1. Уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире.
2. Развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи, способности к творческому высказыванию, умению строить связный письменный рассказ, развитие текстовой деятельности учащихся.
3. Формирование у детей направленности на звуковую строну речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению.
4. Совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка: развитие способности у ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки двух основных групп русского языка - гласных и согласных.
5. Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка.
|
|
6. Пролонгирование логопедического сопровождения на второй ступени обучения по коррекции дизорфографии.
Логопедическая служба оказывает содействие в успешной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ (ЗПР) в данном образовательном учреждении, в современном обществе, качественно помогает детям в освоении АОП НОО.
Характерными особенностями коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ (ЗПР) является обязательное систематическое и многократное повторение, которое обусловлено особенностями процессов памяти таких детей и направлено на отработку и воспроизведение полученных представлений и на более прочное усвоение знаний.
Основными темами логопедической коррекции, которые требуют тщательной отработки и многократного повторения, являются такие:
· «Речь»
· «Слово»
· «Предложение»
· «Звук»
· «Звуки речи»
· «Гласные и согласные»
· «Звонкие и глухие»
· «Твердые и мягкие»
· «Слоговой состав слова».
Данные темы являются фундаментом в совершенствовании фонетической системы языка.
Коррекционно-развивающее направление в МАОУ СОШ № 7 им.Героя России А.Р.Курбангалеева представлено программой коррекционно-логопедических занятий «Коррекция устной и письменной речи обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (ЗПР)».
Данная программаразработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4 классы) по русскому языку.
|
|
Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от особенностей усвоения программного материала обучающимися младших классов с ОВЗ (ЗПР).
Программа рассчитана на весь период обучения ребенка с ОВЗ (ЗПР) на ступени начального общего образования и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
1. Усвоение языковой системы языка детьми с ОВЗ (ЗПР) должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.
2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.
3. Взаимосвязь речи и моторики.
4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.
5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.
Адресат: Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (ЗПР) МАОУ СОШ № 7 им.Героя России А.Р.Курбангалеева.
Условия набора: обучающиеся, имеющие статус «ребенок с ОВЗ» и коллегиальное заключение ПМПК.
Срок реализации: 4 года.
Формы и режим занятий:
Занятия проходят с 15 сентября по 15 мая (30 учебных недель, в 1 классе – 29 учебных недель).
1 обучения (1 класс): 58 занятий, 2 раз в неделю
2-4 год обучения (2-4 класс): 60 занятий, 2 раз в неделю
Форма организации деятельности детей на занятии:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Условия формирования групп: одновозрастные
Количество детей в группе: 2-5 человек.
Продолжительность занятий:
Групповых, подгрупповых – 30 минут; индивидуальных – 20 минут.
Планируемые результаты
Планируемые результаты уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки этих результатов. В соответствии с требованиями к результатам ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выделены три группы планируемых результатов:
§ личностные, включающие овладение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление их социальных отношений в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию;
§ метапредметные, включающие освоенные обучающимися с ограниченными возможностями здоровья универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности;
§ предметные, включающие овладение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья содержанием каждой предметной и коррекционно-развивающей области и характеризующие их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с ограниченными возможностями здоровья содержанием каждой предметной области, характеризуют опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.
Предметные результаты овладения содержанием коррекционно-развивающей области обеспечивают обучающимся с ограниченными возможностями здоровья эффективное освоение адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования (АОП НОО), коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию.
|
|
Способы определения результативности:
· тестирование в начале и конце учебного года.
Формы подведения итогов:
· Сравнительный анализ распространенности орфографических ошибок (определение коэффициента успешности выполнения заданий).
В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы. С родителями через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.
Отслеживание динамики и эффективности логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ (ЗПР) осуществляется через школьное ПМПк.
Учебно-тематический план. Первый год обучения (1 класс)
№ | Раздел | Количество занятий |
1. | Диагностика. Тестирование. | |
2. | Предложение. | |
3. | Слово. | |
4. | Слоговой анализ и синтез слов. | |
5. | Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов. | |
6. | Ударение. | |
7. | Гласные и согласные звуки. | |
8. | Звонкие и глухие согласные звуки. | |
9. | Сонорные согласные звуки. | |
10. | Развитие связной речи. | |
11. | Диагностика. Тестирование. | |
Всего: 58 занятий |