Особенности празднования Пасхи в Поветлужье

Номинация: «Культура России (моего края)»

СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ:

«ИЗ ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ ПОВЕТЛУЖЬЯ».

Выполнила:

Бараненкова Мария.

Руководитель:

Александрова Татьяна Борисовна.

 

 

Ветлужский район,

2017 год.

Особенности празднования Пасхи в Поветлужье.

Празднование Пасхи или Светлого Христова Воскрешения занимает особое место среди христианских праздников. Подготовка к празднику начиналась с Великого поста. Большинство женщин, а следом за ними и другие члены семьи начинали говеть. Пост был полезен для здоровья в виду перевода питания на растительную, более витаминную пищу, тем более, что в этот период времени не было сельскохозяйственных работ у крестьян. Ханжество, притворный пост и притворная религиозность были исключены. В.И. Белов пишет: «Несомненно, многие мужчины и женщины говели искренне. В последний день масляной недели убирали подальше все скоромное. Детям разрешалось доедать остатки мясной и молочной еды. Топили баню. Остепенившись физически и духовно, встречали чистый понедельник. Молодежь прекращала на какое - время гулянья и песни». [1, c.141 ]. С началом Великого поста в Поветлужье был введен обычай, исполнявшийся мужчинами и женщинами: перед исповедью припоминали каждого человека, кого тайно или явно обидели в предыдущем году, с кем ругались или повздорили. Идя на исповедь, прихожане по очереди обращались ко всем домашним с искренней просьбой простить ради Христа. Тот, к кому обращались, прощал с чувством раскаяния. Затем прихожане просили прощения у своих соседей и земляков. На традиционное «Прости меня, грешного!- надо было ответить: «Бог простит». При этом, если грех был значительным, кланялись в ноги или вставали на колени, что облегчало примирение. После исповеди в церкви наступало моральное облегчение. Причащение в церкви, когда дают с ложечки святые дары, - самая торжественная часть этого обряда. Так начинался самый длинный, семинедельный великий пост - время от масленицы до Светлого воскресенья. В.И. Белов рассказывает о замечательной традиции, связанной с Великим постом: «На переломе поста, на середокрестной неделе, в четверг пекут из теста обыденные кресты. В один из них запекают настоящий бронзовый крестик. Тот, кому попадется лакомство с настоящим крестиком, весною будет бросать первую горсть семян. Конечно, ребенок, если крестик достался ему, с нетерпением дожидается сева, и взрослые никогда не забывают про этот обычай». [ 1, c.141 ] За неделю до Пасхи, в Вербное воскресенье, прихожане освещали в церкви пучки вербы и украшали ими божницу каждой избы. Пучками вербы крестьяне погоняли скотину при первом выходе из хлева на улицу.

Светлое Христово воскресенье - самый радостный и торжественный религиозный праздник в Поветлужье. В ночь на Пасху проводилось торжественное богослужение с крестным ходом. По утру люди разговлялись, христосовались и обменивались крашеными яйцами. В.И. Белов описывает торжественный обычай, связанный с празднованием Пасхи: «Всю последующую неделю священнослужители ходили по домам. По этому случаю в избе развешивали платы (полотенца), стелили на стол специальную скатерть и запасали деревянные чаши с житом. В эти чаши прямо в зерно втыкались иконы. На скатерть клали по одному пирогу и одному караваю». [1, c.143 ] Владелец имения в Поветлужье граф Н.С. Толстой, характеризуя быт и верования народов Ветлужского края, рассказывает об обычаях, относящихся в празднику Пасхи: «По приезду в лесную деревеньку я заехал послушать рассказ знаменитого медвежьего охотника, удрученного старостью, который рассказал об умилительном обычае выходить на угор за деревней при наступлении Светлого дня Христова Воскресения. Все население деревни под светлый праздник ждут наступления полночного часа, слушают звон церковных колоколов. Под звон этих колоколов и стар и млад христосуются. Хотя я усомнился, что через дремучие леса можно было слышать звон, но разуверять старца не нашел приличным. Старые охотники уверяли меня, что по натуральным просекам эхо предается на огромное пространство, и при попутном ветре и прямом направлении гул колокола долетает до их деревни». [2, c. 96]

Обязательным элементом праздника Пасхи было угощение и подготовка праздничного стола. В Поветлужье на Пасху пекли пироги на молоке с использованием яиц. Кулич пекли в виде каравая с изображением сверху креста из сдобного теста, приготовленного на сметане. Основным видом угощения в Ветлуге был рыбный пирог. Рыбу резали кусочками и жарили в масле, иногда пересыпали рисом. Кроме того, пекли пироги – наливыши с картошкой и творогом.

По воспоминаниям Л.Н. Успенского, «в Пасху церковный притч города Ветлуги обходил со «славой» дома своих прихожан. В квартире служили короткий молебен с действиями и пением соответственно празднику. Было также традицией приходить с праздничными поздравлениями почти всем категориям более низких служащих: сторожа разных учреждений, полиция, трубочисты, разные «нищие». Лица высших категорий службы или сами делали короткий визит или оставляли свои визитные карточки». [ 6, c. 79] Кроме того, Л.Н. Успенский отмечает, что «в пасхальные дни целую неделю можно было влезть на колокольни церквей и звонить во все колокола».

Такова была традиция, потoму что ветлужане встречали этот праздник весело и с хорошим настроением». [6, c. 80] Пасха была важнейшим религиозным праздником в Поветлужье, основное предназначение которого заключалось в нравственном очищении и самосовершенствовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: