Спонсоры Собственные средства ДОУ Централизованные средства
Сумма, % 0 20 40 60 80 J 00 4
Рис. 6 J
' if
Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живет. Работа по соверй шенствованию развивающей среды в ДОУ проводится в соответствии с перспективным планом развития по всем возрастным группам. Важев анализ построения развивающей среды в группах детского сада. Цель» его является изучение особенностей организации предметно-пространен венной среды как в группах раннего, так и дошкольного возраста, обее^ печивающий психологический комфорт ребенку и воспитателю, и, как следствие, установление соответствия предметно-пространственной среды принципам построения развивающей среды, соответствия его интересам ребенка и его психологическому здоровью (приложение 5).
В детском саду необходимо создавать такие условия для пребывания
детей, которые опирались бы на личностно-ориентированную модель
воспитания, т.е. взаимодействие между взрослым и ребенком, где вс*
придерживается положения «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель -*•
содействовать становлению ребенка как личности, взрослый должей
обеспечить чувство психологической защищенности ребенка, его доверй^
к миру, формирования начал личности (базам личностной культуры)!
развитие индивидуальности. Щ
Исключительное значение в воспитательном процессе придаете»
игре, позволяющей ребенку проявлять собственную активность, наибов
лее полно реализовать себя. Игра осваивается на свободном сотрудничав
стве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится оснош
ной формой детской жизни. Организация пространства должна предЛ
ставить возможность для многовариантных игр. Игровое пространств*
должно иметь свободно определяемые элементы — своеобразные np°J
странственные примененные в рамках игровой площади. Щ
Ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает ее, «перерастает» от
постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минутУ1|
следовательно, меняется для него и его окружение. Очень важно дать еМу возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее р соответствии со своими вкусами и настроениями. Для этого нужно пытаться в среде групповой комнаты заложить возможность ее изменения.
В цветовом и объемно-пространственном построении интерьера при сохранении общей смысловой целостности могут выделятся многофункциональные, легко трансформируемые формы. В группах — выдвижные кроватки-ящики, которые в собранном виде создадут цветовой акцент, однако во время сна детей в разложенном виде за счет постельного белья кроватки сделают «спальную зону» спокойно белой. Роль «мягкой комнаты» в группах могут выполнять мягкие пуфики, мягкие угловые диваны. Полную безопасность и своеобразный строительный материал обеспечат мягкие модули (кубы, параллелепипеды, плоские маты и т.п.). Они позволяют строить дома, пещеры, корабли, лабиринты.
Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу (физкультурой, рисованием, конструированием, дидактическими играми и прочим).
Благодаря гибкому зонированию и комплексированию удается решить эти задачи. Трансформация помещения тогда обеспечивается легкими раздвижными перегородками с целью создания разного эмоционального настроя («загадочность», «сказочность», «таинственность», «фантастичность» и т.д.). В групповой комнате меняется фон, интерьер игровой зоны (ниши), смещаются этажерки на роликах с атрибутами к сюжетно-ролевым играм. В детском саду имеются такие функциональные помещения, которыми пользуются дети: физкультурный зал, музыкальный, изостудия, кабинет татарского языка.
Очень важно создать детям такую эмоциональную среду, индивидуальную комфортность, где бы он был эмоционально благополучен. Реализовать это можно с помощью использования в детской группе определенных семейных традиций. Дети могут достраивать детали интерьера, °ни получают возможность его эстетического завершения в зависимости °т личных вкусов.
В групповой ячейке, в ее «семейной части* можно выделить место, ^е разместятся репродукции картин, фотографии, в том числе детей, их "Ратьев, сестер, родителей.
■S «G
}
1- |
В одной из зон групповой комнаты и в раздевальной может име»
место для икебаны или букета цветов, для домашних растений, располо»
женных на тумбе или в вазоне. *
Надо отметить, что стимулирующим «материалом» является и опре| деленная цветовая среда, смена конкретного цветового решение «Вялая», без контрастных акцентов цветовая гамма не стимулирует гщ тивность детей.
Заключение *
Стремление дошкольных учреждений дополнить перечень традицион* ных контрольных действий новыми побуждает руководителей ДОУ исполь зовать возможности диагностического подхода к оценке эффективности системы воспитания и образования. Сегодня требуется не только контроле за сформированностью навыков поведения, взаимоотношений и эстетических представлений у детей, за формированием первоначальных навыков в учебной деятельности (трудовой, игровой и прочих), но также активное раз; рабатывание средств, целенаправленно и систематически развивающие способности детей, воздействующих на психическую сферу ребенка.
Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Среди новых видов контрольных действий, реализующих содержание контроля, в дошкольном учреждении используются диагностика состояния воспитательной и образовательной подсистем ДОУ, ранняя диагностика и профилактика заболеваний детей (медицинские методы контроля за состог янием здоровья воспитанников), диагностические программы для определения уровня обученности детей в различных видах деятельности, разрабатываются и внедряются стандарты контроля (модель выпускника дошкольного учреждения, модели результатов воспитательно-образовательного процесса, планов функционирования и развития ДОУ и другие).
Для оценки продвижения ДОУ в своем развитии и оценки развития детей в нем анализируются следующие показатели деятельности.
1. Инновационная деятельность ДОУ: •/ обновление содержания воспитания и образования; -/ обновление педагогических технологий, методов и форм (методики
освоения программ, преобладание индивидуальных или групповых
форм организации познавательной деятельности над фронтальными)»
/ сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и оценкой коллег и детей как партнеров совместной деятельности.
2. Организация воспитательно-образовательного процесса:
/ сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей
воспитания, обучения и развития детей; / высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; / комфортная пространственная среда для всех участников целостного
педагогического процесса.
3. Эффективность воспитательно-образовательного процесса:
/ сравнение соответствия конечных результатов запланированным; / установление связей между факторами и условиями, препятствующими или способствующими оптимальному достижению запрограммированных результатов.
Развитие системы управления воспитательными и образовательными процессами в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется внутри с адов с кий контроль. Решение задач повышения эффективности контроля зависит от внедрения в практику новейших достижений в области управления. Среди таких новшеств — следующие подходы к организации контроля: v учет профессиональных возможностей педагогов; / потенциальных возможностей ДОУ; V спроса населения в видах образовательных услуг и т. п.; •/ ориентация на преобразования, совершенствование существующего положения, оказание научно-методической помощи и другие. Для осуществления новшеств необходимо разработать систему мер по оптимизации работы образовательного учреждения, повышению эффективности его деятельности по всем направлениям. Требуется объективно оцепить качество работы педагогического коллектива и создание условий Для повышения его профессионального мастерства, и лишь затем представляется возможным определение перспективы дальнейшего развития образовательного учреждения. Таким образом, при управлении процессами функционирования (а особенно развития) ДОУ главное место занимает контроль за результатами. Его задачами являются:
* констатация фактов;
* аналитическая оценка достигнутых результатов и соответствующие выводы для проведения работы по регулированию вослитательно-об-разователъного процесса;
* оценка участников процессов жизнедеятельности ДОУ и соответствующие выводы для коррекции поведения и деятельности коллектива;
■f формирование каналов прямой и обратной связи для информировав ния и стимулирования сотрудников ДОУ.
В процессе анализа предста&аяется необходимым вычленение факт<ь
ров и условий, положительно или отрицательно повлиявших на конеч*
ные результаты, для того чтобы вскрыть взаимозависимость между ко*
нечными результатами деятельности ДОУ, факторами и условиями щ
формирования.,,
Анализ и поиск решения проблемы повышения эффективности контрольно-аналитической деятельности руководителя ДОУ позволили себе собрать материал и конкретизировать его в виде модели анализа реаль» ного уровня организации процессов жизнедеятельности на примере ДОУ №231 Московского района г. Казани.
Исследование привело к следующим выводам: S в дошкольном учреждении должны быть разработаны и использованы стандарты, эталоны, критерии, нормы оценивания состояния разных подсистем дошкольного учреждения; */ должна быть определена сфера действия каждой из этих норм; v^ необходим сбор информации о степени соответствия объектов контроля разработанным нормам;
■/ требуется анализ выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления;
•J необходимы принятие соответствующих решений и проверка их исполнения;
•/ необходимы регулярное осуществление контроля и мотивация работников детского сада к улучшению результатов трудовой деятельности. Исследование позволило определить комплекс условий повышения эффективности контрольно-аналитической деятельности в дошкольном учреждении. Технология организации внутрисадовского контроля предполагает применение диагностического, программно-целевого, диагностико-программного подхода в решении проблемы. Применение диагностического подхода в организации внутрисадовского контроля означало изучение объекта (системы) на основе регистрации как качественных, так и количественных показателей. При изучении использовались как традиционные, так и объективные (строго формулированные) методы и методики. В литературе крайне мало освещен процесс педагогического наблк* дения и анализа работы воспитателя с детьми, не разработаны едина* терминология и технология этого процесса. Практика показывает, что в отработке этой технологии целесообразно применять различного род* схемы, вопросники, памятки, хронокарты, помогающие в сборе, фикса' нии наблюдений и анализируемой информации.
В работе применялся программно-целевой подход, который позволил точно, конкретно определить цели и задачи контроля, распределить средства изучения и анализа с помощью целевых программ.
Интеграция диагностического и программно-целевого подхода в анализе реального уровня организации процессов жизнедеятельности в ДОУ способствовала тому, что внутрисадовский контроль стал более рациональным и эффективным.
Можно надеяться, что, воспользовавшись анализом общих принципов организации и механизмов их реализации с иллюстрациями в виде приемов, схем, таблиц и графиков, руководители дошкольных образовательных учреждений смогут более эффективно провести анализ конкретного дошкольного учреждения, применив предложенную модель, осуществив выбор применительно к своим условиям и возможностям.