Публичная речь: понятие, композиция, аргументация

Публичная речь (=ораторская) – воздействующая и убеждающая речь, которая произносится перед публикой.

Цель: изменить поведение аудитории, воздействовать на систему убеждений слушателей, на их чувства и эмоции.

Задачи: отстоять свою точку зрения, убедить других в правоте собственной концепции, склонить их к принятию этой точки зрения.

Виды публичных выступлений по форме:

· Сообщение.

· Выступление.

· Доклад.

· Лекция.

· Беседа.


Виды публичных выступлений по цели:

· Информационное (дает новое представление о предмете речи).

· Убеждающее (доказывает или опровергает какое-либо положение).

· Протокольно-этикетное (соответствует стандартам и требованиям нормативных документов).

· Агитационное (призывает к действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего).

· Развлекательное (потешает и развлекает слушателей).

Информационное выступление – выступление, целью которого является сообщение адресату новых фактов и теоретических положений, которые не нуждаются в доказательстве.

Убеждающее выступление – выступление, целью которого является доказательство истинности или ложности высказанного положения (тезиса).

Красиво, логично и выразительно говорить – ценилось всегда. Способности (природные или приобретенные), умение красиво и убедительно говорить называется красноречием.

Красноречие о тличается по форме и содержанию, зависит от цели и задач публичного выступления.

Виды красноречия

Вид красноречия  
1. Социально-политическое Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, нравственно-этические темы, отчетные доклады на съездах, конференциях, собраниях, выступления по вопросам научно-технического прогресса, политические, дипломатические, военно-патриотические, агитаторские, парламентские, митинговые речи.
2. Академическое Учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция.
3. Судебное Речи, произносимые прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.
4. Социально-бытовое Приветственная речь, юбилейная речь, застольная речь, поминальная речь.
5. Духовное (церковно-богословское) Проповедь; речи, посвященные знаменательным датам.

 

Качества публичной речи: доступность, эмоциональность, экспрессивность, последовательность (=логичность), выразительность (=богатство), целесообразность (соответствие речи цели говорящего или его речевому намерению).

В публичном выступлении допускается использование разговорной лексики, частично иностранной (заимствованной), крылатых слов и выражений, но недопустимы просторечные слова.

Этапы подготовки текста к публичному выступлению

· Записать мысли о предмете выступления (по Карнеги).

· Четко сформулировать тему, цель и основную мысль выступления.

· Ознакомиться с необходимой литературой и выбрать самое главное, то, что раскрывает основную проблему выступления.

· Составить рабочий план выступления.

· Написать основную часть текста выступления.

· Написать вступление и заключение выступления.

· Проверить логику изложения, отредактировать текст выступления.

· Подготовка произнесения речи (чтение вслух на время, перед зеркалом и т.д.).

 

Иногда короткие деловые сообщения не требуют тщательной подготовки. В этом случае можно использовать следующую схему:

· выбор темы;

· сбор материала;

· составление рабочего плана;

· написание основной части текста, а также введения и заключения;

· краткий просмотр всего текста (для проверки логики изложения материала, правильности расчета времени выступления).

Для того чтобы апеллировать к чувствам и эмоциям аудитории, необходимо при подготовке текста к публичному выступлению учитывать особенности конкретной речевой ситуации и выстраивать аргументацию с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: