Моисей и переход через Чермное море

Моисей и переход через Чермное море

Евреям 11:29

Верою перешли они Чермное море, как по суше, - на что покусив­шись, Египтяне потонули.

Один из интересных вопросов относительно Моисея и книги Исход: какое событие более выдающееся - спасение евреев в ночь пролития крови или переход через Чермное море? Первое было событием, кото­рое окончательно заставило фараона отпустить Израиль. Переход че­рез Чермное море, вероятно, самое эффектное чудо, описанное Ветхим Заветом. Это похоже на вопрос: «Какое событие считается более вели­ким - распятие нашего Господа или Его воскресение?» Окончатель­ный и единственный ответ: «Они идут рядом и их абсолютно нельзя разъединить».

Стих, приведённый выше, подводит нас к последнему этапу нашего изучения истории Моисея. Мы проследовали за писателем послания к Евреям, переходя от рождения Моисея к его обращению и его подго­товке к Пасхе. Пасха была той соломинкой, которая переломила спину верблюду - речь идёт о фараоне. Девяти бедствиям не удалось затро­нуть сердце фараона. Но Пасха достигла цели. Истребление всех пер­венцев в Египте, в том числе и собственного сына фараона, закончи­лось тем, что фараон, наконец, позволил детям Израиля уйти. «И при­звал фараон Моисея и Аарона ночью и сказал: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совер­шите служение Господу, как говорили вы» (Исх. 12:31). Сказано, что Дети Израиля шли «под рукою высокою» (Исх. 14:8 - «шагали лично» " NIV). Они взяли у египтян «вещей серебряных, и вещей золотых, и одежд. Господь же дал милость народу Своему в глазах египтян: и они ^вали ему, и обобрал он египтян» (Исх. 12:35-36).

Исход 13:17 - это самый значительный из всех стихов, описывающих жизнь детей Израиля после их ухода из Египта. «Когда же фара0}1 отпустил народ, Бог не повёл его по дороге земли Филистимской, по­тому что она близка, ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет». Другими словами, это был (с гео­графической точки зрения) самый прямой путь в Ханаан. Он быстрей привёл бы их в Ханаан. Он не завёл бы их в тот фатальный мешок, в который они попали у Чермного моря. Но Богу было видней. Однако нет никаких намеков на то, что дети Израиля в то время знали, что бу­дут ведомы этим путём. Нам это говорит Моисей, пишущий историю. Это служит иллюстрацией того факта, что Бог строит Свои отноше­ния с нами в зависимости от нашего менталитета, ограниченности на­шего мышления и недостатка у нас силы; Он знает нас лучше, чем мы сами. И всё же мы можем спросить: «Почему Бог позволил этому слу­чится?» Исх. 13:17 прозрачно намекает: это было наименьшее из зол, их поджидающих. Большинство из нас похожи на Петра, который со­бирался противостоять искушениям, потому что считал себя сильнее, чем был на самом деле (Иоан. 13:37).

Куда бы Он не вёл меня, никто не посмеет меня вернуть; Мой Пастырь рядом со мною и я ни в чём не нуждаюсь:

Его мудрость вечно жива и Его взгляд никогда не тускнеет; Он знает, куда идёт, и я буду идти с Ним.

Но как были ведомы дети Израиля и насколько надёжным был это водительство? Ответ такой: «Они были ведомы самым удивительным из всех явлений, описанным Ветхим Заветом». Исх. 13:21-22: «Господь же шёл перед ними днём в столпе облачном, показывая им путь, а но­чью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днём и ночью. Не отлучался столп облачный днём и столп огненный ночью от лица на­рода». Как писал об этом Кальвин: «Это был удивительный акт любя­щей доброты. Отождествляя себя с их невежеством, Бог бесцеремонно являл себя пред их очами».

Об этой демонстрации Божьей славы можно сказать две вещи. Столп облачный и огненный (1) не имел аналогов и (2) был видимый. Богу нравится делать что-то новое, достаточно отличающееся от того, что Он делал раньше, чтобы испытать нас и узнать, следуем ли мы традиции или только Ему одному. Нам всем нужно учить уроки истории, но так, чтобы они не контролировали нас. Если бы разум Моисея был зак­рыт для любого нового способа видения, то есть, если бы он восприни­мал только то, что уже видел, лидер отверг бы это Божье явление. Но 0н знал, что это Божье благодатное видение. Столп облачный и огнен­ный был свидетельством того, что Бог утверждает Израиль. Это похо­дило на горящий куст в том смысле, что для того, чтобы увидеть его, не нужна была вера. В определённом смысле, это предвосхищало то, что сегодня многие назвали бы «возрождением» - не только неделю слу­жений, но безошибочную демонстрацию Божьей силы.

И, тем не менее, то же явление славы, будучи великим благом для одной группы людей, может воздействовать совсем иначе на другую группу. Это было несомненное водительство и утешение для Израиля. Это было основой для смятения и крушения Египта (как мы увидим). Следовательно, пусть точно также никто не думает, что в Великое Воз­рождение (о, да оно придёт) произведёт всеобщий и единый эффект. В одних оно усилит и увеличит Божью любовь, а в других усилит и уве­личит враждебное отношение к Богу.

История исхода детей Израиля - это замечательный пример упрям­ства, проявляемого почти всеми человеческими сердцами. В первую очередь - сердцем фараона. Теперь ему были предоставлены десять не­сомненных проявлений Божьей силы и Его возмущение против Егип­та. Фараон не сдавался до смерти своего собственного первенца. Но вдруг он пришёл в себя и изменил своё мнение в отношении своего раз­решения. Как пьяный трезвеет, как затвердевшее сердце исповедует веру: «Зачем я это делаю?», так фараон воскликнул: «Что мы сделали? Зачем отпустили Израильтян, чтобы они не работали нам?» (Исх. 14:5). Затем фараон «запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных, и все колесницы Египетские, и на­чальников над всеми ими» (Исх. 14:6-7).

Такое упорство, однако, не ограничилось фараоном. Вскоре дети Из­раиля подверглись своему первому испытанию. Вопрос: «Признают ли °ни Бога своим освободителем, успешно ли пройдут они своё первое Испытание?» Ответ такой: «Нет». Фараон стал преследовать детей Израиля, и последние увидели, что египтяне приближаются. «И весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу» (Исх. 14:10) Но это, вероятно, было вполне нормально и естественно. Но на этом они не остановились. «И сказали Моисею: разве нет гробов в Египте что ты привёл нас умирать в пустыне? Что это ты сделал с нами, выве­дя нас из Египта?...Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне» (Исх. 14:11-12). Немыслимо, как эти люди могли быть такими забывчивыми и неблагодарными.

И всё же, необходимо видеть, что Моисей тоже проявил слабость. Замечательно, что Библия позволяет нам увидеть великих людей та­кими, какими они были на самом деле. Странным образом я иногда могу набираться силы от слабости великого человека так же, как и от его силы. Потому что это даёт мне возможность полагать, что Бог может использовать даже меня! Первая реакция Моисея (его общественное лицо) на роптание Израиля была следующей: «...не бойтесь, стойте - и увидите спасение Господне, которое Он соделает нам ныне, ибо Егип­тян, которых видите вы ныне, более не увидите вовеки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх. 14:13-14). И это было чудесное слово. Моисей говорил серьёзно. Он говорил правду. Но скры­тый между строк следующего стиха смысл показывает нам то, что было в глубине сердца Моисея. Сам Моисей вставил бы между 14-м и 15-м стихами ещё один. Это самый значительный отсутствующий стих, с которым мне ещё не приходилось сталкиваться. Если бы между 14-ым и 15-м стихами был ещё один, то он бы был следующим: «Сам Моисей возопил к Господу». И, тем не менее, 15-й стих, в сущности, вмещает тот самый стих, потому что мы читаем: «И сказал Бог Моисею: что ты вопиёшь ко Мне? А случилось следующее. Моисей смело начал: «Стой­те - и увидите спасенье Господне». Но, кажется, Моисей стал здраво реагировать на то, что сам только что сказал. Он испугался собствен­ных слов. Он сам стал взывать к Господу! Сделав это смелое заявление, Моисей краем глаза увидел приближающихся фараона и его колесни­цы. Он сказал Израилю: «Стойте». А теперь он думает: «Что я наде­лал?» Он кричит к Богу: «О, Боже, что я наделал?!»

Но Бог сказал Моисею: «Что ты вопиёшь ко Мне?» Потому что при­ходит время, когда мы должны перестать молиться, должны начатьдействовать. Потому что есть время, когда молитва - это трусость. Час­то она оказывается самой большой в мире отговоркой. Некоторые люди предпочитают приносить жертву более интенсивной молитвой, чем ис­полнять то, что Бог уже повелел им делать. Бог сказал Моисею: «Под­нимись с колен». «Что ты вопиёшь ко Мне? Скажи сынам Израиле­вым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой, и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» (Исх. 14:15-16).

«Прекрати свои вопли, Моисей. ПОДНИМИ СВОЙ ЖЕЗЛ!»

И он сделал это.

Господь не попросит нас делать то, что Он нам не может доверить. «И простёр Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исх. 14:21). «Верою перешли они Чермное море, как по суше».

Кто может отрицать, что Бог без Моисеева жезла мог сделать так, что воды моря расступились бы? Бог может всё. Девочки и мальчики, Бог может сделать за вас ваше домашнее задание. Бог может привести че­ловека к спасению без проповедования. Бог может сбить с ног любого человека, как он это сделал с Савлом из Тарса по дороге в Дамаск. Но Бог дал Моисею жезл и хотел, чтобы Моисей его использовал. Бог зас­тавил Моисея стать инициатором этого эффектного чуда послушани­ем.

У Моисея на самом деле не было другого выбора. У Бога есть способ, и Он может свести все возможности человека к одной. У Бога есть спо­соб и Он может сделать ответ на Своё слово таким, какой Ему нужен. Бог не повёл детей Израиля через землю Филистимскую, чтобы они не вернулись обратно навсегда. Напротив, Он хотел привести их на то место, где у них не останется выбора, кроме одного - обратиться к Нему. Это был «перелом» - возврата не было. Осталось только поднять жезл и наблюдать, как Бог сделает всё остальное. Он, должно быть, поду­мал: «Я никогда не делал этого раньше. Я могу выглядеть глупцом. Но это надо сделать!» И поднялся жезл. Поднялся наперекор ветру. Ос­тальное сделал Бог. Между прочим, этот ветер не был ветром Духа, как в° время Пятидесятницы, когда Бог послал «несущийся сильный ветер» (Деян. 2:2). Это был ветер - естественный ветер - «сильный вое­нный ветер» - ветер, который послушался своего Верховного Созда­теля.

Они перешли море. Они не плыли. Они шли. Они не бежали. Они шли. Они получали удовольствие от этого эффектного зрелища. Кому- то была оказана честь нести кости Иосифа. Их карманы были полны добычи, драгоценностей, ценных вещей. Родители вели детей. Не было необходимости говорить: «Не забывайте нести своё добро». Они шли по сухому грунту. Родители вполне могли говорить своим детям: «По­смотри внимательней. Это действует наш Бог. Никогда не забывай об этом». Не нужно было смотреть под ноги, чтобы не вступить в грязь. С этим не было проблем, поскольку ни у кого не было на грязь аллергии. Верою они перешли через Чермное море, «как по суше». Они пошли среди моря «по суше: воды же были им стеною по правую и по левую стороны» (Исх. 14:22).

Между тем, фараон сделал самый немудрый расчёт из тех, которые когда-либо делались египтянами. Это было одной из самых глупых ошибок военной истории. Что это была за ошибка? Египтяне подума­ли, что смогут сделать то же, что и дети Израиля, «...на что покусив­шись, египтяне потонули». «Погнались Египтяне, и вошли за ними в середину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его». Еги­петские волхвы способны были сделать кое-что из того, что сделали Моисей и Аарон - но только до определённого предела. Попытка про­должить преследование Израиля через Чермное море была их самой фатальной ошибкой. Но они поняли это слишком поздно. Потому что тот самый столп облачный и огненный, который для Израиля был пу­теводителем, для египтян стал поражением. «И в утреннюю стражу воз­зрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и при­вёл в замешательство стан Египтян, и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израиль­тян, потому что Господь поборает за них против Египтян (Исх. 14:24- 25). Бог ещё раз «ожесточил» Египет (Исх. 14:4). То же ожесточение, которое явилось временным препятствием для надежды Израиля, при­несло окончательное поражение их врагам. Когда Бог ожесточает че­ловека, это всегда заканчивается в пользу Его славы. Ожесточение Бо­гом фараона - это просто один из способов описания того, как действует дьявол. Сатана может действовать только тогда, когда у него есть для этого основания. Ожесточение фараона послужило основанием для дьявола. Но, как всегда, сатана зашёл слишком далеко в конце и проиг­рал.

Работа Моисея была не совсем закончена. Великим и, равно этому, славным было его последнее использование жезла. Таким же великим чудом было то, что те же воды положили конец египетской угрозе. «И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них» (Исх. 14:28). Жезл, который был использован для освобождения Из­раиля, был использован и для вынесения приговора египтянам. Слово, которое спасает одних, осуждает других. Кровь, которая спасает од­них, уличает других. Кровь Авеля вопияла от земли, а кровь Иисуса «не остаётся более жертвой за грехи» для тех, кто не принимает Его, но «приносит некое страшное ожидание суда» (Евр. 10:26-27).

Вера делает то, что для неверующих невозможно. И, всё же (вероят­но самый важный урок, какой можно извлечь из этой истории), вера также делает то, что не может сделать взывание к Богу. Приходит вре­мя, когда мы должны действовать. Действуйте. Повинуйтесь. Подни­мите ваш жезл! Если это сказал вам сделать Бог, то ничего не произой­дёт, пока вы этого не сделаете. Сделать это - вот вера.

 

 

XXV.

Стены Иерихона

Евреям 11:30


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: