшей категории; либо категории (от 1 до 4), эта система существует, например, в Италии, Испании и других странах.

Как правило, эти системы разработаны либо национальными органами управления, либо гостиничными объединениями. Они могут быть обязательными или добровольными. Гостиница или аналогичное средство размещения, не подтвердившее определенный уровень обслуживания в официальном порядке, будет сталкиваться с многочисленными трудностями работы на рынке, в частности, при сотрудничестве с туроператорами.

В классификации гостиниц по качеству в России действует система звезд в добровольной форме, закрепленная приказом Федерального агентства по туризму РФ в 2015 году «Об утверждении. системы классификации гостиниц и других средств размещения. Согласно данного документа, под средством размещения понимаются помещения, имеющие не менее 5 номеров и используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для временного проживания туристов.

Далее в таблице 1 представим ряд критериев, позволяющих сформировать однородные группы гостиниц и аналогичных средств размещения.

Таблица 1

Наиболее общие критерии, используемые при сегментации и структуризации гостиниц и аналогичных средств размещения [5]

Критерии Объект оценки Формируемые группы
Качество и комфорт Состояние здания, структура номерного фонда, их характеристики; предприятия питания, подъездные пути, территория; информационное и техническое обеспечение; дополнительные услуги Выделение предприятий, предоставляющих различный уровень сервиса, составляющих высший, средний и низший классы размещения
Номерной фонд Число мест, которое может быть предложено клиентам одновременно Выделение предприятий малой, средней и большой вместимости
Функциональное назначение Специфика сервиса, назначение дополнительных и сопутствующих услуг Выделение групп транзитных гостиниц, целевых гостиниц, гостиниц для отдыха
Месторасположение Зона расположения, расположение номеров и вид из номеров Выделение гостиниц различной транспортной доступности и внутренней инфраструктуры
Сезонность Возможность всесезонного предоставления услуг Выделение групп сезонных и круглогодичных гостиниц
Обеспеченность гостей питанием График и организация питания гостей Определение основных форматов питания «Все включено», полный пансион, полупансион, только завтрак
Масштаб деятельности Принадлежность к различной категории предпринимательства Выделение субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства

 

В представленных выше определениях нередко объединяются предприятия указанных сегментов. Так, зачастую, к категории бюджетного размещения относят гостиницы и аналогичные средства размещения среднего и низшего сегмента, а в эконом-класс размещения нередко включают некоторые отели 4 звезды.

Таким образом, развитие современной индустрии гостеприимства делает такую сегментацию недостаточной, требуя уточнения и детализации. Становится целесообразной сегментировать данные виды на более однородные группы.

В классификации использованы два признака – уровень комфорта и сервиса (для выделения категорий 1–4) и функционального назначения (для категорий 5–8). Однако как показывает практика, отели-спа, апарт-отели и мотели на автостраде могут относиться к разным категориям качества и сервиса, тогда как бутик-отели, как правило, принадлежат к категориям полносервисных 4–5 звездных отелей и фешенебельных отелей. Здесь использовано деление гостиниц по степени полноты обслуживания, что позволяет выделить полносервисные отели и гостиницы с сокращенным сервисом. Очевидно, что полносервисные гостиницы по объективным организационным и экономическим причинам не могут предоставлять бюджетное размещение[5,с.60].

В свою очередь, примечательно, что категорию отели сокращенного сервиса, разработчики также разделили на три страты – гостиницы 4 звезды с сокращенным сервисом, экономичные трехзвездные и бюджетные гостиницы, а также аналогичные средства размещения. Однако, видно, что разработчики ориентировались преимущественно на первую категорию коллективных средств размещения базовой классификации ЮНВТО. Она не учитывает специализированные и прочие коллективные средства размещения, например, пансионаты, хостелы, турбазы и т.д., которые также как гостиницы могут быть различного уровня качества.

Рассмотренные классификации показывают поступательное и динамичное развитие многообразия коллективных средств размещения гостиничного хозяйства, преимущественно в среднем и низшем сегментах.

Таким образом, гостеприимство – это одно из понятий цивилизации, которое благодаря прогрессу и времени превратилось в мощную индустрию, обеспечивающую миллионы рабочих мест для профессионалов и создающую благоприятные условия для отдыха туристов. Индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности людей – туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, организацию выставок и проведение различных научных конференций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: