Проектная и операционная деятельность Операционная деятельность – циклически повторяемая и не имеет явного срока окончания. Пример – серийное производство тракторов конкретной модели, производство остановят, когда модель устареет или исчезнет спрос на неё. В то же время существует вид деятельности, где строго определены даты начала и окончания, действия участников скоординированы и определён ожидаемый результат. Такая деятельность называется проектной. Хотя проектное управление - одно из современных направлений менедж- мента, проекты существовали довольно давно. Некоторые результаты этих проектов существуют до сих пор.
Например, великая пирамида Хеопса. Пример. В 2612 году до н.э. Умер фараон Хеопс. Он был похоронен в пирамиде, строительство которой длилось 20 лет и для строительства потребовалось 7 млн. человеко-часов. Пирамида состоит из 2 млн. каменных блоков, средним весом 2,5 тонны. Высота пирамиды 146 м, длина стороны квадратного основания 230 м. 43 века это было самое высокое искусственное сооружение на планете. Даже по современным меркам – это грандиозный проект. До нас дошли и другие результаты 5 проектов древности и средневековья – это Колизей, Стоунхендж, Великая стена. Однако реализация таких проектов было весьма редким явлением.
|
|
Функциональное управление В эпоху промышленной революции и индустриальной экономики сформировалась практика функционального управления. Функциональное управление - это управление по отдельным функциям (финансами, снабжением, сбытом, кадрами, проектно-конструкторскими и технологическими разработками, делопроизводством, внешними экономическими связями и др.), при котором высшее звено руководит всеми или частью низовых, но только в пределах одной функции. Необходимость в проектах возникала нечасто, а для операционной деятельности (циклически повторяющейся) функциональное управление подходило как нельзя лучше.
Проектное управление Инновационной экономике, пришедшей на смену индустриальной, характерны непрерывные изменения в продукции, технологии, поставках. В условиях функционального управления, когда у каждого подразделения свои функции и цели, часто терялась цель самих изменений (инноваций). Для новых условий инновационные компании стали использовать проектное управление.
Проектное управление – это управление важными видами деятельности в организации, которые требуют постоянного руководства в условиях строгих ограничений по затратам, срокам и качеству работ.
К настоящему времени управление проектами стало признанной во всех развитых странах методологией инвестиционной деятельности. Однако подлинно самостоятельной дисциплиной управление проектами стало благодаря знаниям, полученным в результате изучения общих закономерностей, присущих проектам во всех областях деятельности, благодаря методам и средствам, успешно используемым для самых различных проектов.
|
|
Методы управления проектами позволяют: - определить цели проекта и провести его обоснование; - выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить); - определить необходимые объемы и источники финансирования; - подобрать исполнителей — в частности, через процедуры торгов и конкурсов; - подготовить и заключить контракты; - определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы; - рассчитать смету и бюджет проекта; - планировать и учитывать риски; - обеспечить контроль за ходом выполнения проекта и многое другое.
Методы управления проектами включают: сетевое планирование и управление, календарное планирование, логистику, стандартное планирование, структурное планирование, ресурсное планирование, имитационное моделирование на ЭВМ и другие.
Классификация проектов.
Классификация по сферам деятельности (тип проекта):
Технический (строительство здания или сооружения, внедрение новой производственной линии, разработка программного обеспечения и т.д.).
Организационный (реформирование существующего или создание нового предприятия, внедрение новой системы управления, проведение международной конференции и т.д.).
Экономический (приватизация предприятия, внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, введение новой системы налогообложения и т.д.).
Социальный (реформирование системы социального обеспечения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений).
Смешанный (проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности, — к примеру, проект реформирования предприятия, включающий внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, разработку и внедрение специального программного обеспечения и т.д.).
Классификация по размерности (класс проекта):
Класс проекта фиксирует состав и структуру проекта в его предметной области.
Монопроекты — отдельные проекты различного типа и назначения, имеющие определенную цель, четко очерченные рамки по финансам, ресурсам, времени, качеству и предполагающие создание единой проектной группы (инвестиционные, инновационные и другие проекты).
Мультипроект — комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления (реформирование существующих и создание новых предприятий, разработка и внедрение внутрифирменных систем многопроектного управления).
Мегапроект — целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов, т.е. мегапроект может быть охарактеризован как программа проектов — комплекс проектов, объединенных общей целью.
Классификация по объемам финансирования проекта (масштаб проекта):
По объемам финансирования проекты можно разделить на малые, средние и крупные. В зависимости от отрасли, масштабов деятельности компании-исполнителя и страны, в которой реализуется проект, уровни финансирования для проектов одного и того же типа будут существенно отличаться.
В российской практике к малым проектам можно отнести проекты с объемом финансирования до 200—300 тыс. долл., а проекты с объемом финансирования свыше 10—15 млн долл. уже относят, как правило, к крупным.
Классификация по назначению проекта (назначение проекта):
• Инвестиционный: главная цель — создание или обновление основных фондов организаций, требующих вложения инвестиций.
• Инновационный: главная цель — разработка и применение новых технологий, организационных новаций, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие организаций.
• Научно-исследовательский.
• Учебно-образовательный.
• Смешанный.
|
|
Классификация по длительности проекта (длительность проекта):
• Краткосрочный — до 1 года.
• Среднесрочный — от 1 года до 3 лет.
• Долгосрочный — свыше 3 лет.
Классификация по географическому признаку:
• Проект реализуется в пределах какого-либо города.
• Региональный проект.
• Международный проект.
Классификация по принадлежности предприятию:
• Внешний.
• Внутренний.
Классификация по уровню организации (внутри компании):
• Локальный — на уровне структурного подразделения, филиала, отделения.
• Корпоративный — на уровне компании в целом.
53. Понятие и система государственной службы РФ. Правовые основы государственной службы. Принципы государственной гражданской службы.
ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
Государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации;
федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
субъектов РФ;
органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
Система государственной службы включает в себя:
-государственную гражданскую службу;
-военную службу;
-государственную службу иных видов.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
|
|
Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.
Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Принципами гражданской службы являются:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
5) стабильность гражданской службы;
6) доступность информации о гражданской службе;
7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Вопрос 54. Отраслевая структура экономики региона (муниципалитета). Особенности отраслевой структуры экономики России. Межотраслевая (функциональная) структура региона (муниципалитета)
Ответ:
Отраслевая структура экономики региона – это совокупность видов деятельности экономики региона, характеризующаяся определенными пропорциями и взаимосвязями.
Показатели, характеризующие отраслевую структуру.
Удельный вес видов экономической деятельности по:
- по объему производимой продукции
-по занятому населению
Основные свойства отраслевой структуры экономики: