Наш писатель заканчивает работу со своей славной главой тем, что всё время подразумевалось: вера всегда подвергается гонению. Все те мужчины и женщины, которые были описаны в поел, к Евр. 11, постоянно находились на грани преследования. Потому что, если у кого-то сложилось впечатление, что вера всегда избегает острия меча или всегда «прогоняет полки чужих», то он имеет неправильное представление о природе веры. Ведь для того, чтобы «испытать поругание», нужно веры не меньше, чем для того, чтобы «заграждать уста львов». И потому наш писатель заканчивает эту главу, разъясняя это. Есть вера, которая избегает острия меча, есть вера, которая так же доблестно предлагает себя острию меча. Я предлагаю три принципа с особой ссылкой на вопрос преследования.
1. Если можете, избегайте гонений, но примите их, если они неизбежны. Ни у одного из образов поел, к Евр. 11 не было комплекса гонений. В Божьем Царстве нет места потенциальным мученикам. Одной из ошибок церкви является то, что она прославляет мучеников. А эти люди ничем не отличаются от нас. Они сделали то, что должны были сделать. И мы сделали бы. Величие достигается не созданием времени и обстоятельств, позволяющих им проявиться, но преданным следованием принципам веры.
К гонению, следовательно, не нужно стремиться. Если вы ищите гонений, вы, вероятно, их найдёте. Гонение всегда должно быть последним прибежищем. Измените свой путь, чтобы избежать гонения - будь то преследование словесное или не словесное. Почему, вы думаете, наш автор приберёг эту тему о гонении на самый конец? Потому что гонение должно всегда оставаться последним средством.
Но примите его с радостью, если оно всё же должно прийти. Это знак того, что вы являетесь дитём Божьим. «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2-е Тим. 3:12). Если время и обстоятельства поднимают кого-то до высокой чести стать ещё больше похожими на Иисуса, примите гонение с достоинством, «...то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас» (1-е Пет. 4:14).
2. Благодать всегда будет означать испытание, «...как дни твои, будет умножаться богатство твоё» (Втор. 33:25). Люди привыкли говорить о том, что называется «умирающей благодатью». Если вы спросите, что это такое, я отвечу: «Я не знаю. Мне это никогда не нужно было». Но, судя по тем многим, которые знают, это, на самом деле, вполне соответствующее явление. Но для особой благодати вам необходимо особое испытание. Иногда мы укрываем удивительный опыт благодати, которую имели вчера, покрывалом забвения испытаний, которые были необходимы. Если вы молитесь о большей благодати и не получаете её, это происходит потому, что а данный момент вам её достаточно.
Бог всегда даёт долю благодати, равную испытаниям, но не ограждает нас от болезненной реальности. Эти люди были «побиваемы камнями» и «искушаемы». Они «подвергались пыткам» и «испытывали поругание». Разумеется, они ощущали боль. Разумеется, они испытывали страх. Эти испытания были реальными. Когда в 1555 г. в Оксфорде Николаса Ридли привязали к столбу, ему было страшно. И Латимер крикнул ему: «Не бойтесь, мистер Ридли, будьте мужественны; в этот день мы в Англии зажжём свечу, которая, я верю, никогда не погаснет». Тем не менее, было дано достаточно благодати.
3. Ненавистны не вы, а Бог. Знание этого поможет вам избежать «комплекса гонения». Святые Господа не считали причиной гонений лично себя, потому что они знали истинную причину преследований: люди ненавидят Христа. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Иоан. 15:18). «Вас мир не может ненавидеть, а меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нём, что дела его злы» (Иоан. 7:7).
Гонение - это ничто иное, как отражение космического противостояния греха праведности. В гонении нет ничего нового. Оно — предвиденный результат ненависти человека к Богу. Вот почему это так явно вырисовывается в предыстории христианства. Вера воплощает принцип, ненавидимый всеми людьми. Верующий воплощает праведность, которую ненавидят все люди. Праведность - то, что «дано». Она вменена и передана. Она проявляет заложенную в ней сущность в той степени, в какой она передана. Это должно удерживать каждого верующего от самодовольства. Если мир не находит в вас дарованной праведности, не волнуйтесь, вас не осудят. Если они только «видят» вас, они не обидятся, а только успокоятся. Мир не злится на нашу мораль. Его выводит из себя праведность, которая приходит из сверхъестественного царства. Потому что праведность, которая пренебрегает естественным объяснением, оставляет их в недоумении и повергает в страх.
О тех, кто вызывает подобную реакцию других, сказано: «Те, которых весь мир не был достоин». Мир, разумеется, об этом не думает. Мир преследует людей веры потому, что считает, что они этого заслуживают. Но, фактически, мир преследует послушание, которому нет объяснения на естественном уровне. Поэтому не забывайте, что не гонение, а вера может рассчитывать на такую фразу: «Которых весь мир не был достоин». Потому что вера происходит от сверхъестественного. Но есть те, кого этот мир достоин. Кто они? Это - те, кто думает, что кроме этого мира и природы больше ничего нет. И этот мир - всё, что им доступно. Но те, кого стремится описать эта книга, совсем другие. И мы будем другими, если мы станем следовать принципам, которым следуют они.
Эти принципы могут быть выражены одним словом. Это - то, что являлось мотивом для тех, «которых мир не был достоин». Это - то, что вело их вперёд. Это показывает, что Он не стыдится называться их Богом. Что это за слово? Он приготовил для них «город». Город, силуэт которого, хотя весьма отдалённый, - это вершина чудес, встречающихся на пути.
[1] Стигма - позор, клеймо мука, терзание, угрызение, пятно, рана.
[2] Св. Афанасий Александрийский, 295-373 г. г., патриарх г. Александрии, первым дал определение христианской веры и разработал учение о триединстве Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа.
[3] Онтология - отдел метафизики, изучающий суть вещей; изучение бытия.
[4] Кальвинизм - доктрина Жана Кальвина (1509-1564), французского теолога, распространителя Протестантской Реформации во Франции.
[5] В Библии, которой пользуется автор, не «богатство», как в каноническом переводе, а «сила».
[6] Последователь учения Якобуса Арминиуса - датского теолога - протестанта, который отрицал доктрину кальвинистов о предопределении.