Наше изучение поел. Евр. 11 принимает интересный оборот. Не удивительно, что великая глава «о вере» должна включать имена Ноя и Еноха, Авраама, Исаака и Иакова и Моисея. Не удивительно также и то, что среди имён великих верующих есть и женские имена. Так нам сообщается о Сарре в 11-ом стихе, а в 23-ем стихе центральной фигурой становится мать Моисея. Но то, что блудница в этой главе рассматривается как личность высокого статуса, поначалу кажется нелепым, потому что не так давно Моисею были даны Десять Заповедей, где две из них запрещали прелюбодеяние и лжесвидетельство. Кто в таком случае бы мог подумать, что женщина, открыто лгавшая и всем известная как блудница, будет удостоена священной истории? Мы говорим не о несчастной, захваченной врасплох честной девушке, случайно согрешившей. И не о уважаемой женщине из среднего класса, имевшей тайные любовные отношения, но потом покаявшейся. Раав была блудницей.
Библия полна сюрпризов. Вот история, которая грубо перечёркивает ту самую мораль, которую некоторые считают величайшей добродетелью. Этот рассказ демонстрирует способ, каким Бог иногда, кажется, разрушает правила, которые мы отстаивали и по которым жили годами. Что бы не говорилось о первом сражении израильтян в земле Ханаан, нельзя не признать, что в центральный решающий момент истории Израиля на новой земле для утверждения его безопасности Бог использовал непатриотичную блудницу.
Не только Израиль превозносил её, но и ранние христиане. О ней упоминается в родословной от Матфея (Матф. 1:5). Она вышла замуж за представителя одной из самых выдающихся еврейских семей и даже стала звеном в прямой родственной цепи обещанного Мессии. Иаков поставил её в один ряд с Авраамом, иллюстрируя пример оправдания делами (Иак. 2:25).
Прежде, чем Иисус повёл детей Израиля через Иордан, он отправил двух разведчиков, чтобы они выяснили, как обстоят дела в Иерихоне. Писатель мог вполне упомянуть этих двух разведчиков, потому что они были отважными людьми. Но их должна была спрятать Раав. Когда эти двое пришли в Иерихон, им нужно было где-то остановиться. Без сомнения, честные патриоты Иерихона узнали их. Быть иностранцем не особенно выгодно, но быть шпионом Израиля - опасно. У детей Израиля и сейчас широко известная репутация самых ужасных колонистов. То же самое было известно о них и в закрытом стенами городе Иерихоне. Похоже, что эти разведчики не считали иерихонцев дружественно настроенными людьми. Таким образом, где нашим разведчикам найти ночлег? Ответ таков: «В конце концов, они обратились к городской блуднице и нашли место, где могли остановиться. Больше никто бы их не принял».
Наш писатель говорит, что другим жителям Иерихона была предоставлена возможность помочь лазутчикам. Наш стих гласит: «Раав... не погибла с неверными». Израиль был известен не только ей, так она говорит. «...все жители земли сей пришли от вас в робость», - сказала она разведчикам. «Ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими...» (Нав. 2:9-10). Слава об израильтянах, которая заставила жителей Иерихона отнестись к разведчикам враждебно, побудила Раав на дружеские с ними отношения. То, что заставило жителей Иерихона отвергнуть этих двоих, абсолютно убедило Раав «с миром принять соглядатаев». Такой ответ разведчикам - образец для Евангелия. Евангелие, которое укрепляет одних, ослабляет других. Поэтому не удивительно, что наш писатель говорит, что Раав сделала то, что сделала, «верою». Слух о том, что Раав впустила в свой дом двух шпионов, дошёл до царя Иерихона. Мы можем спросить: «Почему царь не смотрит на этих двоих так же, как Раав?» Он бы мог отдать им ключ от города. На этот вопрос отвечает Павел: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных: но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых... чтобы упразднить значащее! (1-е Кор. 1:26 и далее). Царь отдал распоряжение расспросить Раав об этих разведчиках. Одним актом веры она подавила свой патриотизм и солгала ради славы Божьей. Она могла стать героиней города, вместо этого она стала героиней веры. Её вера превзошла её патриотизм, или национализм. Её вера оказалась более значительной и более почётной, чем правда, которая могла оказаться фатальной для двух лазутчиков. Без сомнения, многие могли бы подвергнуть поступки этой женщине анализу, сравнив их с девятой заповедью. Однако Раав предпочла проиграть битву, чтобы выиграть войну. Стань она героиней Иерихона, о ней никогда бы не услышали снова. Но она стала героиней Израиля, и её имя высоко ценится до сегодняшнего дня.
Вместо того, чтобы иметь дело с царём Иерихона, она удачно пообщалась с двумя разведчиками. Во-первых, она направила царских агентов по неправильному пути. «Да, ко мне приходили два человека. Но они ушли всего несколько минут назад. Если вы поспешите, вы сможете их поймать» (Навин 2:4-5). На самом деле произошло вот что: она спрятала двух разведчиков на сеновале. Затем она стала молить этих двух о пощаде: «Итак, поклянитесь мне Господом, что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому отца моего, и дайте мне верный знак» (Навин 2:12). Ей даже удалось добиться, чтобы жизнь её родителей, братьев и сестёр была сохранена, когда Израиль будет атаковать Иерихон (Навин 2:14). Иаков называет это «оправданием делами» - так называемое «очищение» или «экспериментирующая вера».
Разведчики согласились и вступили в историческое соглашение с Раав. Они предложили идею, которая отражает то, чему они были научены дома. Они были слишком молоды, чтобы помнить Пасху (а, может быть, в то время ещё даже не родились). Но они росли, зная о ней и вырастая, они каждый год наблюдали за празднованием этого события. Когда Раав, помогая разведчикам бежать, спустила их на веревке из окна своего жилища, которое было в городской стене, они дали ей исторический совет - предложили идею, отражающую значение Пасхи: «Вот когда мы придём в эту землю, ты привяжи червлёную верёвку к окну, через которое ты нас спустила, а отца твоего, и матерь твою, и братьев твоих, всё семейство отца твоего, собери к себе в дом твой; и если кто-нибудь выйдет из дверей твоего дома вон, того кровь на голове его, а мы свободны, будем от сей клятвы твоей...» (Навин 2: 18-19). Алая ленточка, таким образом, выполняла ту же функцию, что и кровь в пасхальную ночь. Вместо «и увижу кровь» было «когда мы увидим алую ленту, то пройдём мимо». Разведчики вернулись в израильский лагерь за Иордан и рассказали эту историю Иисусу. Она была воспринята с великой радостью и как чудесное подтверждение их веры. «Господь предал всю землю сию в руки наши, и все жители земли в страхе от нас» (Навин 2:24).
Это было подтверждением веры не только Иисуса, но и веры Раав. Какое великое чувство облегчения принесло ей это праведное деяние. И не только это. Какое, должно быть, замечательное чувство охватило её, когда она осознала, что её позор был превзойдён Божьей благодатью. Потому что ни одна женщина, которая злоупотребляет своим, данным Богом, телом и унижает его, не может избежать этого глубочайшего ощущения вины и стыда. Молодые леди часто оправдывают себя, имея близкие отношения со своими парнями, а те, кто уже состоит в браке, оправдывают свои тайные связи. У них зачастую отсутствует ощущение вины и стыда. Но это явный самообман и самооправдание. Они очень и очень стыдятся, но отказываются посмотреть в лицо своим истинным чувствам. Секс вне брака, который, однако, обычен в современном обществе, никогда не согласуется с совестью. Это - плохо. Это - грех. Если этим занимаются христиане, то Бог займётся ими. Если христианином, проводящим сексуальные эксперименты на стороне, Бог не занимается, то следует подвергнуть серьёзному сомнению его истинное христианство. Что касается самой Раав, то стиль её жизни доказывал, кто она уже на самом дне. За свою жизнь она сначала потеряла девственность, затем связи её стали беспорядочными, затем она стала проституткой - продавала своё тело. Раввинская традиция утверждала, что она была одной из четырех самых прекрасных женщин в мире. Но она не чувствовала себя прекрасной. Она, вероятно, уже оставила надежду испытать ощущение чистоты, благости, чувствовать себя нужной. Но у Бога есть способ обращения вещей. Он даже может сделать неправильное правильным, а плохое превратить в хорошее. Одним движением Своей руки Он может превратить позор в славу. Так Он сделал в случае с Раав. Она почувствовала себя чистой. Нужной. Желанной. Уважаемой.
Теперь представьте себе ту же Раав со своей матерью и отцом, со своими братьями и сестрами, со своими племянниками и племянницами, наполнившими её дом в стене (см. Иисус Навин 2:15). Она тайно убедила своих ближайших родственников, что её ожидают хорошие перемены. Она убедила их. Она заставила их прийти в свой дом. Тем временем Иисус и дети Израиля перешли Иордан. В первый день они шагали вокруг Иерихона и трубили в трубы. Ничего не произошло. Семья Раав, должно быть, стала раздражаться. «Что это такое? Эти люди никак не могут проникнуть через эти городские стены». На второй день та же команда шагала вокруг города и трубила в трубы. Ничего не происходило. Напряжение среди родственников Раав, вероятно, возрастало. Но в доме был один человек, который твёрдо держался - Раав. Я подозреваю, что всё, что она делала, это время от времени подходила к окну, чтобы убедиться, что алая лента на месте. Всё было на месте - ленточка скромно свисала с её окна.
Неожиданно дети Израиля поменяли тактику. На седьмой день они семь раз обошли город и трубили в трубы. Вдруг наступила мёртвая тишина. А потом - началось. Иисус отдал приказ: «ВОСКЛИКНИТЕ, ИБО ГОСПОДЬ ПРЕДАЛ ВАМ ГОРОД». Люди за стенами закричали. В одно мгновение стены вокруг города стали разрушаться и падать до основания. Войска зашли в город. Раав и её семья слышали отчаянные крики и стенания соседей. Запомнили ли дети Израиля? Не забыли ли разведчики? Может быть, они забыли всё подробно рассказать Иисусу? Вся надежда была на алую ленту. Дома разрушались и обыскивались, а войска подходили всё ближе. Если разведчики на самом деле забыли предупредить, то дом Раав будет следующим, куда ворвутся солдаты? Но вместо того, чтобы выбить дверь, они легко и уважительно постучали в неё. Дружеский голос позвал: «Раав? Раав, ты там?» Эта женщина, Раав, взволнованно ответила и открыла дверь. С глубочайшим уважением и высочайшим достоинством блудницу Раав, её отца и мать, её братьев и сестер, её племянников и племянниц с военным эскортом провели мимо сражающихся и привели в безопасное место, чтобы больше никогда не побеспокоить.
«Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путём), не погибла с неверными».
Судный День пришёл в Иерихон. Судный День идёт в Лондон, в Англию, в весь мир. Будут отчаянные крики и стенания. «Се, грядёт с облаками, и узрит его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» (Откр. 1:7). Когда наступит этот день, будет одна надежда: кровь Того Самого Господа Иисуса Христа. Те, у кого всё на месте, не будут разочарованы. Пусть те, самые грешные и самые благодетельные, читающие эти строки, доверятся тому, что имеет значение. Красной ленточке. Этой драгоценной крови.
XXVII.
Гедеон и Варак
Евреям 11:32
И что ещё скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках.
Теперь наш писатель желает продолжить свой выбор особых персонажей Ветхого Завета. Но он предвидит и опасается, что кто-то может подумать, будто упоминавшиеся выше люди - единственные в Ветхом Завете, имеющие веру. Поэтому он начинает менять тему, называет определённых людей как будто наугад, имея ввиду, что этот список он может продолжать и продолжать. На самом деле, переходя к 33-ему стиху, он перестаёт называть фактические имена и начинает перечислять события, тем самым предлагая, чтобы мы сами продолжили список имён! Во всяком случае наш писатель хочет, чтобы мы знали, что список перечисляемых событий бесконечен. Перед Иоанном стояла та же дилемма: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Иоан. 21:25).
Упоминая в поел. Евр. 11:32 ряд имён, наш писатель полагает, что события мы впишем сами. Он, кажется, думает, что к этому времени мы, несомненно, изучили ход его мыслей. А, следовательно, должны понимать, что он имеет ввиду, упоминая Гедеона, Варака и т.д.
Наш собственный метод изучения последних глав заключается в том, что мы будем сочетать эти два имени до тех пор, пока не будем вынуждены перейти от личностей к универсальным принципам, содержащимся в событиях, описанных в 34-40 стихах. Мы используем имена этих двух человек в данной и следующей главе не совсем произвольно. Они помогают разработать модель, которая даёт нам возможность весьма успешно вводить такие пары. Гедеон и Варак были слабыми людьми. Самсон и Иеффае были сильными. Давид и Самуил были великими.
Наш писатель переходит от книги Иисуса Навина к книге Судей.
Когда Моисей умер, Бог превознёс его преемника - Иисуса. По ряду причин мы не понимаем, почему Господь не поднимает никого из наследников Иисуса. Любопытно, что Бог часто не даёт человеку, которого Он поднимает, равных ему преемников. Меланхтон * был не таким, как был Лютер, но он придал лютеранству его вид. Беза** был не таким, как Кальвин, но он придал кальвинизму его вид. У Айтфилда не было преемников. У Сперджена не было преемников. Этим любопытным явлениям нет объяснения кроме намерения показать человеку, что они представляют собой без сильного лидерства. Но также и то, что они высоко оценят это сильное лидерство, если оно у них будет. Что может быть печальней, чем поколение без лидера? Только одно — поколение, полное маленьких людей, стремящихся к лидерству, к которому они ещё не готовы (будь это на естественном или на духовном уровне). Возможно, наше поколение похоже на то, которое описано в книге Судей: «Мы переживаем приближение гибели величия, когда «каждый делает то, что ему кажется справедливым»» (Суд. 17:6).
* Меланхтон Филипп, немецкий протестантский богослов и педагог, сподвижник М. Лютера
** Беза Теодор, деятель Реформации в Швейцарии и во Франции; после смерти Кльвина - глава европейских кальвинистов.
В течении трёхсот лет после Иисуса Бог не давал Израилю истинно великого лидера, а только тех, кто назывались «судьями». Они поднимались, вероятно, по одной из двух причин (иногда по обеим): быть третейскими судьями в человеческих делах (т.е. гражданских или личных спорах) и обеспечивать военное руководство во время вражеской угрозы. Только маленькая горсточка этих судей заняла место в истории Ветхого Завета.
Положение Израиля в те времена было следующим. Они жили теперь в Ханаане и составляли конфедерацию двенадцати независимых племён. Но Израилю не удалось полностью уничтожить всех жителей Ханаана и это обернулось для них источником постоянных бед. Ханааниты стали их неизменными врагами. А причина их болезни гнездилась вот в чём: они забыли Бога. Они утвердились в Ханаане и забыли, кто дал им эту землю. Они стали жить так, как будто кроме природы больше ничего не было. Их уже не оскорбляло существование чуждых им богов на этой земле и вскоре они отдались идолопоклонству.
Варак
Наше любопытство заставляет нас сразу спросить, почему Варак? История Барака - это история о Деворе. Но в «главе веры» упоминается имя Барака. Почему? Ответ не является ни малейшим для нас, кто по природе своей силён, ободрением.
Нужно начать с Деворы. Она была одной из судей, которых Бог поднял в Израиле. Тот факт, что Бог вынужден был поднимать женщин, говорит многое о мужчинах того времени. Я особо обращаюсь к государственным делам. Бог был огорчён. Но они стали взывать к Нему (Суд. 4:3). Почему? Потому что Господь предал их в руки жестокого и лютого Иавина - царя ханаанского. Военачальником ханаанской армии был человек по имени Сисара. У Сисары было девятьсот железных колесниц - грозное оружие и средсво передвижения. Он был источником угнетения вот уже двадцать лет - долгое время, когда рядом плохие соседи.
Деворе было дано известие от Господа: «Бог готов отдать в руки Израиля Сисару, военачальника Иавиновой армии» (Суд. 4:7). Она сказала Бараку привести десять тысяч человек на гору Фавор, чтобы победить Сисару. Варак, однако, не слишком стремился стать героем или мучеником. Он так ответил Деворе: «Если ты пойдёшь со мною, пойду; а если не пойдёшь со мною, не пойду» (Суд. 4:8). Девора согласилась, но поставила одно условие: «Пойти пойду с тобою; только не тебе уже будет слава не сем пути, в который ты идёшь; но в руки женщины предаст Господь Сисару...» (Суд. 4:9). Другими словами, Варак войдёт в историю, как разделивший славу с женщиной! Нужно отдать Деворе должное - она была чувствительна к мужской гордости. Эта «мать в Израиле» (так она стала известна в Израиле - Суд. 5:7) не была феминисткой, она была благочестивой женщиной.
Варак, казалось, понял значение того, что имелось ввиду. Но он решил, что без Деворы он не пойдёт. «И встала Девора и пошла с Бараком в Кедес» (Суд. 4:9). С Деворой на своей стороне Варак одержал замечательную победу. В результате: «...пало всё ополчение Сисарино, не осталось никого» (Суд. 4:16). Разумеется, это был очень счастливый конец. В книге Судей 5 записана Песнь Деворы и Барака, которая кончается словами: «И покоилась земля сорок лет» (стих 31).
Но почему же упоминается вера Барака? По двум причинам. Во-первых, Бог не требует от нас, чтобы мы вменяли себе больше веры, чем есть на самом деле. Павел увещевает каждого из нас: «...не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12:3). Бог не просит нас подниматься на уровень собственной некомпетентности (принцип Петра), а также Он не просит искушать Его нашими деяниями, как будто у нас есть дар или способность, каковых на самом деле у нас нет.
Нужна большая вера, чтобы реально себя оценивать. Есть много несчастных христиан, которые могли бы «здраво судить» о себе, если бы однажды избавились от своего убожества. Варак просто знал, что не сможет сделать то, о чём просила его Девора, если она не станет на его сторону. Чтобы признать такую зависимость, нужна благодать. Нужна благодать, чтобы сказать: «У меня нет этого (или того) дара. Мне жаль. Я не могу это сделать». Это - вера, потому что она живёт в «пределах» чье-то веры. Слишком многие из нас ведут себя, как безрассудные дети, которые говорят: «Посмотри, мама, я ничего не могу», но всё же отказываются смириться с какими бы то ни было ограничениями и признать свои просчёты.
Вторая и главная причина, по которой упоминается вера Барака - это то, что он никогда не ставил на первое место личную славу. Предупреждение Деворы не испугало его. Он действовал в соответствии со своим благочестивым желанием увидеть победу Израиля над Сиса- рой. Вот чего он хотел. И ничего больше. Он никогда не думал о личной славе.
Это в конце концов сделало его героем. Героем веры.
Гедеон
Гедеон более известен, чем Варак. Но по своей природе Гедеон не был сильнее. Гедеон тоже был слабым человеком. Секретом Гедеона было не то, кем он считал себя, а то, что Бог видел в нём.
Ситуация была следующей. После сорока лет отдыха, которые были результатом победы Барака и Деворы, у мадианитян появилась довольно скверная привычка ежегодно уничтожать урожай Израильтян как раз накануне его сбора. Так они поступали в течении семи лет. «И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, и возопили сыны Израилевы к Господу» (Суд. 6:6).
Человек по имени Гедеон молотил зерно винным прессом и прятал его от мадианитян. Явился ему под скрытою личиною ангел (Евр.13:2) со следующим посланием: Бог поднял Гедеона, чтобы поразить мадианитян. Гедеон, после споров с ангелом относительно состояния Израиля, стал жаловаться. Он ссылался на то, что племя его в колене самое бедное и на то, что сам он был самым слабым в своей семье!
Господь пообещал быть с ним. Но Гедеону этого обещания было не достаточно. И он потребовал: «...если я обрёл благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною» (Суд. 6:17). Это требование не было бессмысленным. Гедеон просто хотел знать, что это действительно Бог говорит с ним. Гедеон получил знамение после того, как он приготовил мясо и опресноки для ангела, «...и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки». Гедеон сказал: «Увы, мне, Владыка Господи! Потому что я видел Ангела Господня лицом к лицу» (Суд. 6:21-22).
Бог простил Гедеона, потому что Гедеон хотел удостовериться, что это действительно Бог обещал использовать его. Конечно же, Бог понял и предоставил Гедеону внешнее подтверждение его веры, которого, разумеется, хватило, чтобы убедить его на всю жизнь. Можно подумать, что этот Гедеон уже больше никогда не будет сомневаться.
Но нет. Гедеону больше никогда не следовало бы подвергать сомнению благосклонность Бога. Но он это сделал. Ему никогда не следовало просить подтверждения, что его поднимает именно Бог. Но он попросил. Ему никогда не следовало бы снова идти к Богу и просить ещё одно подтверждение того, что он на тот момент является Божьим человеком. Но он пошёл. За этим последовала знаменитая овечья шерсть Гедеона. «И сказал Гедеон Богу: «Если Ты спасёшь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасёшь рукою моею Израиля, как говорил Ты»» (Суд. 6:36). Бог исполнил требование Гедеона. На следующий день он выжал из стриженой шерсти полную чашу воды. Разумеется, такое необычное явление избавит от всех сомнений!
Но нет. Гедеон был уверен, что поймёт - «то буду знать». Но он не понял так, как думал «знать». Гедеон стал чувствовать неловкость перед Богом. «Не прогневайся на меня, если ещё раз скажу и ещё только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса» (Суд. 6:39). На следующий день шерсть была сухой, а на земле была роса.
Что мне нравится, так это то, что Бог давал Гедеону все желаемые им знаки. Сначала одним способом, затем другим - так, как Гедеон просил. Бог легко мог бросить этого слабого, сомневающегося человека, отказаться исполнять всю эту чепуху и найти другого человека - того, кто поверил бы Ему с первого раза. Но Бог остался с Гедеоном. Бог увидел в нём необработанный бриллиант и назвал его «мужем сильным» (Суд. 6:12) даже прежде, чем у него появился шанс дожить до такой вменяемой силы! Гедеон, в конечном счёте, достиг одной из самых памятных побед Израиля над врагами, описываемых Святым Писанием. Это та победа, которую наш писатель на самом деле имел ввиду.
В любом случае, Гедеон и Варак являются примерами слабых людей, которых благостно и могущественно использует Бог. Если Бог использует Гедеона и Барака, Он может использовать каждого. Я не представляю себе более ободряющей мысли, чем эта.
XXVIII.
Самсон и Иеффай
Евреям 11:32
И что ещё скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках.
И что ещё скажу? Недостанет времени, чтобы повествовать о...Самсоне и Иеффае...
Два человека, о которых пойдёт речь в этой главе, были сильными людьми. У одного из них был ум (Иеффай), а у другого - мускулы (Самсон). Иеффай был грубо изгнан, а затем Израилю понадобилось его разумное руководство. Самсон был ярким образцом человеческой природы, человеком, который с корнем вырывал всё, что его раздражало или стояло на его пути. Тем не менее, у этих двоих было кое-что общее: скверное позорное пятно, которое помнится больше, чем их вера.
Если бы писатель послания к Евреям не упомянул их, кому из нас пришло бы в голову сделать это? Большинство из нас думает о позоре Самсона и Иеффая, а, следовательно, не об их вере. Наш писатель не был законником. Он мог увидеть их позор в прошлом. И, тем не менее, это правда: люди больше помнят плохое, нежели хорошее. Невилла Чемберлена до сих пор помнят в первую очередь за то, что он не смог определить, кем был Гитлер на самом деле. Ричарда Никсона в первую очередь будут помнить в связи с делом Уотергейт. Но наш автор хочет, чтобы мы взглянули на Самсона и Иеффая не с точки зрения их ошибок, а как на людей веры. И снова мы выполняем нашу работу - заполняем пустые места и говорим то, что хотел сказать наш писатель об этих двоих людях.
Иеффай
Самое интересное, что возникает из рассказа о Иеффае - это вопрос «основного потока». Что такое основной поток? Все мы, какими бы ни были наши христианские традиции или предпосылки, считаем, что находимся в основном потоке христианства. Основной поток определяется как «река с притоками». В переносном смысле это «главное направление или тенденция». Кто же, в таком случае, является главной линией христианства? Римские католики считают, что они. Английская церковь думает, что она. Реформисты считают себя главной линией (Кальвин и Августин). Менониты и часть баптистов - себя (через анабаптистов и донатистов). Я знаю человека, который уверен, что находится на главном направлении. Он прогнозирует, что если Возрождение когда-нибудь придёт, то оно придёт в Америку. Под Америкой он подразумевает Кентукки. Под Кентукки он подразумевает Эшланд, Кентукки. Под Эшландом, Кентукки, он подразумевает определённую улицу в Эшланде (и определённый адрес). Все мы чувствуем (или хотим чувствовать) себя наследниками апостолов, к каким бы традициям мы не обращались.
Однако, одно можно было сказать о Иеффае наверняка: он явно находился не в основном течении. Но это как раз то, что нравится в нём нашему писателю. Нашему писателю нравится освещать то, как Божья слава приходит к тем, к кому мы не ожидаем. Иеффай был сыном проститутки. Вследствие этого он был изгнан (Суд. 11:2). Хуже всего было то, что он привлекал к себе все отбросы общества. Поскольку Иеффай был прирождённым лидером, он привлекал к себе только никому не нужных людей. Это сделало его крайне непривлекательным для «основного потока» древнего Израиля. Никто из «значительных» людей не замечал Иеффая и его банду. Иеффая и его людей избегали, как чуму. Можно также добавить, что Иеффай держался вызывающе. В конце концов, начало его жизни было плохим, и он рос с ощущением отверженности.
Но мне хотелось бы дать несколько другое определение «основному течению». Это тот, к кому поворачивается Бог, тот, через кого Ему нравится проявлять Себя. Между прочим, как правило, это люди, которые находятся «вне лагеря». Наш Господь Иисус Христос точно не был в «основном потоке» в Своё время. Он пострадал «вне врат», чтобы освятить людей Своею кровью. «Итак, пойдём к Нему за стан, нося Его поругание» (Евр. 13:12-13). Когда Бог обращается к определённому человеку, часто все остальные начинают удивляться. У Бога есть способ сделать тех, от кого этого не ожидают, центром Своего нового деяния.
Все знали о Иеффае, но никто из тех, кто был «значим», не призывал его до определённого дня. Но, будучи в совершенном отчаянии, дети Израиля обратились к отбросам общества за помощью. Они сделали это, когда аммонитяне пошли войной на Израиль (Суд. 11:4-5). Они даже сделали Иеффая своим военачальником. Он оказался в стратегически выгодном положении и весь Израиль на коленях умолял его. Первой задачей Иеффая было простить мир и избавиться от ощущения отверженности. Как бы там ни было, но теперь главной линией было лидерство и командование Иеффая. Внезапно от него стало зависеть будущее.
Но чем была вера Иеффая? Она была прекрасным пониманием Божьих целей в истории. Иеффай может и был изгнан из Израиля, но он знал его историю. Он выполнил своё домашнее задание. Никогда не недооценивайте это - Бог использует знание. Сказано, что Стефан говорил с такой властью, что «не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деян. 6:10). «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 -е Пет. 3:15). Своим знанием Божьих целей в истории Иеффай заставил своих врагов постыдиться. А случилось следующее. Царь аммонитский затеял с Израилем спор по поводу события, которое произошло триста лет назад. Он обвинил Израиль в том, что тот взял землю его. Были ли у царя аммонитского для этого основания? Совсем не было, как утверждал Иеффай. Событие за событием, Иеффай проследил все шаги Израиля, начиная с его выхода из Египта. Когда Израиль атаковали, Бог дал ему силу для защиты. Более того, именно Господь Бог выселил аморритов, а кто захочет воевать против Бога? Более того, Иеффай продолжал: «У вас, у аммонитов есть бог; что он дал вам? И не только это; царь моа- витский не боролся против Израиля. Не лучше ли и вам? И последнее, - продожал Иеффай, - Израиль уже триста лет живёт здесь; почему вы вдруг забеспокоились о том, на что ваши предки не обращали внимание?» Иеффай пришёл к такому заключению: «Пусть всё решает Бог» (см. Суд. 11:27).
Это была вера Иеффая, он владел истиной.
На этом мне бы хотелось закончить историю Иеффая. Но я не могу. Я обращаюсь к тому ужасному позорному пятну, которое лежало на Иеффае - о котором все помнили, что было, несомненно, самым странным и глупым во всей истории, вплоть до Уотергейтской. Иеффай был сильным человеком и великим мыслителем. Гений человека - это, обычно, его падение. В каждом человеке есть тёмные пятна. Кальвин говорил: «В каждом святом всегда можно найти что-то, достойное порицания». Иеффай поклялся. Глупая и ненужная клятва, что если Господь действительно поразит врага, он принесёт Ему человеческую жертву. Кто будет этой жертвой? Первый, кого он встретит в своём доме (Суд. 11:31).
Бог дал Иеффаю победу. Но не из-за клятвы. Победа была утверждена блестящим доводом самого Иеффая. Но Иеффай стал сомневаться в своём собственном слове. Он почувствовал необходимость поклясться. Клятва - это естественный путь выпрашивания у Бога его славы. Клятвы творят совсем не то, что ожидают от них люди. Клятва - не от Духа, они приносятся потому, что дав её мы начинаем себя лучше чувствовать. Лучше использовать наши чувства для свидетельства Духа. Мы проектируем это хорошее самочувствие на глубины Божьего сердца и объявляем это Его волей, в то время как это почти всегда ничего не значит и наше собственное неверие одевается в одежды самодовольства. Самый прозрачный намёк на человеческие клятвы всех времён и на Божью волю - это случай с Иеффаем. Во-первых, когда мысль о клятве пришла ему в голову, Бог упрекнул его в неверии, предоставив ему возможность принести такую глупую клятву. Во-вторых, печать Божьего неодобрения лежит на том, что Он позволил дочери Иеффая быть первым человеком, вышедшим из дверей его дома. Величайшей глупостью со стороны Иеффая было то, что несмотря ни на что, он сдержал клятву.
Кто-то может возразить, что, как гласит Закон, нужно держать данную клятву (Втор. 23:21). Я отвечу: «Закон не по вере» (Гал. 3:12). Иеффай проявил себя, как человек веры, когда спорил с царём. Он проявил себя глупым законником, когда пришло время доверять Тому Самому Богу, Которого он превозносил. Законническое мышление приводит людей к ненормальным вещам. Поразительно, как человек, разумный в одной сфере христианской жизни, полностью слеп в другой! Примите совет в отношении клятв (он не касается клятвы при вступлении в брак и клятвы быть христианином): не клянитесь. А если и поклялись, забудьте свою клятву. Как говорит Божье слово - не клянитесь, вместо этого соблюдайте Его слово. Вы связаны Его словом ещё до того, как принимаете клятву. Клянясь делать то, что Библия уже открыла, вы становитесь своего рода посредником, а если вы клянётесь сделать что- то такое, что не достаточно ясно открыто, вы самодовольно отодвигаете на второй план Божью праведность (вот почему клятвы приводят к большим осложнениям).
Самсон
В отличие от Иеффая, Самсон не только был рождён в уважаемой семье, но также и его родители были благодетельными людьми. Наш писатель не хочет, чтобы мы считали, будто свет Божьей славы освещает только тех, кого мы не ожидаем. Господь сказал матери Самсона: «Ибо вот, ты зачнёшь и родишь сына, и бритва не коснётся головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий; и он начнёт спасать Израиля от руки Филистимлян» (Суд. 13:5). Это не было клятвой матери Самсона. Это было ей прямым указанием Бога. Не нам решать, почему Бог это сделал. Мы только знаем, что Он сделал это. Это было испытанием веры родителей Самсона. Но также это испытание веры самого Самсона.
Не знавшие бритвы волосы Самсона были осязаемым секретом его силы. Его вера питалась от силы его секрета. Эта сила не была интеллектуальной, как у Иеффая, она была полностью физической. Однажды на Самсона напал молодой лев. «И сошёл на него Дух Господень, и он растерзал льва как козлёнка; а в руке у него ничего не было» (Суд. 14:6). В другой раз, стремясь к мщению, «пошёл Самсон и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами; и зажёг факелы, и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны, и нежатый хлеб, и виноградные сады и масличные» (Суд. 15:4-5). Это событие «сделало» Самсона в глазах Израиля. Он позволил своим людям связать себя и доставить в руки филистимлян. «И сошёл на него Дух Господень, и верёвки, бывшие на руках его, сделались как перегоревший лён, и упали узы его с рук его. Нашёл он свежую ослиную челюсть, и, протянув руку свою, взял её, и убил ею тысячу человек» (Суд. 15:14-15). Таким образом, Самсона сделали одним из судей Израиля, и судил он двадцать лет.
Мы можем пожелать закончить на этом наш рассказ. Но мы не можем. Мы уже отмечали, что человеческий гений - это, обычно, его падение. Иеффай был и разумным, и таким глупым. Самсон был мужчиной из мужчин - зрелый, мужественный, красивый. Но у него была ужасная слабость: женщины. Припомним, что у Барака была другая слабость. И у Самсона, и у Барака было нездоровое отношение к женщинам. Варак был привязан к Деборе, как к матери (что-то вроде этого); Самсон относился к женщинам, как к вещам. И всё же примеры Самсона и Барака говорят о том, что Бог может использовать всяких людей. Степень мужской сексуальности, с точки зрения её полезности, не относится к делу. Но тот, чья степень сексуальности высока, намного более уязвим и потенциально опасен. Последние иногда имеют тенденцию обращаться с противоположным полом как с вещью, как с предметом.
Самсон относился к Далиле, как к вещи. Если бы он любил её здоровой любовью, он бы, прежде всего, женился на ней. Во-вторых, он мог бы завоевать её уважение и доверие. Но Самсон и не женился на Далиле, и не добился её уважения. И она знала, почему. Она в свою очередь считала, что ничем ему не обязана. А, следовательно, может высоко оценить себя. Самая высокая предложенная цена: тысяча сто сиклей серебра. От неё требуется: найти секрет силы Самсона.
Нужно отдать должное этому израильскому судье: он всё время успешно противостоял давлению со стороны Далилы. Она трижды врала ему, пытаясь найти секрет его великой силы. У Далилы было два оружия: её тело и приставание. Оба эти оружия она использовала до крайней степени. «И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти» (Суд. 16:16). За этим последовало то, что можно выразить самыми грустными словами из Писания: «И он открыл ей всё сердце своё» (Суд. 16:17). Теперь представьте себе эту печальную-печальную сцену. Суровый Самсон, в зените своей карьеры, но теперь уже павший израильский лидер, жалко лежит на коленях Далилы - он быстро заснул. Момент, которого она ждала, наступил. Кончиками пальцев она держит ножницы и начинает обрезать ему волосы.
Когда Самсон проснулся, он не почувствовал никакой разницы. Он понимал, что она сделала, но чувствовал себя хорошо. «Пойду, как и прежде, и освобожусь». Он чувствовал себя так, как любой человек, отпавший от веры - никакой разницы. Многие отступники поначалу отказываются признать свой грех на основании того, что ничего не чувствуют. Отступник всегда идёт своими путями (Прит. 14:14). Самсон ничего не чувствовал. «А не знал, что Господь отступил от него» (Суд. 16:20).
Но достаточно скоро он это обнаружил, «...наказание за грех ваш, которое постигнет вас» (Чис. 32:23). Филистимляне взяли его. Он был слаб, как котёнок. Он не мог делать то, что всегда делал раньше. Филистимляне жестоко выкололи ему глаза, сковали его и посадили в тюрьму. Когда-то сильный, теперь бесполезный, слабый Самсон был беспомощен и был заключён в тюрьму. Ему ничего не оставалось, как только думать. Размышления над единственной ошибкой могут оказаться самой жестокой пыткой. Должно быть, он тысячу раз спрашивал себя: «Как такой человек, как я, мог попасть в такую неприятность, как эта?» Позором было то, что он стал разочарованием для своих родителей, друзей, соотечественников - и для Бога, который призвал его.
«О, ещё один шанс!», - так, я полагаю, взывала теперь в нём его ничтожная плоть. Но как можно было снова использовать этого жалкого человека?
Но нет ничего невозможного для Бога. Волосы Самсона стали отрастать. Однажды три тысячи филистимлян решили устроить вечер. Они ели и выпивали. Затем, когда им стало нечего делать, они решили послать за Самсоном, чтобы посмеяться над ним. Так случилось, что они поставили его между двух огромных колонн. Самсон шёпотом сказал тому, кто водил его: «...подведи меня, чтобы ощупать мне столбы...и прислониться к ним» (Суд. 16:26). Пока три тысячи филистимлян смеялись, Самсон молился: «О, ещё один шанс!» Он ухватился за два средних столба. Он почувствовал прилив сил. Это была сила, которую он однажды познал и которая, он боялся, никогда к нему не вернётся. Закачался фундамент. «Позволь мне умереть с филистимлянами», - закричал он. Колонны сдвинулись с места, стали падать огромные камни. Самсон был раздавлен, а вместе с ними три тысячи филистимлян.
Его смерть была его самым прекрасным моментом. «И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели, сколько умертвил он в жизни своей» (Суд. 16:30). В одно мгновение он был одновременно восстановлен и использован. «То хорошо, что хорошо кончается». Самсону, чья слава обратилась в стыд, был дан Всевышним Богом уход, и он ушёл в свете возрождённой славы.
XXIX.
Давид и Самуил
Евреям 11:32
И что ещё скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать...о Давиде, Самуиле...
Во время изучения истории стойких приверженцев веры в поел. Евр. 11 у нас не раз появлялся повод упомянуть о предмете величия - или, скорей, о недостатке величия, который наметился в современном мире. Способ жизни и образ мышления совсем немногих создают впечатление величия. В области ли политики или религии, но боюсь, что это правда.
В процессе изучения мы получаем преимущество исследования величия в определённых пределах. Надеюсь, что изучение этой главы даст читателю некоторое представление о том, что такое величие. Продолжаем работать с поел. Евр. 11:32. Этот стих начинает заключительную часть главы «о вере». Гедеон и Варак были слабыми людьми. Самсон и Иеффай были сильными. Давид и Самуил были великими.
Напрашивается вопрос: «Что такой маленький человек?» За ответом не нужно далеко ходить. У него искажённое честолюбие, он думает только о себе, своей карьере и особенно о своём имени. Он стремится не к соблюдению принципа (если он, разумеется, не совпадает с тем, который помогает продвигаться лично ему), а к достижению престижного и пользующегося властью положения. Такой человек редко воспринимает себя объективно. Если он вынужден увидеть себя таким, каким он есть на самом деле, он пожимает плечами и говорит: «А разве остальные не такие же?» Он склонен приписывать себе больше, чем он может, и почти всегда является олицетворением принципа Петра - поднимается на уровень своей некомпетентности. Он убедил себя в том, что истинного величия не существует. Так он оправдывает свою неограниченную жадность.
В поел. Евр. 11 нет ни одного маленького человека. Вера не может породить ничтожество. Вера даёт реальное представление о себе. Вера даёт человеку правильное восприятие себя, и он не приписывает себе больше, чем Бог милостиво дал ему «... Желаю лучше быть у порога дома Божьего, нежели жить в шатрах нечестия» (Пс. 83:11).
Истинное величие имеет место, когда совпадают три составные части - гений, чистота, кризис. Отсутствие одной из составных, вероятно, удаляет возможность величия. Например, в одном человеке может быть и гений, и чистота, но если не будет кризиса, величие не проявится. Мне могут возразить, что такой человек всё равно великий. Отвечу так: «До тех пор, пока кризис не докажет это, гений и чистота остаются только предположением». Должен ли присутствовать элемент гения? Говоря о величии, я имею ввиду не просто великодушие. Я обращаюсь также к качеству ума, который был дан кому-то Богом.
Самуил и Давид были стратегическими личностями в переходный период Израиля от эры судей к периоду царей. Самуил был величайшей личностью после Моисея. Он отмечает конец одной эры и начало другой. Он был последним из судей и первым из нового поколения пророков. Давид был величайшим царем Израиля, он более чем все остальные олицетворял Мессию. Общим для этих двоих людей было величие, потому что каждый из них был побуждаем отрешённостью от земных оправдания и славы.
Самуил
Самуил отказывался поддаваться израильскому синдрому высоко-поставленности. Люди сказали: «...пусть царь будет над нами» (1 -я Цар. 8:19). Они хотели царя, чтобы быть такими, как другие народы. Но своим требованием царя они бросили вызов единственному желанию Бога, чтобы Израилю «быть особым народом для Него, пред всеми народами на лице земли» Желание иметь царя показывает, как дети Израиля выродились духовно. Нет более ясного признака отказа от веры, чем желание быть таким же, как мир. Потому что, будучи похожим на мир, человек теряет тождественность с Христом.
Это популярная тенденция не захватила Самуила и он выступал против неё, предупреждая людей. Он говорил им, что, не говоря уже о духовной стороне дела, даже с прагматической точки зрения царь на троне - это плохой шаг. Потому что экономически это не будет выгодно, появится целый ряд проблем, которые станут препятствовать счастливой жизни, которая уже наступила. «И восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда» (1-я Цар. 8:18). Но народ был непреклонен. «Но народ не согласился послушаться голоса Самуила и сказал: нет, пусть царь будет над нами» (1-я Цар. 8:19). Наступил первый великий кризис Самуила.
Когда лидерство Самуила было отвергнуто, он не принял это близко к сердцу. Это одно из испытаний величия. Маленькие люди всегда принимают отвержение близко к сердцу. Самуил знал, что следовал Божьей воли вплоть до сегодняшнего дня. Он, следовательно, знал, что поступок народа был следствием непослушания Богу. Если бы отказ от его советов затронул бы лично его, он бы сказал: «Вы, люди, не оценили меня. Я отказываюсь от своего положения». Самуил понимал, что сейчас они нуждаются в нём как никогда, даже если сами не осознают этого. Самуил знал, что Самому Богу нужно, чтобы он был там, где находится. Самуилу ничего не стоило сказать: «Я не нужен этим упрямым людям. Пусть они получат то, что заслуживают». Многие способные люди не стали великими только потому, что не смогли вынести отвержения. В этот решающий момент истории Израиля Самуил, хотя совет его и не был принят во внимание, действовал со всей ответственностью перед Богом и людьми, и это было его величайшим испытанием и триумфом.
Каким было следующее действие Самуила? Он приложил немало усилий, чтобы найти Израилю царя. Самуил был первым человеком, определяющим выбор царя. Почему Самуил помогал им делать то, что сам советовал не делать? Потому что Бог сказал ему так поступить. Этого было достаточно. В этом заключалась чистота Самуила - угождать Богу. Маленький человек никогда не смог бы сделать то, что сделал Самуил. Один из симптомов ничтожности - непреклонность. Самуил, однако, делал это не для них. Он делал это для Бога. И он не говорил им: «Я делаю это не для вас, а для Бога». Он был слишком велик, чтобы так поступить. Он стал искать царя так, как будто эта идея принадлежала ему самому. В конце концов, теперь это была воля Бога. «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя» (1-я Цар. 8:22).
Своим величием Самуил обязан также тому, что он никогда не забывал о способе, каким был призван. Это началось, когда он сказал Богу: «Говори, Господи, ибо слышит раб твой» (1-я Цар. 3:9). С тех пор Самуил был верен голосу Бога. Множество хороших и потенциально великих людей сбились с пути, потому что в какой-то точке своего шествия они отказались от скромности следования за Божьим голосом, с которого они начали свою карьеру. Самуил никогда так не делал.
Тот факт, что Самуил нашёл Саула, был следствием тщательного поиска. Но Саул пошёл неправильным путём. «И дал тебе царя во гневе Моём и отнял в негодовании Моём» (Ос. 13:11). Саул - заметное упущение в поел, к Евр. 11:32. Наш писатель переходит от Самуила к Давиду.
Трудно узнать точно, что такое особенное мог сказать наш писатель о Самуиле. Он вполне мог говорить о том способе, с помощью которого Самуил нашёл Давида. Бог сказал Самуилу, что Он хочет «мужа по сердцу Своему» (1-я Цар. 13:14). Когда Самуил пришёл к Иессею, чтобы найти преемника Саулу, Господь сказал: «Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1-я Цар.16:7). К всеобщему удивлению Самуил выбрал Давида. «...И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он» (1-я Цар. 16:12). Самуил отказался от возможности быть оправданным существующим мнением, - в этом тоже его величие. Вера по своей природе ищет только Божьего оправдания. Возможно, Самуилу было трудно пойти навстречу требованию Израиля о царе. Он так сделал потому, что Бог сказал ему это сделать. Вероятно, Самуилу было трудно отвергнуть сыновей Иессея, потому что они на вид казались более умелыми, но он выбрал Давида, потому что так ему сказал Бог. Это было образцом жизни Самуила. Это - то, что сделало его истинно великим.
Давид
Крайне сложно предугадать, что особенного наш писатель мог сказать о Давиде. Жизнь Давида была такой обширной, что можно привести в пример тридцать или сорок событий из его жизни, которые могут быть объяснимы только с точки зрения веры. Какое из них выбрал бы наш писатель?
Если мы удивлялись тому, что Самсон был включён в список людей веры, мы можем быть точно так же удивлены, что имя Давида будет упомянуто в связи с самым печальным часом его жизни. И, тем не менее, это как раз то, что наш писатель мог иметь ввиду. Потому что ему нравится показывать триумф веры над человеческой слабостью. Давид был истинно великим человеком, но он познал падение такое трагическое, что никакой человеческий расчёт не мог предвидеть, что он когда-нибудь снова может стать полезным Богу. Но тот факт, что ребёнок Вирсавии стал одного роду с Мессией, доказывает Божью благодать.
У нас уже был повод обратиться к генеалогии от Матфея (упоминание о Рахав, Матф.1:5). Тема непрерывности Авраамова семени является весьма выдающейся в главе «о вере», и поэтому тема генеалогии более всего уместна. Что касается генеалогии от Матфея, то в ней, кроме названных имён, составляющих прямое родство с семенем Мессии, как правило, нет никаких деталей. Но в Ев. от Матф.1:6 мы читаем: «Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею». Почему Матфей удосужился представить это уточнение? Полагаю, что это свидетельствует о том же способе мышления, что проявил в поел, к Евр.11 наш писатель.
Первый значительный вопрос: «Как мог человек, избранный по сердцу Бога, так низко пасть?» Давид, достигший расцвета лет и вершины карьеры, поддался искушению, а затем и греху. Дело было вот в чём. В то время, когда Иоав и его слуги жестоко сражались, Давид оставался в тылу, в Иерусалиме. Однажды под вечер, после дневного отдыха, Давид прогуливался на крыше своего дворца. Неподалёку он заметил купающуюся прекрасную женщину. Вместо того чтобы воспротивиться побуждению, он послал слуг, чтобы они узнали, кто эта женщина. Те вернулись с известием: «Её зовут Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии, воюющего солдата». Последнее сообщение должно было остановить Давида. Но нет. Он послал за ней, и она пришла, и он спал с ней. Мы не знаем, было это только один раз или длилось некоторое время. Но мы точно знаем, что возникла проблема. Вирсавия забеременела и ждала ребёнка.
Давид принял решение, на его взгляд весьма изобретательное. Он послал за Урией и позволил ему провести уикенд со своей женой. Срок беременности Вирсавии был очень малым и Урия никогда бы не засомневался, что это его ребёнок. Но всё пошло не так, как было задумано. Давид и предположить не мог, что у Урии был комплекс вины. Он не мог предаться развлечениям со своей женой, в то время как его друзья- солдаты сражались. Узнав об этом, Давид понял, что у него большие неприятности. Дела пошли ещё хуже. Теперь Давид принимает самое малодушное и непродуманное решение: он отправил Урию на передовую, где тот, скорей всего, будет убит. Так и случилось. Это принесло Давиду временное облегчение, пока не пришёл человек по имени Нафан и не заставил его признать свой грех (2-я Цар. 12:1-13). Первой реакцией Давида было стремление оправдаться, но когда его грех был воистину обличён, он признал его. Если кто-то захочет узнать, каким образом человек, избранный по сердцу Бога, согрешив, начинает осознавать свой грех, ему следует прочесть Пс. 50: «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что ты праведен в приговоре Твоём и чист в суде Твоём» (Пс. 50:6). Этот псалом - подтверждение Божьей справедливости, Божьей праведности, Божьего оправдания. Давид продолжал: «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50:13). Он не сказал: «Не забирай у меня моё царство». В основе печали Давида лежало осознание того, что он предал Бога. Грех Давида показал, где на самом деле было его сердце. Он не оправдывал себя и не обвинял Бога. Он обвинял себя и оправдывал Бога.
Таким образом, секретом величия Давида были прямые отношения между его сердцем и сердцем Бога. Давид согрешил ещё раз, когда исчислял народ. Ему на выбор было предложено три наказания. Он ответил так: «Тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне» (2-я Цар. 24:14). Им правили его отношения с Богом. Давид был движим не своим царством и славой, но, скорей, фактом Царства Мессии. Он видел впереди Царство Мессии. Давид хотел построить Храм. Когда ему было сказано, что он не сможет этого сделать, он согласился. Он никогда не видел своей окончательной целью собственное царство. Он смотрел дальше. Так же, как и Самуил, он не чувствовал необходимости в земном оправдании. Он наслаждался небесной славой Бога. Давид был самым великим Царём Израиля, потому что он, более чем другие, находил наслаждение в Божьих путях и Его славе. Чем больше люди взирают на Бога, тем полезней они на земле. Какой контраст с сегодняшним днём, когда люди взирают на мировых лидеров!
Так же, как величие Самуила восходит к его призванию, так и величие Давида восходит к тому времени, когда он ещё не был царём Израиля. В то время, когда весь Израиль был напуган, Давид, который тайно был помазан на царство, стал неожиданным героем. Израиль был в ужасе из-за великана Голиафа, рост которого составлял девять футов шесть дюймов (два метра девяносто сантиметров). Голиаф постоянно кричал к войскам израильским через долину, поносил Бога Израиля. Он вызвал на состязание одного израильтянина, но, конечно же, никто бы на это не согласился. Когда Давид услышал об этом, он был напуган тем, что так мало веры было у солдат. Давид видел в Голиафе просто необрезанного филистимлянина. Если никто не примет вызов Голиафа, тогда его примет Давид. Он мог бы думать так: «Я должен стать неуязвимым. В конце концов, я будущий царь Израиля. Если Голиаф ранит или убьёт меня, у меня не будет шанса стать царём». Но подобные мысли никогда не приходили ему в голову. Он кричал Голиафу: «Ты идёшь против меня с мечом, и копьём, и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которых ты поносил» (1-я Цар. 17:45). Одним ровным камнем Давид невольно убил Голиафа, затем взял меч Голиафа и отрубил последнему голову. Давид не испугался Голиафа и не испытывал необходимости защищать себя.
В Давиде был тот Дух, который не только привёл его к трону, но и к величию, которым он известен. Истинное величие состоит не из любви к жизни. У Давида не было необходимости оправдывать себя. Это было секретом его величия, это была его вера. Он был настолько уверен в силе и воле Бога, что выпустил из виду самого себя.
Пока люди будут наполнены сами собой, величие будет продолжать обходить конец двадцатого столетия десятой дорогой. Вера - это благодать, лишающая наполненности собой. Вера была у Самуила. У Давида. А у нас?
XXX.
Пророки и другие
Евреям 11:32-38
И что ещё скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жёны получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
Несмотря на то, что нельзя быть уверенным в том, что именно сказал бы наш писатель о людях, упоминаемых им в поел, к Евр. 11:32-38, нужно признать, что определение значения слова «пророки» требует значительных размышлений. Имел ли он ввиду таких людей, как Иеремия и Исаия? Говорит ли он о всех тех людях, именами которых названы книги Ветхого Завета? Относится ли поел, к Евр. 11:32-38 только к тому, что делали «пророки»?
Кто такие «пророки»? Вероятно, Илия и Елисей — именно те, кого мы называем «пророками». Поскольку примеры Барака, Гедеона, Самсона и Иеффая описаны в книге Судей, история Самуила - в 1-й кн. Цар., а Давида - в 1-й и 2-й кн. Цар., то вполне возможно, что наш автор просто продвигается вперёд по Пророческим книгам и переходит к Илие в 3-й кн. Цар. и к Елисею в 4-й кн. Цар. Ссылка в послании к Евр. 11:35 на женщин, которые «получали умерших своих воскресшими» ясно относится к Илие и Елисею (см. 3-я Цар. 17:22 и 4-я Цар. 4:35). А ссылка на «угашение силы огня» в поел, к Евр. 11:34 могла появиться для описания истории Седраха, Мисаха и Авденаго, которые были в печи, раскалённой огнём (Дан. 3:25), но на самом деле не являлись пророками. Но Даниил, который «заграждал уста львов», действительно был пророком. «Поминание о «перепиливании» (к Евр. 11:37) может относиться к событию в период Maccadee *
* Член еврейской семьи, который возглавил мятеж (168-142 гг. до н. э.) против про- греческой политики Антиоха IV. Его сторонники объявили себя правителями Палестины (142-63 гг. до н. э.).
Что же тогда означает слово «пророк». Самуил часто считался первым пророком царя. Но Моисей был пророком. И Енох тоже. Даже Авель был пророком (Лук. 11:50-51). Иоанн сказал, что «свидетельство Иисусово есть Дух пророчества» (Отк. 19:10). Как пишет Иоиль «будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Иоиль 2:28). Если наш писатель говорит о «пророках» в очень узком смысле, он, предположительно, имеет в виду людей таких, как Илия и Елисей, и скорей всего тех, чьими именами названы книги Ветхого Завета. Но если придать более широкое значение слову «пророки», оно станет означать всех христиан - разумеется тех, кто имеет прямые и жизненные отношения с Богом. Наш писатель хотел ободрить всех, читающих это послание, а не только «духовенство». Священники времён Ветхого Завета так или иначе были «духовенством». Пророкам не доставало мандатов, которые обеспечивали бы их правом быть выслушанными.
Однако нам нет необходимости волноваться, если значение, которое вложил наш писатель в слово «пророки» необъяснимо. Ещё меньше мы должны сомневаться в том, что каждый из нас включён в возможности веры, описанной в поел, к Евр.11. Потому что, в конце концов, он вводит слово, обозначающее всех нас - «другие». Особо упоминается это слово в стихах 35-м и 36-м. Другие. Благодарю Бога за эту ссылку на других. Сюда, безусловно, включены и мы с вами. И все наши друзья христиане. Если бы я думал, что возможности веры, описанной в поел, к Евр. И в общем и в стихах с 33 по 38 в частности ограничивались бы определённым поколением или теми людьми, которые были здесь описаны, то читать эту великую «главу веры» означало бы не ободряться, а падать духом. Но что меня заставляет читать её снова и снова - это возможность для меня делать то же самое. Потому что я служу
Тому же Самому Богу. «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр.13:8).
В этой заключительной главе мы будем пользоваться следующим методом: не станем пытаться выяснять, кого именно имел ввиду наш писатель в поел, к Евр. 11:35-38, а постараемся понять, какие принципы действуют в этих стихах, принципы, которые мы можем применить в нашей жизни.