Традиции празднования Троицы в Ветлужском уезде

Троица - самый веселый праздник, который является наполовину весенним, наполовину- летним. До Троицы не разрешалось ломать березу на веники, но в день праздникаулицы в ветлужских деревнях украшались целыми рядами срубленных берез, которые стояли у домов по нескольку дней. Как и любой другой христианский праздник, Троица начиналась с большого богослужения, окончание которого ознаменовывалось колокольным звоном по всей округе. Д.П. Дементьев отмечает, что «малиновым звоном славилась церковь в Рождественском, Звоны ее были особенно слышны, а главы ее были видны с Глиновской горы. Сюда постоянно ходили на богомолье. Царские врата открывались на праздник, и была видна удивительная резьба алтаря». [ 4, c. 64]

Подготовка пива на Троицу было любимым занятием крестьян Ветлужского уезда с давних пор. По сведениям Д.П. Дементьева, «варили пиво сообща в больших котлах особенным способом. Пиво делалось такое крепкое, что пьянели от него, как от вина». [4, c. 70] Пиво изготовлялось по количеству солода: три части ржи моченой и пареной, а четвертая часть овса смешивалась и мололись на мельнице вместе. Такое смешанное жито называлось солодом, который смешивался с кипяченой водой, и получалось сусло. Д.П. Дементьев пишет: «Первое сусло считают обязательным унести в церковь, где над ним просят священника прочитать соответствующую молитву, и окропить его святой водой, чтобы Бог дал изобилие на полях в хлебе». [4, c.71] К традициям празднования Троицы относится застолье, организованное для всей деревни. Д.П. Дементьев пишет: «В Троицу было очень развито мирское угощение близ церквей. Угощение приносили заблаговременно. За несколько дней до праздника через бурмистра или старосту извещали, сколько крестьяне желают принести солода для мирского пива. После изготовления ставили его в бочках и чанах под церковью или часовней. Пива изготовляли до 500 ведер и более. После богослужения и освящения мирского пива начиналось угощение на месте, называемом «круг». Сюда каждая женщина приносила порогов в хлебнице или в коробке, начиналось угощение друг друга мирским пивом. Просиживали долго, пока не выпивали все наваренное пиво и не съедали все пироги и ватрушки». [4, c. 72]

По воспоминаниям местного краеведа Л.Н. Успенского, «в Троицу очень многие ветлужане посещали в церкви обедню. Наш сосед сапожник Лебедев Р.В. отправлялся в собор, так как он пел в церковном хоре. В хоре участвовало много ветлужан обоего пола. Пели всегда хорошо. Очень многие ветлужане, пользуясь в праздник хорошей погодой, одевшись по- праздничному, отправлялись гулять «к Сидорычу на мельницу» семьями с корзинками и посудой, чтобы устроить там семейный пикник и получить немало удовольствия». [ 6, c. 77]

Л.Н. Успенский пишет: «Весело и трезво проводили ветлужане Троицын день. На церковную службу собиралось много народу и из соседних деревень.

Вокруг города совершался крестный ход. В этот день обычно был очень большой базар, на который крестьяне привозили множество свежего хлеба и всего другого. Духовенство обслуживало три больших церковных прихода. Их служба и церковные обязанности всем хорошо известны. Я, хотя не чувствовал в себе настоящей фанатической религиозности, часто ходил в церковь. Любил послушать хоровое пение, посмотреть на народ. Тем более, что хор пел хорошо и часто исполнял «нотные номера». Особенно я любил церковный колокольный звон, лучший в Троицкой церкви, где были искусные звонари. Мне запомнился также праздник в честь иконы Казанской Божьей Матери, который проводился в память о большом ветлужском пожаре 1890 года. Была традиция: вечером на углах улиц владельцы домов устанавливали столы с хлебом - солью. Священники обходили город, и у столиков служили коротенький молебен, переходя от одного столика к другому. Наш хозяин Овчинников П.И. обычно приезжал в город и устраивал молебен во дворе». [6, c. 79] Л.Н. Успенский отмечает также, что «черемисы, исключительно женщины, в своих типичных костюмах приходили в Ветлугу в летний праздник Троицы всегда небольшими группами затем, чтобы помолиться и поклониться спасителю при кладбищенской церкви. Они обычно недолго были в городе. Как незаметно приходили, так же незаметно и уходили. Приходили они из заречных волостей, со стороны села Холкино и Хмелевиц». [6, c.81] В целом, празднование Троицы в Поветлужье проводилось в соответствии с церковными правилами, но наблюдались некоторые особенности, ставшие впоследствии традициями.

Важным религиозным праздником в Поветлужье является День святых Петра и Павла, отмечаемый в июле. Празднику предшествовал продолжительный пост. Для крестьян этот период времени был тяжелым, так как наступила пора сенокоса. По воспоминаниям В.И. Белова «успевали жать, молотить, сеять, косить и пиво варить. Молодежь еще успевала погулять в светлые ночи Тихвинской, Петрова и Иванова дня.

В заговенье перед Петровым постом у взрослых и холостяков существовал обычай катать куриные яйца с наклонных лотков. Некоторые везучие выигрывали по нескольку десятков яиц. Женщины много стряпали и разносили пироги. При этом, пирог предназначался псаломщику, а каравай - попу». [ 1, c.144 ]

Летом отмечали также праздник Спаса. Яблоки не разрешали есть до Спаса – Маковея, до освещения их в церкви, куда носили светить и другие выращенные плоды. В медовый Спас освещали вновь собранный мед. В хлебный Спас освещали хлеб нового урожая.

Ильин день - последний летний праздник, когда дни становятся длиннее, а ночи - короче. В эти праздники принято было посещать родственников, иногда из других деревень. В.И. Белов, изучая традиции проведения религиозных праздников, отмечает, что «общедеревенский праздник даже в самой бедной избе отмечался с той же старательностью, что и в других домах. Самые бедные также звали к себе гостей. Богатый гость у бедных родственников должен был вести себя так же, как у зажиточных, на поведении человека в подобных условиях проверялись его душевные и сердечные свойства». [1, c.144 ]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: