Методическая разработка темы программы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

· Характеристика темы;

· Планирование изучение темы;

· Рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:

· Образовательные цели и задачи темы;

· Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

· Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

· Место и роль темы в курсе;

· Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

· Дается дидактический анализ содержания материала;

· Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

· Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо:

1. Продумать методику преподавания темы.

2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.

3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

 

Структура методической разработки урока теоретического обучения.

В основной части можно выделить следующие разделы:

1. Методическое обоснование темы.

2. Методические рекомендации по проведению урока.

3. План урока (с технологической картой).

4. Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).

5. Список литературы (источников) для учащихся.

6. Список литературы для педагогов.

Рекомендуемый план урока:

1. Тема программы.

2. Тема урока.

3. Тип урока.

4. Вид урока.

5. Цель методическая.

6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).

7. Материально-техническое обеспечение урока.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи.

Рекомендуемая технологическая карта урока:

Дидактическая структура урока Методическая подструктура урока Признаки решения дидактичес ких задач
Методы обучения Форма деятельности Методические приемы и их содержание Средства обучения Способы организации деятельности
             

 

 

Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.

Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

· Урок изучения нового учебного материала.

· Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

· Урок обобщения и систематизации знаний.

· Урок контроля знаний, умений и навыков.

· Комбинированный.

Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.):

· Урок по первоначальному формированию умений и навыков.

· Урок совершенствования умений и навыков.

· Урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:

1. Лекция.

2. Беседа.

3. Самостоятельная работа.

4. Практическая работа.

5. Лабораторная работа.

6. Конференция.

7. Семинар.

8. Контрольная работа.

9. Зачет.

10. Деловая игра.

11. Экскурсия.

12. Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:

1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

2. Формирование новых понятий и способов действий.

3. Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)

1. Информационно-рецептивный.

2. Репродуктивный.

3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):

1. Фронтальный.

2. Индивидуальный.

3. Парный.

4. Коллективный.

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).

Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

 

Общие требования к оформлению методической разработки.

1. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт-14 или 15). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.

2. Объем основного содержания-- не менее половины всей рукописи.

3. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

4. Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.

5. Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

6. Количество и объем разделов не лимитируется.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: