Моисей и поношение Христово

Евреям 11:26

И поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

Тема, которую наш автор развивает в 24-ом стихе поел. Евр., продол­жается в стихе, приведенном выше. Мы узнаём ещё немного о том, что имел ввиду Моисей, принимая такое радикальное решение об уходе из дворца фараона. Моисей предчувствовал, что ему придётся «страдать» (стих 25), выполняя свою новую роль (тем не менее, он не был готов ко всему, что ему предстояло). В 26-ом стихе автор утверждает в несколь­ко другой форме, что Моисей осознавал неизбежность этого страда­ния. Теперь это «страдание» называется «поношением Христовым». Таким образом, этот стих является дальнейшим развитием начального решения Моисея не называться сыном дочери фараона.

Разумеется, Моисей не мог слишком точно предсказать, каким будет предстоящее ему страдание. Оно было более тяжёлым, чем он себе пред­ставлял. Становясь христианином, человек принимает самое важное в жизни решение. Но он не в состоянии охватить всё, что заключает в себе это решение. Иисус говорит: «Следуй за Мной», но мы не можем знать до конца, что это означает. Моисей был вполне уверен, что впе­реди его ожидают тяжёлые дни, как результат того, что он уподобится своему народу. Но он не знал, что встретит сопротивление со стороны именно тех, кому он пришёл помочь.

Ивсё же Моисей думал, что любое страдание в Божьей воле более Ценно, чем жизнь ради чего бы то ни было земного. Что заставляло Моисея держаться своего, так это то, что он «взирал на воздаяние». Это было его мотивом. Не забывайте это: Моисею нужна была мотива­ция. Нужно было что-то, что могло увести его от царского дворца. Кто- То может спросить: «И что же это для Моисея?» Разумеется, он не был глуп. Он был разумным человеком. У него было безопасное и привле­кательное будущее. Он был в самом расцвете - ему было сорок лет.

Конечно же, в основе его решения что-то было. Может быть его подкупили? Может быть, старейшины детей Израилевых собрали матераальные средства и сделали Моисею подношение, равное тому, какое он имел, будучи внуком фараона? Что же было в основе его решения? Как говорит наш писатель, ответ таков: «Он взирал на воздаяние». Но что это означает?

В 25-ом стихе писатель говорит, что Моисей «захотел» страдать. В 26-ом стихе сказано, что Моисей «почёл» некое «поношение». Кто-то скажет, что в этом решении заключалась большая доля риска. Но в при­нятии решения обычно есть элемент риска. Мы, естественно, хотим иметь удовольствие принимать решение, не рискуя. Часто это выра­жается словами «безопасное решение» против «рискованное решение». Некоторые предпочитают ездить поездом, а не лететь самолётом. Не­которые предпочитают ходить пешком, а не ездить в автомобиле. Не­которые помещают деньги в банк, а некоторые покупают чулок. В цер­кви кто-то скорей даст два процента или пять процентов, но не десяти­ну. Некоторые больше ценят человека, чем стигмат искреннего следо­вания за Иисусом. Но в основе сверхъестественного решения Моисея не было никаких материальных гарантий того, что он поступает пра­вильно. На природном уровне его решение, конечно же, было абсурд­ным с точки зрения богатства. Посудите: Моисей был внуком фараона, он жил в роскоши царского дворца, он был наследником царского бо­гатства, он был под охраной и в безопасности. Всё это наш писатель называет «Египетскими сокровищами». Моисей сошёл с ума? Это было умственное расстройство? Его разум повредился?

Нам сказано, как работал разум Моисея. «Ибо он взирал на воздая­ние». В конце концов, это решение оказывается самым прагматичным из всех, какие он мог принять. Он твёрдо определил свою привязан­ность не к египетским сокровищам, а к тому, что наш автор называет «воздаянием». На самом деле это было разумное решение. Это было проницательное и самое благоразумное решение. Оно было выдающим­ся. Разум Моисея работал таким образом: зачем пытаться выиграть битву, если можешь выиграть войну? Жизнь - это битва, но война - это смерть. Жизнь (как мы иногда говорим) - это мышиная возня. Пёс поедает пса, пытаясь вырваться вперёд, подняться, прорваться, чтобы быть замеченным лучшими людьми.

Что сделал Моисей? Он обратил свои взоры на детей Израилевых. Врядли они были людьми, к которым можно было применить такие слова, как престиж или многообещающее будущее. Их постепенно унич­тожали. Сообщение о том, что вас видели с ними, вряд ли бы попало на первую страницу газеты. Но Моисей видел их своими братьями. Более т0го, он видел их «народом Божьим» (стих 25). И ещё более важное: Моисей видел их будущий подъём. Он мог видеть в детях Израилевых то, чего никто другой видеть не мог. Он был способен видеть их конеч­ное наследие и то, что они наследую землю. Моисей видел, что за эти­ми замученными рабами в земле Гесем, стоит Бог целеустремлённый и проектирующий, а не Бог, который действует на авось, Бог, который не знает, каков Его замысел (или замыслы других), не незначительный Бог. Моисей видел за своими «братьями» Бога могущества, ведения и цели. Не было никакого риска в соединении с таким Богом. Соединить­ся с Богом Израиля означало ни что иное, как окончательную победу.

Наш автор использует греческое слово misthapodosian, т.е. «воздая­ние», которое буквально означает «награда за работу». Но это не толь­ко награда в смысле немедленной оплаты или компенсации - не «деньги на бочку!» Misthapodosian используется здесь для обозначения програм­мы оплаты обетованием того, чего стоит дожидаться. Воздаяние - это Божий вексель. Оно оттягивает вознаграждение, достойное ожидания, будь это оправдание, наслаждение или богатство. Это уверенность в том, что Бог утвердит Себя и Свой народ в eschaton - Завершающий День. Моисей в это верил. Отказ называться сыном дочери фараона был наилучшим деянием по его представлению. Он был изгнан из того Дворца и это было хорошо.

Следовательно, позор, который предпочёл Моисей, стал, как часто говорят, «не по хорошу мил, а по милу хорош». Не христиане не могут понять, почему христиане являются христианами. И всё-таки, христи­анин - это мужчина или женщина, которые чувствуют по-другому: им Дано видеть то, что обычный человек видеть не может. Сказано Павлом: «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев - соблазн, а Для Еллинов - безумие, для самих же призванных Иудеев и Еллинов, " Христа, Божью силу и Божью премудрость» (1-е Кор. 1:23-24). То, что кажется совершенно абсурдным на уровне плоти, является совер­шенно восхитительным и полным чудес на уровне веры. Однажды апо­столов избили и осудили. Но они ушли «из синедриона, радуясь, что за Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5:41). Какова сущность этого позора? Это три составляющие. (1) Одиночество. Это осознание того, что вы не можете заставить другого человека увидеть то, что видите вы (пока Бог не покажет ему). Поскольку Бог любит каждого так, как будто кроме него любить больше некого, так и чело­век, терпящий позор Христа, любит Бога так, как никто другой. Никто не становится христианином прежде, чем принимает своё решение в одиночестве. (2) Молчание. Это осознание того, что вы не можете выс­тупать в свою защиту. Христос, когда Он был злословим, «не злосло­вил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1-е Пет. 2:23). Не было ни единого способа, с помощью которого Мои­сей мог бы убедить в своей правоте дом фараона. (3) Стыд. Это осозна­ние того, что в глазах людей вы выглядите довольно непривлекатель­но, возможно, даже позорно. Позиция, которую вы заняли, как раз яв­ляется той, которая бесит их. Они выставят вас (заставят чувствовать себя) дураком. Эта «потеря своего лица» является тем, чего азиат, на­пример, боится больше всего. (В таком случае, все мы - азиаты).

Это поношение Моисей «почёл большим для себя богатством»! Сколько этого богатства? Он посчитал это поношение большим, неже­ли сокровища Египта! Почему бы и нет? Иисус спрашивал: «Ибо ка­кая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повре­дит?» (Мар. 8:36). Решение Моисея было самым прагматичным из ког­да-либо принимаемых человеком. Однажды, дорогой читатель, вы ум­рёте. Что потом? Иисус сказал: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Луки 12:15). «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф. 6:19-20).

Есть ещё одно, что необходимо увидеть в нашем стихе и чего мы еще не коснулись. Этот позор называется «поношением Христа». Как это может быть? Моисей жил почти за полторы тысячи лет до рождения Иисуса из Назарета. Как это могло быть названо «поношением Хрис­та»? Может быть, это наш писатель накладывает на Моисея свою тео­логию? Отчасти, да. Наш писатель действительно-таки накладывает поношение Христа на Моисея. Но почему? Потому что поношение оди­ночества, молчания и стыда универсально истинны для Божьего наро­да, оно переступает пределы времени. Оно всегда имеет эти три состав­ные. Поэтому, когда пришёл Иисус, Он воплотил их в Своей личности совершенно. Он стал совершенным примером того, как был гоним Бо­жий народ во все времена. Следовательно, это названо поношением Христа, имеет ли оно место до нашей эры или в нашей эре. И всё же, есть ещё кое-что, что нам следует усматривать в решении Моисея. В этом воздаянии он видел славу, которая и послужила мотивом того, что он совершил. Я не говорю, что он физически видел личность Иисуса или мог бы назвать это поношение поношением Иисуса Христа. Когда Моисей принимал то решение, которое он принимал, то лично с ним имел дело вечный Сын Бога. Потому что «Иисус Христос вчера и се­годня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). И потому, что это был наш Господь, имеющий дело с Моисеем, мы можем быть уверены, что Моисей видел в этом воздаянии «фигуру» такую любимую и такую могущественную, что убеждённость и уверенность в выходе из Египта стала для него са­мым лёгким из всех решений. Наш писатель просто дал этому поноше­нию имя, которое Моисей видел фигурально - «Христос».

В поношении Христа скрывается самое великое из всех богатств: ра­дость Господня, Его защищающее ведение на наше путешествие по зем­ле и на небеса. Моисей видел это. Он «взирал» на это. Только глупец поступил бы иначе.

Не глуп тот, кто поношение Христа считает большим богатством, чем сокровища и удовольствия этой жизни. Глуп тот, кто так не делает.

Однако Моисей поспешил, думая, что до Великого Избавления лю­дей Гесема осталось несколько часов, а защищающее предведение на­шего Господа - это более, чем компенсация за «поношение». Не жалейте Моисея, который оказался в пустыне. Следующие сорок лет являлись не только подготовкой, но и самыми счастливыми годами его жиз­ни. Бог возмещал каждую нужду, даже дал Моисею жену - Сепфору, а °Па подарила ему сына. Эти сорок лет явились годами разнообразного учения. Моисею необходим был отдых от преследования фараона, от подозрения евреев, ему нужно было время подумать, время для того чтобы глубже познать Бога. Божья воля была на Моисее также, когда он пас овец у Иофора, как и тогда, когда он получил Закон на горе Си­най. Ему нравилась его подготовка. '

Путь Бога всегда самый счастливый. Поношение выливается в та­кую радость и славу, что абсолютно невозможно определить разницу между благословением и испытанием.

 

XXII.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: