Моисей и переход через Чермное море
Евреям 11:29
Верою перешли они Чермное море, как по суше, - на что покусившись, Египтяне потонули.
Один из интересных вопросов относительно Моисея и книги Исход: какое событие более выдающееся - спасение евреев в ночь пролития крови или переход через Чермное море? Первое было событием, которое окончательно заставило фараона отпустить Израиль. Переход через Чермное море, вероятно, самое эффектное чудо, описанное Ветхим Заветом. Это похоже на вопрос: «Какое событие считается более великим - распятие нашего Господа или Его воскресение?» Окончательный и единственный ответ: «Они идут рядом и их абсолютно нельзя разъединить».
Стих, приведённый выше, подводит нас к последнему этапу нашего изучения истории Моисея. Мы проследовали за писателем послания к Евреям, переходя от рождения Моисея к его обращению и его подготовке к Пасхе. Пасха была той соломинкой, которая переломила спину верблюду - речь идёт о фараоне. Девяти бедствиям не удалось затронуть сердце фараона. Но Пасха достигла цели. Истребление всех первенцев в Египте, в том числе и собственного сына фараона, закончилось тем, что фараон, наконец, позволил детям Израиля уйти. «И призвал фараон Моисея и Аарона ночью и сказал: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу, как говорили вы» (Исх. 12:31). Сказано, что Дети Израиля шли «под рукою высокою» (Исх. 14:8 - «шагали лично» " NIV). Они взяли у египтян «вещей серебряных, и вещей золотых, и одежд. Господь же дал милость народу Своему в глазах египтян: и они ^вали ему, и обобрал он египтян» (Исх. 12:35-36).
|
|
Исход 13:17 - это самый значительный из всех стихов, описывающих жизнь детей Израиля после их ухода из Египта. «Когда же фара0}1 отпустил народ, Бог не повёл его по дороге земли Филистимской, потому что она близка, ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет». Другими словами, это был (с географической точки зрения) самый прямой путь в Ханаан. Он быстрей привёл бы их в Ханаан. Он не завёл бы их в тот фатальный мешок, в который они попали у Чермного моря. Но Богу было видней. Однако нет никаких намеков на то, что дети Израиля в то время знали, что будут ведомы этим путём. Нам это говорит Моисей, пишущий историю. Это служит иллюстрацией того факта, что Бог строит Свои отношения с нами в зависимости от нашего менталитета, ограниченности нашего мышления и недостатка у нас силы; Он знает нас лучше, чем мы сами. И всё же мы можем спросить: «Почему Бог позволил этому случится?» Исх. 13:17 прозрачно намекает: это было наименьшее из зол, их поджидающих. Большинство из нас похожи на Петра, который собирался противостоять искушениям, потому что считал себя сильнее, чем был на самом деле (Иоан. 13:37).
|
|
Куда бы Он не вёл меня, никто не посмеет меня вернуть; Мой Пастырь рядом со мною и я ни в чём не нуждаюсь:
Его мудрость вечно жива и Его взгляд никогда не тускнеет; Он знает, куда идёт, и я буду идти с Ним.
Но как были ведомы дети Израиля и насколько надёжным был это водительство? Ответ такой: «Они были ведомы самым удивительным из всех явлений, описанным Ветхим Заветом». Исх. 13:21-22: «Господь же шёл перед ними днём в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днём и ночью. Не отлучался столп облачный днём и столп огненный ночью от лица народа». Как писал об этом Кальвин: «Это был удивительный акт любящей доброты. Отождествляя себя с их невежеством, Бог бесцеремонно являл себя пред их очами».
Об этой демонстрации Божьей славы можно сказать две вещи. Столп облачный и огненный (1) не имел аналогов и (2) был видимый. Богу нравится делать что-то новое, достаточно отличающееся от того, что Он делал раньше, чтобы испытать нас и узнать, следуем ли мы традиции или только Ему одному. Нам всем нужно учить уроки истории, но так, чтобы они не контролировали нас. Если бы разум Моисея был закрыт для любого нового способа видения, то есть, если бы он воспринимал только то, что уже видел, лидер отверг бы это Божье явление. Но 0н знал, что это Божье благодатное видение. Столп облачный и огненный был свидетельством того, что Бог утверждает Израиль. Это походило на горящий куст в том смысле, что для того, чтобы увидеть его, не нужна была вера. В определённом смысле, это предвосхищало то, что сегодня многие назвали бы «возрождением» - не только неделю служений, но безошибочную демонстрацию Божьей силы.
И, тем не менее, то же явление славы, будучи великим благом для одной группы людей, может воздействовать совсем иначе на другую группу. Это было несомненное водительство и утешение для Израиля. Это было основой для смятения и крушения Египта (как мы увидим). Следовательно, пусть точно также никто не думает, что в Великое Возрождение (о, да оно придёт) произведёт всеобщий и единый эффект. В одних оно усилит и увеличит Божью любовь, а в других усилит и увеличит враждебное отношение к Богу.
История исхода детей Израиля - это замечательный пример упрямства, проявляемого почти всеми человеческими сердцами. В первую очередь - сердцем фараона. Теперь ему были предоставлены десять несомненных проявлений Божьей силы и Его возмущение против Египта. Фараон не сдавался до смерти своего собственного первенца. Но вдруг он пришёл в себя и изменил своё мнение в отношении своего разрешения. Как пьяный трезвеет, как затвердевшее сердце исповедует веру: «Зачем я это делаю?», так фараон воскликнул: «Что мы сделали? Зачем отпустили Израильтян, чтобы они не работали нам?» (Исх. 14:5). Затем фараон «запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных, и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими» (Исх. 14:6-7).
Такое упорство, однако, не ограничилось фараоном. Вскоре дети Израиля подверглись своему первому испытанию. Вопрос: «Признают ли °ни Бога своим освободителем, успешно ли пройдут они своё первое Испытание?» Ответ такой: «Нет». Фараон стал преследовать детей Израиля, и последние увидели, что египтяне приближаются. «И весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу» (Исх. 14:10) Но это, вероятно, было вполне нормально и естественно. Но на этом они не остановились. «И сказали Моисею: разве нет гробов в Египте что ты привёл нас умирать в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта?...Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне» (Исх. 14:11-12). Немыслимо, как эти люди могли быть такими забывчивыми и неблагодарными.
|
|
И всё же, необходимо видеть, что Моисей тоже проявил слабость. Замечательно, что Библия позволяет нам увидеть великих людей такими, какими они были на самом деле. Странным образом я иногда могу набираться силы от слабости великого человека так же, как и от его силы. Потому что это даёт мне возможность полагать, что Бог может использовать даже меня! Первая реакция Моисея (его общественное лицо) на роптание Израиля была следующей: «...не бойтесь, стойте - и увидите спасение Господне, которое Он соделает нам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите вовеки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх. 14:13-14). И это было чудесное слово. Моисей говорил серьёзно. Он говорил правду. Но скрытый между строк следующего стиха смысл показывает нам то, что было в глубине сердца Моисея. Сам Моисей вставил бы между 14-м и 15-м стихами ещё один. Это самый значительный отсутствующий стих, с которым мне ещё не приходилось сталкиваться. Если бы между 14-ым и 15-м стихами был ещё один, то он бы был следующим: «Сам Моисей возопил к Господу». И, тем не менее, 15-й стих, в сущности, вмещает тот самый стих, потому что мы читаем: «И сказал Бог Моисею: что ты вопиёшь ко Мне? А случилось следующее. Моисей смело начал: «Стойте - и увидите спасенье Господне». Но, кажется, Моисей стал здраво реагировать на то, что сам только что сказал. Он испугался собственных слов. Он сам стал взывать к Господу! Сделав это смелое заявление, Моисей краем глаза увидел приближающихся фараона и его колесницы. Он сказал Израилю: «Стойте». А теперь он думает: «Что я наделал?» Он кричит к Богу: «О, Боже, что я наделал?!»
Но Бог сказал Моисею: «Что ты вопиёшь ко Мне?» Потому что приходит время, когда мы должны перестать молиться, должны начатьдействовать. Потому что есть время, когда молитва - это трусость. Часто она оказывается самой большой в мире отговоркой. Некоторые люди предпочитают приносить жертву более интенсивной молитвой, чем исполнять то, что Бог уже повелел им делать. Бог сказал Моисею: «Поднимись с колен». «Что ты вопиёшь ко Мне? Скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой, и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» (Исх. 14:15-16).
|
|
«Прекрати свои вопли, Моисей. ПОДНИМИ СВОЙ ЖЕЗЛ!»
И он сделал это.
Господь не попросит нас делать то, что Он нам не может доверить. «И простёр Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исх. 14:21). «Верою перешли они Чермное море, как по суше».
Кто может отрицать, что Бог без Моисеева жезла мог сделать так, что воды моря расступились бы? Бог может всё. Девочки и мальчики, Бог может сделать за вас ваше домашнее задание. Бог может привести человека к спасению без проповедования. Бог может сбить с ног любого человека, как он это сделал с Савлом из Тарса по дороге в Дамаск. Но Бог дал Моисею жезл и хотел, чтобы Моисей его использовал. Бог заставил Моисея стать инициатором этого эффектного чуда послушанием.
У Моисея на самом деле не было другого выбора. У Бога есть способ, и Он может свести все возможности человека к одной. У Бога есть способ и Он может сделать ответ на Своё слово таким, какой Ему нужен. Бог не повёл детей Израиля через землю Филистимскую, чтобы они не вернулись обратно навсегда. Напротив, Он хотел привести их на то место, где у них не останется выбора, кроме одного - обратиться к Нему. Это был «перелом» - возврата не было. Осталось только поднять жезл и наблюдать, как Бог сделает всё остальное. Он, должно быть, подумал: «Я никогда не делал этого раньше. Я могу выглядеть глупцом. Но это надо сделать!» И поднялся жезл. Поднялся наперекор ветру. Остальное сделал Бог. Между прочим, этот ветер не был ветром Духа, как в° время Пятидесятницы, когда Бог послал «несущийся сильный ветер» (Деян. 2:2). Это был ветер - естественный ветер - «сильный военный ветер» - ветер, который послушался своего Верховного Создателя.
Они перешли море. Они не плыли. Они шли. Они не бежали. Они шли. Они получали удовольствие от этого эффектного зрелища. Кому- то была оказана честь нести кости Иосифа. Их карманы были полны добычи, драгоценностей, ценных вещей. Родители вели детей. Не было необходимости говорить: «Не забывайте нести своё добро». Они шли по сухому грунту. Родители вполне могли говорить своим детям: «Посмотри внимательней. Это действует наш Бог. Никогда не забывай об этом». Не нужно было смотреть под ноги, чтобы не вступить в грязь. С этим не было проблем, поскольку ни у кого не было на грязь аллергии. Верою они перешли через Чермное море, «как по суше». Они пошли среди моря «по суше: воды же были им стеною по правую и по левую стороны» (Исх. 14:22).
Между тем, фараон сделал самый немудрый расчёт из тех, которые когда-либо делались египтянами. Это было одной из самых глупых ошибок военной истории. Что это была за ошибка? Египтяне подумали, что смогут сделать то же, что и дети Израиля, «...на что покусившись, египтяне потонули». «Погнались Египтяне, и вошли за ними в середину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его». Египетские волхвы способны были сделать кое-что из того, что сделали Моисей и Аарон - но только до определённого предела. Попытка продолжить преследование Израиля через Чермное море была их самой фатальной ошибкой. Но они поняли это слишком поздно. Потому что тот самый столп облачный и огненный, который для Израиля был путеводителем, для египтян стал поражением. «И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привёл в замешательство стан Египтян, и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян (Исх. 14:24- 25). Бог ещё раз «ожесточил» Египет (Исх. 14:4). То же ожесточение, которое явилось временным препятствием для надежды Израиля, принесло окончательное поражение их врагам. Когда Бог ожесточает человека, это всегда заканчивается в пользу Его славы. Ожесточение Богом фараона - это просто один из способов описания того, как действует дьявол. Сатана может действовать только тогда, когда у него есть для этого основания. Ожесточение фараона послужило основанием для дьявола. Но, как всегда, сатана зашёл слишком далеко в конце и проиграл.
Работа Моисея была не совсем закончена. Великим и, равно этому, славным было его последнее использование жезла. Таким же великим чудом было то, что те же воды положили конец египетской угрозе. «И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них» (Исх. 14:28). Жезл, который был использован для освобождения Израиля, был использован и для вынесения приговора египтянам. Слово, которое спасает одних, осуждает других. Кровь, которая спасает одних, уличает других. Кровь Авеля вопияла от земли, а кровь Иисуса «не остаётся более жертвой за грехи» для тех, кто не принимает Его, но «приносит некое страшное ожидание суда» (Евр. 10:26-27).
Вера делает то, что для неверующих невозможно. И, всё же (вероятно самый важный урок, какой можно извлечь из этой истории), вера также делает то, что не может сделать взывание к Богу. Приходит время, когда мы должны действовать. Действуйте. Повинуйтесь. Поднимите ваш жезл! Если это сказал вам сделать Бог, то ничего не произойдёт, пока вы этого не сделаете. Сделать это - вот вера.
XXV.
Стены Иерихона
Евреям 11:30