Источники финансирования

Спонсоры Собственные средства ДОУ Централизованные средства

Сумма, % 0 20 40 60 80 J 00 4

Рис. 6 J

' if

Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живет. Работа по соверй шенствованию развивающей среды в ДОУ проводится в соответствии с перспективным планом развития по всем возрастным группам. Важев анализ построения развивающей среды в группах детского сада. Цель» его является изучение особенностей организации предметно-пространен венной среды как в группах раннего, так и дошкольного возраста, обее^ печивающий психологический комфорт ребенку и воспитателю, и, как следствие, установление соответствия предметно-пространственной среды принципам построения развивающей среды, соответствия его ин­тересам ребенка и его психологическому здоровью (приложение 5).

В детском саду необходимо создавать такие условия для пребывания

детей, которые опирались бы на личностно-ориентированную модель

воспитания, т.е. взаимодействие между взрослым и ребенком, где вс*

придерживается положения «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель -*•

содействовать становлению ребенка как личности, взрослый должей

обеспечить чувство психологической защищенности ребенка, его доверй^

к миру, формирования начал личности (базам личностной культуры)!

развитие индивидуальности. Щ

Исключительное значение в воспитательном процессе придаете»

игре, позволяющей ребенку проявлять собственную активность, наибов

лее полно реализовать себя. Игра осваивается на свободном сотрудничав

стве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится оснош

ной формой детской жизни. Организация пространства должна предЛ

ставить возможность для многовариантных игр. Игровое пространств*

должно иметь свободно определяемые элементы — своеобразные np°J

странственные примененные в рамках игровой площади. Щ

Ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает ее, «перерастает» от

 

постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минутУ1|


следовательно, меняется для него и его окружение. Очень важно дать еМу возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее р соответствии со своими вкусами и настроениями. Для этого нужно пытаться в среде групповой комнаты заложить возможность ее изме­нения.

В цветовом и объемно-пространственном построении интерьера при сохранении общей смысловой целостности могут выделятся много­функциональные, легко трансформируемые формы. В группах — вы­движные кроватки-ящики, которые в собранном виде создадут цветовой акцент, однако во время сна детей в разложенном виде за счет по­стельного белья кроватки сделают «спальную зону» спокойно белой. Роль «мягкой комнаты» в группах могут выполнять мягкие пуфики, мягкие угловые диваны. Полную безопасность и своеобразный стро­ительный материал обеспечат мягкие модули (кубы, параллелепипеды, плоские маты и т.п.). Они позволяют строить дома, пещеры, корабли, лабиринты.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активно­сти. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и жела­ниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельно­сти, не мешая друг другу (физкультурой, рисованием, конструированием, дидактическими играми и прочим).

Благодаря гибкому зонированию и комплексированию удается ре­шить эти задачи. Трансформация помещения тогда обеспечивается лег­кими раздвижными перегородками с целью создания разного эмоцио­нального настроя («загадочность», «сказочность», «таинственность», «фантастичность» и т.д.). В групповой комнате меняется фон, интерьер игровой зоны (ниши), смещаются этажерки на роликах с атрибутами к сюжетно-ролевым играм. В детском саду имеются такие функциональ­ные помещения, которыми пользуются дети: физкультурный зал, музы­кальный, изостудия, кабинет татарского языка.

Очень важно создать детям такую эмоциональную среду, индивиду­альную комфортность, где бы он был эмоционально благополучен. Реа­лизовать это можно с помощью использования в детской группе опре­деленных семейных традиций. Дети могут достраивать детали интерьера, °ни получают возможность его эстетического завершения в зависимости °т личных вкусов.

В групповой ячейке, в ее «семейной части* можно выделить место, ^е разместятся репродукции картин, фотографии, в том числе детей, их "Ратьев, сестер, родителей.

 

■S «G


}


 
 

1-

В одной из зон групповой комнаты и в раздевальной может име»
место для икебаны или букета цветов, для домашних растений, располо»
женных на тумбе или в вазоне. *

Надо отметить, что стимулирующим «материалом» является и опре| деленная цветовая среда, смена конкретного цветового решение «Вялая», без контрастных акцентов цветовая гамма не стимулирует гщ тивность детей.

Заключение *

Стремление дошкольных учреждений дополнить перечень традицион* ных контрольных действий новыми побуждает руководителей ДОУ исполь зовать возможности диагностического подхода к оценке эффективности системы воспитания и образования. Сегодня требуется не только контроле за сформированностью навыков поведения, взаимоотношений и эстетиче­ских представлений у детей, за формированием первоначальных навыков в учебной деятельности (трудовой, игровой и прочих), но также активное раз; рабатывание средств, целенаправленно и систематически развивающие способности детей, воздействующих на психическую сферу ребенка.

Органической частью педагогической технологии являются диагнос­тические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструмента­рий измерения результатов деятельности.

Среди новых видов контрольных действий, реализующих содержание контроля, в дошкольном учреждении используются диагностика состояния воспитательной и образовательной подсистем ДОУ, ранняя диагностика и профилактика заболеваний детей (медицинские методы контроля за состог янием здоровья воспитанников), диагностические программы для опреде­ления уровня обученности детей в различных видах деятельности, разраба­тываются и внедряются стандарты контроля (модель выпускника дошколь­ного учреждения, модели результатов воспитательно-образовательного процесса, планов функционирования и развития ДОУ и другие).

Для оценки продвижения ДОУ в своем развитии и оценки развития детей в нем анализируются следующие показатели деятельности.

1. Инновационная деятельность ДОУ: •/ обновление содержания воспитания и образования; -/ обновление педагогических технологий, методов и форм (методики

освоения программ, преобладание индивидуальных или групповых

форм организации познавательной деятельности над фронтальными)»


/ сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и оценкой кол­лег и детей как партнеров совместной деятельности.

2. Организация воспитательно-образовательного процесса:

/ сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей

воспитания, обучения и развития детей; / высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; / комфортная пространственная среда для всех участников целостного

педагогического процесса.

3. Эффективность воспитательно-образовательного процесса:

/ сравнение соответствия конечных результатов запланированным; / установление связей между факторами и условиями, препятствующи­ми или способствующими оптимальному достижению запрограмми­рованных результатов.

Развитие системы управления воспитательными и образовательными процессами в значительной степени определяется тем, насколько эффек­тивно осуществляется внутри с адов с кий контроль. Решение задач по­вышения эффективности контроля зависит от внедрения в практику но­вейших достижений в области управления. Среди таких новшеств — сле­дующие подходы к организации контроля: v учет профессиональных возможностей педагогов; / потенциальных возможностей ДОУ; V спроса населения в видах образовательных услуг и т. п.; •/ ориентация на преобразования, совершенствование существующего положения, оказание научно-методической помощи и другие. Для осуществления новшеств необходимо разработать систему мер по оптимизации работы образовательного учреждения, повышению эффек­тивности его деятельности по всем направлениям. Требуется объективно оцепить качество работы педагогического коллектива и создание условий Для повышения его профессионального мастерства, и лишь затем пред­ставляется возможным определение перспективы дальнейшего развития образовательного учреждения. Таким образом, при управлении процес­сами функционирования (а особенно развития) ДОУ главное место за­нимает контроль за результатами. Его задачами являются:

* констатация фактов;

* аналитическая оценка достигнутых результатов и соответствующие выводы для проведения работы по регулированию вослитательно-об-разователъного процесса;

* оценка участников процессов жизнедеятельности ДОУ и соответствую­щие выводы для коррекции поведения и деятельности коллектива;


■f формирование каналов прямой и обратной связи для информировав ния и стимулирования сотрудников ДОУ.

В процессе анализа предста&аяется необходимым вычленение факт<ь
ров и условий, положительно или отрицательно повлиявших на конеч*
ные результаты, для того чтобы вскрыть взаимозависимость между ко*
нечными результатами деятельности ДОУ, факторами и условиями щ
формирования.,,

Анализ и поиск решения проблемы повышения эффективности кон­трольно-аналитической деятельности руководителя ДОУ позволили себе собрать материал и конкретизировать его в виде модели анализа реаль» ного уровня организации процессов жизнедеятельности на примере ДОУ №231 Московского района г. Казани.

Исследование привело к следующим выводам: S в дошкольном учреждении должны быть разработаны и использованы стандарты, эталоны, критерии, нормы оценивания состояния разных подсистем дошкольного учреждения; */ должна быть определена сфера действия каждой из этих норм; v^ необходим сбор информации о степени соответствия объектов конт­роля разработанным нормам;

■/ требуется анализ выявленных рассогласований и поиск путей их пре­одоления;

•J необходимы принятие соответствующих решений и проверка их ис­полнения;

•/ необходимы регулярное осуществление контроля и мотивация работ­ников детского сада к улучшению результатов трудовой деятельности. Исследование позволило определить комплекс условий повышения эффективности контрольно-аналитической деятельности в дошкольном учреждении. Технология организации внутрисадовского контроля предпо­лагает применение диагностического, программно-целевого, диагностико-программного подхода в решении проблемы. Применение диагностиче­ского подхода в организации внутрисадовского контроля означало изуче­ние объекта (системы) на основе регистрации как качественных, так и количественных показателей. При изучении использовались как традици­онные, так и объективные (строго формулированные) методы и методики. В литературе крайне мало освещен процесс педагогического наблк* дения и анализа работы воспитателя с детьми, не разработаны едина* терминология и технология этого процесса. Практика показывает, что в отработке этой технологии целесообразно применять различного род* схемы, вопросники, памятки, хронокарты, помогающие в сборе, фикса' нии наблюдений и анализируемой информации.


В работе применялся программно-целевой подход, который позволил точно, конкретно определить цели и задачи контроля, распределить сред­ства изучения и анализа с помощью целевых программ.

Интеграция диагностического и программно-целевого подхода в ана­лизе реального уровня организации процессов жизнедеятельности в ДОУ способствовала тому, что внутрисадовский контроль стал более рацио­нальным и эффективным.

Можно надеяться, что, воспользовавшись анализом общих принци­пов организации и механизмов их реализации с иллюстрациями в виде приемов, схем, таблиц и графиков, руководители дошкольных образова­тельных учреждений смогут более эффективно провести анализ конкрет­ного дошкольного учреждения, применив предложенную модель, осуще­ствив выбор применительно к своим условиям и возможностям.





 




 




 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: