Межотраслевая (функциональная) структура региона (муниципалитета)

Межотраслевая структура – это совокупность взаимообусловленных групп отраслей, сформировавшихся в процессе интеграции под влиянием углубления общественного разделения труда, кооперирования, концентрации, а также создания межотраслевых комплексов.

Для современной структуры народного хозяйства России характерной чертой является наличие следующих межотраслевых комплексов: топливно-энергетического; металлургического; машиностроительного; химико-лесного; строительного; агропромышленного; транспортного; социального.

Важной составной частью народного хозяйства является инфраструктура – совокупность различных материальных средств, необходимых главным образом для осуществления производственных и социально-бытовых связей. В зависимости от выполняемых функций обособляются производственная и социальная инфраструктура.

Кроме того, выделяются: институциональная инфраструктура, обеспечивающая процесс управления (административно-хозяйственные, финансовые и другие учреждения и организации); информационная инфраструктура (новые взаимодействующие системы связи, телевидения, вычислительной техники и информатики, другие системы коммуникаций). Внутренняя связанность экономического пространства претерпевает изменения под воздействием процессов интеграции и дезинтеграции.

Интеграция – процесс увеличения тесноты связей между географическими образованиями, часто сопровождающийся возрастанием общего числа признаков. Обр Обратным процессом является дезинтеграция,которая ведет к ослаблению связей вплоть до полной изоляции образований.

В результате интеграции технологически взаимосвязанных отраслей формируются межотраслевые комплексы, образуя межотраслевую структуру экономики страны.

 

 

55. Лидерство и лояльность персонала в государственных организациях. Особенности лидерства в государственном секторе.

Лидерство - неотъемлемая часть эффективного руководства. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «руководитель», «глава», «командир», «вождь», «ведущий». Это понятие нельзя охарактеризовать однозначно, и именно поэтому существуют различные подходы к пониманию лидерства. Ж. Блондель считал, что лидерство - это власть, которая осуществляется одним или несколькими индивидами. Если опираться на структурно-функциональный подход, то его сторонник Л. Даунтон под лидерством понимал «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов». Кроме того, лидерство отожествляют с неформальным влиянием. Важно отметить, что лидерство отличается от руководства, которое подразумевает строгую и формализованную систему взаимоотношений. В свою очередь, лидер выступает образцом поведения и символом общества.

Лидерство - это навык направлять общность к целенаправленным действиям, которые она не в состоянии выполнить самостоятельно, т.е. это навык двигать группу за собой. Везде, где есть власть и некоторая кооперация людей, имеет место быть и лидерство. К важными чертам, которыми должен обладать лидер, можно отнести: умение идти на контакт, ловкость в принятии решений, способность видеть ситуацию в общих чертах и др.

К основным функциям лидера в первую очередь относится то, что именно лидер выдвигает образец поведения группы (ответственность, высокая производительность, доброжелательность, взаимопонимание). Лидер также может проявлять отрицательные формы поведения, к примеру, обособленность или агрессивность. Кроме того, лидер мотивирует каждого сотрудника, используя цели, нормы и традиции организации, тем самым призывает их равняться на образец поведения.

Чтобы достичь целей любой социально-экономической системы, необходимы руководители, которые будут обладать качествами лидеров, а именно: способностью объединить людей для решения проблем, основываясь на их жизненных ориентациях. Стоит отметить, что лидерство в государственном секторе имеет свои особенности. Во-первых, лидерство в публичном секторе связано с тем, как происходит набор квалифицированных кадров руководящего звена. Данная задача в настоящее время решается с помощью федеральной программы «Развитие государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы)» и плана мероприятий по развитию государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы), Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2014 года.

Помимо этого, в государственном секторе лидер осознанно занимается процессом управления, в то же время, выполняя указания и приказы вышестоящего руководства. Лидеры сотрудничают как с членами группы, так и с руководителями, эмоционально влияют на коллектив и координируют действия.

Официальный статус лидера может не выделять его из толпы, однако дает ему особенные полномочия, появляется дополнительная уверенность в себе, а также широкие возможности в плане общественных коммуникаций (взаимодействовать с представителями других организаций, с вышестоящим руководством и с другими руководителями). Следовательно, формальный статус не только увеличивает, но и расширяет возможности влияния лидера на успех организации.

Ситуация с неформальным лидером обстоит иначе. Он должен самостоятельно приспосабливаться к нормам, которые существуют в группе, а также вносить в них что-то новое. Лидер-руководитель ограничен в такой инициативе, т.к. степень свободы поступков лидера зависит от формального статуса. Государственные служащие находятся в подчинении вышестоящего руководства, они обязаны исполнять его указания, соблюдать субординационные и уставные отношения. В этой иерархии сотрудники отличаются по степени включенности в решение служебных задач, которые диктуют сверху.

В общем понимании лояльность - это уважительное корректное, благожелательное отношение к чему-либо или кому-либо, выполнение определенных правил и норм даже при наличии несогласия с ними. Относительно персонала организации лояльность представляет собой качественную характеристику, определяющую приверженность сотрудников организации, одобрение ее целей, средств и способов их достижения, открытость трудовых мотивов для организации.

 

Лояльность персонала - важный критерий кадровой стабильности организации. Это не только удовлетворенность системой оплаты труда, но еще и одобрение целей компании, стиля менеджмента, корпоративной культуры.

В государственном секторе отношения внутри коллектива показывают неравные статусы людей в группах. Их позиции неравны с двух сторон: формальной (звание, занимаемая должность) и неформальная (популярность, авторитетность и признание среди членов группы).

Принцип иерархичности, заложенный в основе управления в государственном секторе, дает возможность выстроить вертикальную систему лидерства. Таким образом, лидер на профессиональном и эмоциональном уровне включен в процесс решения служебных задач, и его деятельность направлена на результат работы коллектива. К тому же, важным аспектом выступает профессиональная включенность лидера в процесс принятия решений и в информационный процесс.

Осуществление управленческих функций лидера-руководителя в публичном секторе связано с особенностями профессиональной деятельности и с отличительными чертами построения данных структур. К ним можно отнести: административно-командная система управления с жесткими формами подчинения, исполнение сотрудниками указаний и приказов вышестоящего руководства, совершенствование деятельности и соблюдение субординации, особые условия труда и повышенная ответственность за результаты работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: