Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их

Стоит ещё раз сказать о важности знания Ветхого Завета. Болезнь, общая для современных христиан - это недостаточные знания Библии вообще и Ветхого Завета в частности. Думаю, что будет справедливо, если мы скажем, что не можем совершенствоваться в теологии отчасти потому, что не уделяем достаточного внимания Ветхому Завету. Часто забывают, что ранние церкви не имели Нового Завета, а только Ветхий Завет. У ранней церкви, имевшей такую силу и понимание, не было четырёх Евангелий, посланий Павла или послания к Евреям. Прошло достаточно много лет, пока у типичной церкви появилась хотя бы одна книга Нового Завета. Что же тогда у них было? Ветхий Завет. Они были вынуждены сами искать места, где написано о Мессии, а также, что не менее важно, они читали Ветхий Завет в свете Благой Вести Иисуса Христа.

В связи с этим, очевидно, у евреев было явное преимущество перед остальными. Павел сделал вывод: «Итак, какое преимущество быть Иудеем?...наипаче в том, что им вверено слово Божье» (Рим. 3:1-2). Это означало, что они были вскормлены языком Сиона вместе с моло­ком матери, а истории, описанные в поел. Евр. 11 и принимающиеся на веру, были у них фольклором. Таким образом, не евреям нужно было многое познать. Но есть одно, что они должны сделать обязательно. И мы тоже, если хотим быть достойными, чтобы «привиться» оливе по природе (Рим. 11:16-24). Я бы потребовал от читателя уделять больше времени чтению Ветхого Завета - всего и снова, и снова. Начните сей­час. Вы удивитесь тому, как много вы узнаете и насколько дальше вы кажетесь через шесть месяцев. Читая Новый Завет с начала до конца, ВЫ просто-напросто не сможете его понять полностью, если не будете в промежутках уделять должного внимания Ветхому Завету.

Наш писатель продолжает историю Моисея, на этот раз перескочив от его личной веры и переживания к его расширяющемуся служению В поел. Евр. 11:24-27 речь идёт о вере Моисея и о начальном периоде подготовки. Два оставшихся стиха, имеющих отношение к Моисею касаются его, как великого народного лидера. Многое случилось за то время, которое прошло с момента, когда горел куст, и до события, на которое ссылается настоящий стих. Горящий куст был Божьей печа­тью на жизнь и служение Моисея. Также он был подтверждением тому, что Бог освободит детей Израиля от их ужасного рабства в Египте. Для Израиля это значило также много, как и для Моисея. То же самое мож­но сказать о любом подлинном опыте общения с Богом, опыте данном мужчине или женщине. Он даётся не единственно для того, чтобы убе­дить в любви Божьей и прояснить Его волю, это способ окончательно­го благословения.

Мы легко можем подумать, что необходимая Моисею подготовка за­кончилась. Несомненно, сейчас он готов. Но предстоящее освобожде­ние детей Израиля требовало ещё большей подготовки Моисея (не го­воря уже о людях, которых он выведет). Зачем Моисею ещё большая подготовка? Потому что он в ней нуждался. Это серьёзное предупреж­дение всем нам, кто является лидером: помните, что мы всегда учимся и проходим подготовку. Если врачу следует ежедневно заниматься ме­дицинской практикой, то насколько больше должен признавать практи­ку врачеватель душ. Моисей учился, продвигаясь вперёд. Мы никогда не перерастём необходимость большей подготовки. Наивысшее под­тверждение Всевышним Богом высокого звания - это Его дар нескон­чаемой подготовки тех, кого Он намерен использовать. Более того, ни­какая задача не может сравниться с той, которая стоит перед нами.

Подготовка для Моисея от момента горящего куста и до Пасхи зак­лючалась в том, что Бог делал его лидером людей. После горящего ку­ста его подготовка стала ещё более тяжёлой и суровой, чем прежняя. Этот опыт, который он приобрёл с момента горения куста и до Пасхи, сделал его великим лидером. Верховное прикосновение Бога к челове­ку производит величие. Наше поколение, среди прочего, конечно же, наблюдает и это: недостаток величия. Посмотрите сегодня на народы- По обеим сторонам Атлантики мелкие людишки дерутся за власть. Это жалкое и грустное зрелище. Вот разница между великими и мелкими людьми. Великий человек стремится к принципам, а маленький жаж­дет положения. Если человек истинно заботится о принципах, то поло­жение его найдёт. Моисей был истинно великим человеком и необыч­ным лидером. Большинство сегодняшних «лидеров» - это последова­тели. Они проводят неофициальный опрос общественного мнения, выясняют, каково мнение большинства, а затем громко объявляют о своей «сильной» позиции так, как будто она их собственная. Сегод­няшний «лидер» слюнит палец, поднимает его, чтобы определить, от­куда дует ветер. Потом, как будто за ним гонятся, делает один-два прыж­ка, становится впереди течения и объявляет себя его лидером. Это зло­вещий знак того времени, когда Бог не готовит людей к истинному ли­дерству.

Это было самым тяжёлым уроком, который должен был усвоить Моисей. Люди редко бывают ведомы основополагающим принципом. Они ведомы удачными результатами. Пока всё было хорошо, дети Из­раиля превозносили Моисея. Но любая неудача злила их. Один день они носили Моисея на плечах, на другой день они его проклинали. Когда Моисей впервые объявил Израилю, что Бог послал его и Ааро­на, чтобы вести их, когда они предъявили людям «знамения», «...пове­рил народ...преклонились они и поклонились» (Исх. 4:30-31). Но ког­да фараон не ответил на первое требование Моисея разрешить людям покинуть Египет, они настроились против Моисея и кричали: «Да ви­дит и судит вам Господь за то, что вы сделали нас ненавистными в гла­зах фараона и рабов его и дали им меч в руки, чтобы убить нас» (Исх. 5:21). Это роптание много раз будет повторяться детьми Израиля в последующие несколько лет.

Это было для Моисея более искусной подготовкой. Его проблемы были уже не его личными, они стали проблемами Царства Божьего. Некоторые из нас никогда не смогут совершить такого превращения. Некоторые из нас всю жизнь весьма заботятся о своих личных, семей­ных проблемах, хотя наша забота о Царстве Небесном должна быть на Нервом месте, не так ли? Разница между типичным сегодняшним хри­стианином и Божьим человеком может быть определена тем, живёт ли он ради личной безопасности и удовольствия или ради превосходящей заботы о Божьем Царстве. Моисей был семейным человеком, он был мужем и отцом. У него были семейные заботы (Исх. 4:18-26). Но пришло время, когда его основными проблемами стали не личные, а те которые имели отношение к Божьему Царству. То, что когда-то было заботой о личном выживании, стало заботой о том, чтобы выжил Бо­жий народ. Это был новый Моисей, не просто тот, кто отказался назы­ваться внуком фараона, но Моисей, который пойдёт наперекор фарао­ну, чтобы освободить Израиль.

Когда наш автор говорит нам, что Моисей совершил Пасху, возника­ют детали, предшествующие Пасхе. Детали, о которых нам не следует забывать. Пасхе предшествовал ряд безрезультатных столкновений с фараоном. Самые правдивые слова, когда-либо произнесенные фарао­ном, были следующими: «Я не знаю Господа» (Исх. 5:2). Но фараону было суждено Его узнать самым тяжёлым способом. Последовала це­лая серия бедствий, пришедших в Египет. Моисей будет предупреж­дать о предстоящих бедствиях. Фараон поначалу думал, что Моисей запугивает его. Но скоро фараон узнал, что Моисей не запугивал. При­шёл целый ряд бедствий и каждое последующее бедствие становилось ещё более разрушительным: кровь (Исх.7:19 и далее), жабы (Исх. 8:2 и далее), мошки (Исх. 8:16 и далее), мухи (Исх. 8:21 и далее), падёж ско­та (Исх. 9:3 и далее), воспаление с нарывами (Исх. 9:9 и далее), град и огонь (Исх. 9:22), саранча (Исх. 10:12 и далее), тьма (Исх. 10:21 и да­лее). Эти девять бедствий начались с того, что египетские волхвы сво­ими чарами только дублировали первое бедствие, они были полнос­тью сбиты с толку, терпели поражение и были неспособны справиться с тем, что делал Бог. Это подтверждает то, что сатана может зайти до­вольно далеко, подделывая некоторые подлинные деяния Бога. Беды продолжались, и мы снова и снова читаем: Бог ожесточал сердце фара­она (Исх. 7:3,22; 8:15,19,32; 9:7,12,35; 10:20,27). «Ибо Писание говорит фараону: «Для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над то­бою силу Мою и чтобы проповедано было имя Моё по всей земле». Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9:17-18).

Нам, возможно, захочется спросить, почему Бог не сделал ни одно из этих бедствий эффективным? (Ведь Он мог). Я подозреваю, что частично ответ заключается в следующем: Бог хотел увериться в том, что д6ти Израиля никогда не забудут, из какой ямы Он их вынул. Люди могут быть такими забывчивыми. В какой-то мере мы забываем, ста­новимся неблагодарными. Бог также хотел показать в Египте Свою силу, чтобы язычники узнали истинного Бога (Исх. 11:9). Но оконча­тельный ответ на этот вопрос следующий: «Пасха была преддверием величайшего события в истории человечества - искупительной смер­ти Иисуса Христа».

Моисею, самому выдающемуся в мире лидеру людей, всё ещё пред­стояло величайшее испытание. После девяти ужасающих бедствий фараон всё ещё остался непреклонным. Дети Израиля ждали своего часа - удивляясь, сомневаясь и немало упав духом. Ни одно бедствие не имело успеха. Изменит ли что-нибудь мнение фараона? Это, дей­ствительно, был всем вопросам вопрос.

Наш автор, следовательно, говорит нам, что «верою» Моисей совер­шил Пасху. Моисей должен был поставить перед детьми Израиля са­мое необычное, если не неразумное, требование. Ничего подобного прежде не делалось: это было крайне беспрецедентно. Ближайший пре­цедент - жертва Авеля (Быт. 4), но поставленной перед детьми Израи­ля задаче не было исторических прецедентов:

Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агн­цу на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмёт с сосе­дом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколь­ко каждый съест, расчислитесь на агнца.

Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на пере- падине дверей в домах, где будут есть его; не оставляйте от него до утра [и кости его не сокрушайте], но остав­шееся от него до утра сожгите на огне.

Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша На Ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешно­стью: это — Пасха Господня.

А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.

И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной когда буду поражать землю Египетскую. (Исх. 12:3-13). Это было ука­зание Бога Моисею, а Моисею нужно было сделать так, чтобы дети Израиля подчинились этому указанию. Не только это было беспреце­дентным. Не было никаких оснований для уверенности, что это срабо­тает! Не было ни малейшего основания полагать, что капли крови яг­нёнка вообще что-то могут сделать. Таким образом, Моисей должен был убедить детей Израиля в том, что они должны следовать его указани­ям и сделать всё в точности так. «Верою совершил он Пасху и проли­тие крови». Это был акт веры. Когда наш автор говорит, что Моисей совершил Пасху, это означает, что Моисей верил серьёзности Божьего обещания поразить каждого первенца в Египте - от человека до скота. Моисей верил, что Бог буквально сделает это, что он убьёт и детей Из­раиля, если они не будут защищены капельками крови. Это была убеж­дённость Моисея в Божьем слове, но также в Его гневе. Моисей верил Богу, поэтому он собрал всех старейшин Израиля и передал им инст­рукции. «И пойдёт Господь поражать Египет, и увидит кровь на пере­кладине и на обоих косяках, и пройдёт Господь мимо дверей, и не попу­стит губителю войти в домы ваши для поражения.» (Исх. 12:23).

Не было никаких оснований верить, что это сработает. Но Моисей чётко выполнял указания Бога. А народ? «И преклонился народ, и по­клонился» и «...как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали» (Исх. 12:28). Моисею удалось убедить людей последовать указанию. В каждом доме Израиля в тот вечер были капли крови на косяках две­рей? Какое зрелище! Что бы подумал любой проходящий в ту ночь по земле Гесем египтянин? Египтянин мог знать, что дети Израиля к чему- то готовятся, но нельзя было узнать к чему. Да и если бы он узнал, - не поверил бы. Потому что легкость следования Божьему слову - это все­гда «безумие» для мирского человека (1-е Кор. 2:14). Солнце село, как и в любой другой день. Семьи собрались в домах, вероятно сели вокруг столов. На огне жарились ягнята. В тот день еда не была удовольстви­ем для гурманов и не приносила, как обычно, расслабления. Ягнёнок должен был быть съеден с поспешностью («с трепетом» - лучший пе­ревод (это слова автора)), с пресным хлебом и горькими травами (Исх. 12:8,11). Темнело. Вероятно, чаще забились сердца. Детям, которые не понимали, что происходит, хотелось подойти к двери и выглянуть на­ружу. Шло время. Гесем казался непривычно притихшим. Может быть Моисей просчитался? Как может человек знать, что один будет унич­тожен, а другой спасётся?

В Гесеме стояла тишина, но «...сделался великий вопль в земле Еги­петской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца» (Исх. 12:30). По­тому что «в полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетс­кой, от первенца фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота» (Исх. 12:29). Так же, как Пасха символизирует оправдывающую смерть Хри­ста, так разрушение в земле Египетской символизирует гибель греш­ников. Мы, имеющие «мир с Богом через Господа нашего Иисуса Хри­ста», не можем слышать воплей и скрежета зубов нераскаявшихся лю­дей. Но то, что мы их не слышим, совсем не означает, что они оставле­ны. Наша задача - смотреть на Иисуса и быть благодарными за то, что мы спасаемся Им от гнева» (Рим. 5:9).

Те, кто спаслись в ночь Пасхи, обязаны своим спасением капелькам крови. Верою Моисей совершил Пасху и «пролитие крови, дабы ис­требитель первенцев не коснулся их». Существует распространённая точка зрения, что пролитие крови ничего не означает, что это просто смерть Христа, спасшего нас. Но если бы это было правдой, дети Изра­иля довольствовались бы жареным ягнёнком и горькими травами, а истребитель, разумеется, видел, что происходило внутри, не хуже, чем то, что происходило снаружи. Но нет. «...увижу кровь и пройду мимо вас...» (Исх. 12:13). «Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасёмся Им от гнева» (Рим. 5:9). Четыре животных и двад­цать четыре старца пели новую песню: «...достоин Ты взять книгу и снять с неё печати, ибо Ты был заклан, и Кровию своею искупил нас Богу...» (Откр. 5:9).

Когда я был мальчиком, мы часто пели:

Христос, наш Спаситель, умер на кресте,

Умер за грешника, уплатив все его долги;

Пролейте вашу душу вместе с кровью Агнца,

И я пройду, пройду мимо вас.*

В этом не было никакого смысла.

Но это было Божье слово.

Моисей воспринял его серьёзно.

Весь Израиль был доволен, что он это сделал.

* «Пасха» - «Pass over» - дословно означает «пройти мимо».

 

XXIV.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: