Публичная речь (=ораторская) – воздействующая и убеждающая речь, которая произносится перед публикой.
Цель: изменить поведение аудитории, воздействовать на систему убеждений слушателей, на их чувства и эмоции.
Задачи: отстоять свою точку зрения, убедить других в правоте собственной концепции, склонить их к принятию этой точки зрения.
Виды публичных выступлений по форме:
· Сообщение.
· Выступление.
· Доклад.
· Лекция.
· Беседа.
Виды публичных выступлений по цели:
· Информационное (дает новое представление о предмете речи).
· Убеждающее (доказывает или опровергает какое-либо положение).
· Протокольно-этикетное (соответствует стандартам и требованиям нормативных документов).
· Агитационное (призывает к действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего).
· Развлекательное (потешает и развлекает слушателей).
Информационное выступление – выступление, целью которого является сообщение адресату новых фактов и теоретических положений, которые не нуждаются в доказательстве.
Убеждающее выступление – выступление, целью которого является доказательство истинности или ложности высказанного положения (тезиса).
Красиво, логично и выразительно говорить – ценилось всегда. Способности (природные или приобретенные), умение красиво и убедительно говорить называется красноречием.
Красноречие о тличается по форме и содержанию, зависит от цели и задач публичного выступления.
Виды красноречия
№ | Вид красноречия | |
1. | Социально-политическое | Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, нравственно-этические темы, отчетные доклады на съездах, конференциях, собраниях, выступления по вопросам научно-технического прогресса, политические, дипломатические, военно-патриотические, агитаторские, парламентские, митинговые речи. |
2. | Академическое | Учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция. |
3. | Судебное | Речи, произносимые прокурором, адвокатом, обвиняемым и др. |
4. | Социально-бытовое | Приветственная речь, юбилейная речь, застольная речь, поминальная речь. |
5. | Духовное (церковно-богословское) | Проповедь; речи, посвященные знаменательным датам. |
Качества публичной речи: доступность, эмоциональность, экспрессивность, последовательность (=логичность), выразительность (=богатство), целесообразность (соответствие речи цели говорящего или его речевому намерению).
В публичном выступлении допускается использование разговорной лексики, частично иностранной (заимствованной), крылатых слов и выражений, но недопустимы просторечные слова.
Этапы подготовки текста к публичному выступлению
· Записать мысли о предмете выступления (по Карнеги).
· Четко сформулировать тему, цель и основную мысль выступления.
· Ознакомиться с необходимой литературой и выбрать самое главное, то, что раскрывает основную проблему выступления.
· Составить рабочий план выступления.
· Написать основную часть текста выступления.
· Написать вступление и заключение выступления.
· Проверить логику изложения, отредактировать текст выступления.
· Подготовка произнесения речи (чтение вслух на время, перед зеркалом и т.д.).
Иногда короткие деловые сообщения не требуют тщательной подготовки. В этом случае можно использовать следующую схему:
· выбор темы;
· сбор материала;
· составление рабочего плана;
· написание основной части текста, а также введения и заключения;
· краткий просмотр всего текста (для проверки логики изложения материала, правильности расчета времени выступления).
Для того чтобы апеллировать к чувствам и эмоциям аудитории, необходимо при подготовке текста к публичному выступлению учитывать особенности конкретной речевой ситуации и выстраивать аргументацию с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме.