Празднование Масленицы в г. Ветлуге

Масленица предшествовала великопостным неделям. Период обязательных сельскохозяйственных работ еще не начался, поэтому Масленица характеризовалась неудержимым буйством и весельем. Масленица характеризовалась обильной едой, и ее обязательным условием была поездка к родным жены на блины. Катание на лошадях и санках, сжигание чучела масленицы - это необходимый ритуал праздника.

Воспоминания Алиповой Валентины Афанасьевны о праздновании Масленицы в г. Ветлуге:

«На центральной Костромской улице устанавливали карусель. Ветлужане приходили на площадь в день праздника нарядные и степенные. Молодежь и дети ели семечки и орехи. Из ближайших деревень приезжали лошади. На облучке сидел нарядный кучер, подпоясанный красным кушаком, а на концах кушака были кисти. В гривах лошадей вплетали алые ленты. На дугах звенели колокольчики. В народе говорили: «Бубенчики звенят, простодушную рассказывают быль». В городе у купцов и самостоятельных хозяев имелись лошади. Они тоже в Масленицу выезжали на площадь и старались перещеголять друг друга лошадиной сбруей, кошевками, санями, которые были украшены ковриками. Кони у всех были красивые, упитанные, а их гривы и дуги были украшены лентами, бубенцами и колокольчиками. Молодая парочка садилась в кошевку, одетая нарядно: на голове - цветной платок с кистями, плюшевая жакетка. Парочка - веселая, улыбается. Лошади из деревень катали всех желающих, особенно детвору за деньги. Кучер брал с человека пять копеек за проезд на расстояние один квартал улицы. На площади была сделана деревянная гора и катались на санках. Был залит также каток, где катались на коньках, ледянке и салазках с сидением и со спинкой. Очень весело было детям. Накануне Масленицы рыбаки продавали свежемороженую рыбу, пойманную в реке Ветлуге. Рыбы продавали много, и у каждого рыбака на салазках лежала своя рыба: сазан, язь, лещ, подлещик, щука, карась, стерлядь, судак и даже сом, который в жареном виде очень вкусный. Хозяйки покупали рыбу на всю неделю Масленицы. Хозяйки пекли пироги - рыбники, пироги с мясом, с яйцами, сладкие пироги с брусникой, лепешки. Приходили в гости родственники, родители ходили в гости к детям, но малышей в гости не брали. Ни пьяных, ни скандалов в городе в Масленицу не было. Когда ходили в гости в Масленицу, пели старинные песни. В чистый понедельник ветлужане брали свои салазки и шли на горку Ключик провожать Масленицу. На горке собирались все ветлужане, но особенно много было молодежи и детворы. Было много смеха и веселья. Молодежь делала чучело из соломы, которое жгли на костре. Вот так весело провожали ветлужане Масленицу. В чистый понедельник топили баню и ели горькую редьку. Хозяйки прибирали комнаты, чтобы встретить чистыми Великий пост, который продолжался семь недель. В пост детям не давали ничего скоромного и молочного. Питались вегетарианской пищей: в основном, постным супом с подсолнечным маслом. Постное масло вырабатывали сами из льняного семени. Хлеб пекли сами из муки, которую покупали на рынке у крестьян. Питались картофелем, овсяным киселем, гороховым киселем, квасом с вяленым судаком. Еда была очень вкусная и сытная». Масленица - это праздник, который сохранил некоторые языческие традиции (сжигание чучела уходящей зимы), но в то же время его религиозное значение заключается в подготовке к Великому посту.

Престольные праздники отмечали в каждой ветлужской деревне. Накануне ходили в церковь, дома мыли полы и потолки, варили пиво, пекли пороги и разливали студень. В день престольного праздника навещали родных и близких. Пиво - главный напиток престольного праздника. В период застолья вели разговоры, плясали и пели песни. Праздничный ужин включал студень с квасом и овсяный кисель с суслом. На другой день шли в гости к другим родственникам, но никогда в ветлужской деревне престольный праздник не превращался в пьянство. Н.Н. Оглобин отмечает, что «помимо церковных общих праздников, каждая деревня на Ветлуге имеет частный праздник. Эти праздники начинаются обедней, после которой в деревню –именинницу направляется крестный ход, а затем наступает главная суть торжества - пиры, продолжающиеся по три дня и более, с наездами родных и гостей, коих полагается напоить и накормить до отвалу». [3, c. 76 ] Христианские праздники были посвящены веселым событиям в жизни крестьян, и все они составляли основу их жизни и уклада.

 

Список литературы:

1. В.И. Белов «Повседневная жизнь русского Севера. Очерки о быте и народном искусстве крестьян Вологодской, Архангельской и Кировской областей», Москва, 2000 год.

2. Н.С. Толстой «Заволжские очерки», Нижний Новгород, 2013год.

3. Н.И. Оглобин «Речные проселки», Нижний Новгород, 2010 год.

4. «Ветлужская сторона», Кострома,1995 год.

5. «История Ветлужского края», выпуск № 1, 2002г.

6. «История Ветлужского края», выпуск № 2, 2010г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: